Августовский форум педагогических работников «Столичное образование: единая стратегия будущего» состоялся в Минском городском дворце культуры 27 августа. Познакомим читателей с основным докладом ежегодного форума, в котором председатель комитета по образованию Мингорисполкома подводит итоги работы сферы образования города в минувшем году и определяет приоритетные направления нового учебного года.
— Образовательная отрасль Минска, объединяющая 788 учреждений, 335 тысяч обучающихся, 51 000 работников, входит в новый учебный год уверенно, чётко понимая свою миссию, видя как перспективы, так и актуальные задачи, стоящие перед ней, — заявила председатель комитета по образованию Наталья Проскурова. Прошедший учебный год стал для образования города серьёзным испытанием на прочность. Работать пришлось в крайне непростых условиях. Сложная эпидемиологическая ситуация, происходившие в стране политические события и связанные с ними негативные проявления, — открытое давление на руководителей и учителей, попытки дестабилизировать обстановку в педагогических коллективах, — всё это система образования столицы преодолела. Можно уверенно утверждать, что минское образование к новому учебному году готово.
— Педагогическое сообщество Минска, сохранив свои лучшие традиции, смогло обеспечить и высокое качество образования. Об этом говорят результаты: 127 дипломов и первое место команды Минска в республиканской олимпиаде по учебным предметам; 14 призовых мест на международных рейтинговых олимпиадах; 135 учащихся стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, а 15 учащихся — спецфонда по поддержке одарённой и талантливой молодежи; 11 медалей получено на конкурсе профессиональных компетенций WorldSkills; 74 выпускника получили 100-балльные результаты на ЦТ.
В столице завершено обновление материальной базы, внушительные объёмы финансирования позволили привести в порядок все учебные классы и группы, отремонтировать 58 пищеблоков и столовых, 260 санитарных узлов, 135 кровель и фасадов, 370 спортивных залов, площадок и стадионов. Установлено 400 единиц нового торгово-технологического и холодильного оборудования, приобретено 63 компьютерных класса. Сертификаты готовности получены всеми учреждениями общего среднего образования.
— Комбинатом школьного питания разработано новое меню, проведена значительная работа по внедрению инновационных подходов в организации детского питания, — продолжила анализ работы, проделанной в сфере образования города в минувшем году Наталья Проскурова. — Отрасль в целом укомплектована и педагогическими кадрами. За последние три года нам удалось преодолеть критический уровень нехватки воспитателей дошкольного образования, педагогов начальных классов и учителей-предметников, а в целом более чем наполовину сократить кадровый дефицит. Это стало возможным благодаря наращиванию объёмов подготовки учителей и воспитателей в Минском городском педагогическом колледже, а также эффективной работе по подготовке мотивированных абитуриентов — выпускников педагогических классов для поступления в профильные вузы.
Большое внимание в выступлении уделялось вопросам идеологической и воспитательной тематики. «Мы обязаны изменить свое отношение к тому, как мы работаем, что преподаём нашим детям, и нести полную ответственность за их будущее и будущее страны», — призвала педагогов председатель комитета. В настоящее время наиболее актуальным является вектор, направленный на воспитание у детей и молодёжи гражданских качеств личности.
— Мы должны сформировать социальный иммунитет к экстремистским вызовам, политическим манипуляциям, негативным поведенческим проявлениям. Многое уже делается и работает эффективно. В предстоящем учебном году необходимо сосредоточить усилия на взаимодействии с силовыми министерствами и ведомствами, ветеранскими организациями, сделать акцент на военно-патриотические классы, клубы, факультативы этой направленности, военно-патриотические лагеря. Соответствующие факультативные занятия необходимо организовать в каждой школе с максимальным охватом учеников среднего и старшего возраста.
Внимание руководителей и педагогов было обращено на необходимость чёткой позиции по отношению к школе как к государственному учреждению образования. Являться государственным учреждением образования и при этом быть территорией, свободной от государственной идеологии, нельзя. Учебное заведение — это государственный социальный институт, реализующий государственную политику в области образования. Именно поэтому воспитание уважительного отношения к государству, его символам, идеологии было, есть и будет оставаться первоочередной задачей. Эту мысль необходимо донести до коллективов учреждений образования и родительской общественности.
— Серьёзным ресурсом по усилению воспитательного вектора станут руководители по военно-патриотическому воспитанию. До начала учебного года при содействии силовых ведомств надо доукомлектовать учреждения образования этими кадрами, — поставила задачу перед директорским корпусом Наталья Проскурова. — Реальность такова, что параллельно с нашими воспитательными воздействиями расширяется поле рисков столкновения подростков с негативными явлениями. В первую очередь это «провокационный интернет». Нужно признать, что он стал средой негативной социализации современной личности.
Дети сейчас живут в интернете, сидят в социальных сетях, где им предлагают наркотики, вербуют в различные деструктивные организации, призывают к протестным и другим противоправным действиям, глубоко воздействуя на детскую психику. Противостоять этому, по мнению докладчика, может активное, напористое присутствие педагогов в социальных сетях, открытый, аргументированный, убедительный диалог с молодёжью не только в реальной действительности, но и в виртуальном пространстве.
— 33 ресурсных центра по воспитательной работе, имеющиеся в Минске, должны внести это направление работы в свои планы, — подчеркнула председатель комитета по образованию. — Ждём от них рекомендаций памяток, сценариев для педагогов по созданию школами и колледжами воспитывающего пространства в интернете. Продуктивную роль должен играть в этих процессах и Минский городской институт развития образования.
Еще одно направление, обозначенное Натальей Проскуровой, — укрепление социального иммунитета детей и молодёжи, формирование у них компетенций, позволяющих противостоять жизненным трудностям, соблазнам, деструктивному влиянию, помогут понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.
— Такие компетенции учащихся не появляются сами собой, они формируются прежде всего на уроке, под воздействием личного примера учителя, преподавателя, воспитателя. Тема это не нова, о воспитывающей функции обучения говорится постоянно, она заключена в самом содержании преподаваемых дисциплин, независимо от специфики предмета. История великих географических открытий, гражданские подвиги учёных, исследователей, сама их жизнь во имя своего Отечества и многое другое может стать воспитательным потенциалом урока.
В первую очередь сказанное касается предметов общественно-гуманитарного цикла. Формирование позитивного отношения к своей стране, к своей истории и культуре — их главная задача, но воспитывать должен каждый урок. Руководитель профильного комитета Мингорисполкома считает, что следует обмениваться опытом работы в этом направлении, сделать его предметом обсуждения педагогических сообществ. Нужно дойти до каждого учителя, посетить его уроки, помочь наполнить их воспитывающим содержанием.
Также в выступлении была затронута проблематика взаимоотношений школы и семьи. Особенность работы педагогов, как было отмечено в докладе, заключается в том, что зачастую воспитывать приходится не только детей, но и их родителей. Педагоги должны помочь родителям осознать, что самыми эффективными средствами воспитания в семье является личный пример. Задача состоит в достижении единства взглядов, целей и задач воспитания, максимально полного взаимопонимания и согласованности действий семьи и школы.
— Не так давно бытовало мнение, что по отношению к социуму, к семье, школа выполняет сервисные услуги. Такой взгляд породил определённые перекосы в взаимоотношениях школы и семьи, повлиял на формирование личностных качеств детей. Не секрет, что определённая часть родителей проявляет активную гражданскую позицию не в пользу нашей страны, её суверенитета. В этом случае пример родителей противоречит тем нравственным идеалам, которые у детей формируются в школе. В городе есть опыт эффективного и системного социального партнерства с семьёй, интересные формы работы с родителями, как традиционные, так и новые, современные. Думаю, городской родительский комитет, над созданием которого мы сейчас работаем, будет способствовать расширению этого опыта.
«Перед системой образования города стоят серьёзные стратегические задачи, — отметила в завершение доклада Наталья Проскурова. — Уверена, что, как и в прошлом году, мы с вами будем опорой государственной власти и суверенитета страны».
Проблемы развития эмоционального интеллекта обсудили участники І Фестиваля психолого-педагогического мастерства 22 апреля в Минском государственном дворце детей и молодёжи. Мероприятие было организовано Городским центром психолого-педагогической помощи при поддержке Минского городского института развития образования.
С приветственным словом к участникам обратились начальник управления идеологической и воспитательной работы МГИРО Наталья Карпушева, заместитель директора по инновационной деятельности МГДДиМ Ирина Томашевская, заведующий сектором «Городской центр психолого-педагогической помощи» МГДДиМ Кристина Кравчук.
Главная тема фестиваля: «Развитие эмоционального интеллекта как навыка будущего средствами психолого-педагогической поддержки». Его программа включала лекции и доклады специалистов МГИРО и Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя», а также мастер-классы педагогов-психологов школ, детских дошкольных учреждений и Центров дополнительного образования детей и молодёжи Минска.
- 12 мая 2022 10:48:01
- 08 декабря 2021 10:42:58
Татьяна БЕЛОГОЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 33 г. Минска
«Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание», — писал Стефан Цвейг. О каких людях говорил австрийский писатель? Людям какой профессии он давал такую характеристику? Может быть, он писал о собратьях по перу? Возможно… Может, о художниках, скульпторах? Может быть… А вдруг об учителях? Почему бы и нет. Но я знаю представителей ещё одной альтруистической и не менее творческой профессии — журналистики. Уникальность этих людей ещё и в том, что заняли они самую трудную, на мой взгляд, нишу — педагогическую. Методических изданий немного… Практических ещё меньше… Эксклюзивных? Одно? Одно! «Минская школа сегодня» — научно-методический, научно-практический, единственный в своём роде журнал в Беларуси и странах СНГ. Единственный! «Минская школа сегодня» — авторитетное издание, которое направляет, помогает, вдохновляет, объединяет. «Минская школа сегодня» — символичное название. Журнал как alma mater для молодых педагогов, как кладезь мудрости и открытий для опытных учителей столицы. Основанный в 2001 году, в начале столетия и даже тысячелетия, прошедший путь становления, поиска истины и себя, сейчас это современный, идущий в ногу со временем, прошедший проверку временем журнал. 2021 год — юбилейный. День рождения… Грустный праздник? Отнюдь… Отнюдь, если мы говорим о 20-летии печатного издания. С одной стороны, молодой и энергичный возраст, возраст быстрых вопросов и молниеносных ответов. С другой — возраст самоанализа и самопознания, силы и драгоценного опыта. Кто-то из великих сказал: «Лучший подарок в жизни — это возможность много трудиться на работе, которая того стоит». И пусть этот подарок будет длиною в жизнь.
Подробнее→- 08 декабря 2021 10:33:25
Валентина МАКСИМОВИЧ, заведующий учебно-методическим кабинетом Центра дополнительного образования детей и молодежи "Контакт" г. Минска
Уважаемая редакция, авторы и постоянные читатели журнала «Минская школа сегодня»! Творческий коллектив Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г. Минска от всей души поздравляет вас с 20-летним юбилеем! За эти годы журнал зарекомендовал себя как авторитетное и содержательное издание. Каждая публикация — актуальна, практико-ориентированна и фундаментальна. Об этом свидетельствует тот факт, что каждый номер подолгу задерживается на рабочих столах наших педагогов, помогая найти ответы на интересующие вопросы и определить ориентиры дальнейшей творческой деятельности! Желаем новых творческих идей и находок, успеха, здоровья и семейного благополучия!
Подробнее→- 03 декабря 2021 12:52:22
Елена ГИЛЬКО, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 161 г. Минска
Уважаемые коллеги! Поздравляем с 20-летним юбилеем!
Искренне желаем постоянно растущей аудитории читателей. Пусть каждый захочет прочитать журнал от первой
до последней страницы и каждый найдёт в нём что-то интересное и полезное для себя. Именно разноплановость публикуемых материалов отличает вас от других педагогических
изданий. В этом ваша уникальность.
Всегда приятно видеть на страницах журнала материалы
столичных коллег, почерпнуть что-то новое из их опыта, поделиться своими наработками.
С интересом читаешь публикации о проведении конкурсов
профессионального мастерства столичных педагогов, их участии в выставках научно-методической литературы и педагогического опыта, других мероприятиях.
Хочется пожелать коллективу новых творческих свершений, идей и вдохновения. Пусть ваш высокий профессионализм, творческая энергия и далее помогают в решении поставленных задач и реализации новых
интересных проектов.
- 03 декабря 2021 12:46:26
Татьяна КУЗЬМИЧ, заведующий яслями-садом № 239 г. Минска
Если коротко, журнал «Минская школа сегодня» — это
в первую очередь компетентность, доверие и, соответственно,
знак качества. Сегодня мы по любому вопросу привычным
движением руки «вбиваем запрос» в поисковую строку браузера, а в этом водовороте публикаций и компиляций найти
качественный продукт не всегда возможно.
20 лет… Это много или мало?
Если поразмышлять и задуматься, то 20 лет — это целая
эпоха. За это время ребёнок уже окончит детский сад и школу, точно определится с дальнейшим профессиональным
путём. Другими словами, 20 лет — это уже зрелость, надёжность, но в то же время молодость и современность. Ведь
впереди открыты все дороги. Думается, самые интересные
статьи и открытия у журнала ещё впереди.
Меня как управленца, конечно же, в-первую очередь интересуют теоретические и практические разработки наших
учёных, а также материалы по работе с кадрами. Такие разделы, как «Приёмная руководителя», «Мир ИТ», «Мнение специалиста» — в приоритете. Для педагогов учреждения рубрика
«Малышок» — ориентир, поскольку здесь собраны лучшие методические наработки в сфере
дошкольного образования столицы.
Журнал тем и интересен, что каждый раздел найдёт своего читателя.
Одно я знаю точно: будущее у издания, безусловно, есть! Возможно, изменится формат, но
три составляющие: качество, доверие и компетентность — останутся. Искренне верю, что так
оно и будет!
- 03 декабря 2021 12:36:37
- 03 декабря 2021 09:58:16
Екатерина ПЕТРУЦКАЯ, директор Минского городского педагогического колледжа
От всей души хочу поздравить редакцию, авторов и читателей журнала «Минская школа сегодня» с 20-летием. Журнал отмечает юбилей в год, объявленный Годом народного единства, и это, на мой взгляд, очень символично. Издание объединяет педагогов, открывает новые ориентиры развития столичного образования. Все эти годы журнал был и остаётся в центре педагогической жизни столицы. На его страницах публикуются лучшие образцы педагогического мастерства и искусства управления в сфере образования. «Минская школа сегодня» твёрдо стоит на позициях патриотизма, сохранения и продолжения национальных традиций в педагогике. «Минская школа сегодня» — история и настоящее столичного образования. Мне как педагогу и руководителю особенно близко и понятно стремление журнала честно и убедительно рассказывать о том, как живут педагоги, те, кто своим трудом и талантом создаёт духовные богатства страны. Желаю творческого вдохновения, профессионального оптимизма, новых открытий и интересных встреч!
Подробнее→- 02 декабря 2021 08:49:05
Ольга МИНЕНКОВА, главный редактор
20 лет прошло, как о себе сначала робко, неумело, но затем амбициозно заявил журнал «Минская школа» и сразу привлёк внимание педагогической общественности. Инициатором создания единственного в своём роде издания, пишущего о педагогах и для педагогов столицы, выступил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Титенков. В результате нелёгкого труда команды единомышленников получился уникальный проект, со своими традициями и достижениями. За эти годы многое менялось: тематика материалов, формат и оформление журнала, к названию «Минская школа» присоединилось слово «сегодня». Одно оставалось неизменным — наша миссия: демонстрировать достижения и опыт столичных педагогов.
Подробнее→- 02 декабря 2021 08:27:21
Внимание! Городской открытый дистанционный конкурс по разработке дизайна электронного документа обучающегося (сервиса) карта учащегося «Ученический билет» пройдет с 29 ноября по 29 декабря 2021 года.
К участию в конкурсе приглашаются педагоги, учащиеся, творческие коллективы (не более трех авторов) учреждений общего среднего образования г. Минска, дополнительного образования детей и молодежи, учреждений образования, подведомственных комитету по образованию Мингорисполкома.
Подробнее→- 30 ноября 2021 08:12:24
Перед началом городского форума педагогических работников «Столичное образование: единая стратегия будущего» педагоги и почётные гости форума знакомились с работой шести интерактивных площадок в рамках выставки «Адреса инновационного опыта».
Важно, что форум в этом году был организован в формате диалоговых площадок, что позволило участвовать в мероприятии более тысячи педагогам. Представители интерактивных площадок в дистанционном режиме общались с участниками форума, находившимися в просторном зале Минского городского дворца культуры, высказываясь о своем видении путей совершенствования сферы столичного образования.
Подробнее→- 13 сентября 2021 10:38:56
- 13 сентября 2021 09:01:48
В номере:
- интервью с заведующим отдела технического творчества и спорта Минского государственного дворца детей и молодежи Алевтиной Урбан;
- как взаимодействуют современные учреждения образования;
- как внедряется геймификация в электронное образование;
- как провести народное гуляние, чтобы приобщить детей к изучению фольклорного наследия;
- как понять, чего хочется достичь в жизни, раскрыть свой потенциал;
- как провести неделю, посвященную Году народного единства в младшей школе;
- как провести познавательно-игровую программу с элементами квеста "От наследия малой родины - до наследия Беларуси";
- как развивать речь ребенка 4-5 лет;
- как учитель-дефектолог может использовать здоровьесберегающие технологии в работе.
- 10 июня 2021 09:02:59
В номере:
- интервью с учителем начальных классов гимназии № 33 г. Минска, победителем городского конкурса профессионального мастерства "Будущее в настоящем — 2021" в номинации "Мы — молодые!" Вероникой Гарощеня;
- как сформировать предприимчивость и развить предпринимательство в молодежной среде (о проекте "Бизнес-навигатор в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей);
- как эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в управлении учреждением образования;
- как в Минске организовано непрерывное профессиональное образование с использованием электронного документооборота;
- как использовать мультиборд на уроках иностранного языка;
- как действовать, проводя расследование несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками;
- как создать досугово-игровые комнаты в летнем лагере;
как бороться со стрессом на работе;- как воплотить в жизнь программу гуманитарно-эстетического образования в школе;
- как с помощью конструктора ТИКО обучить малышей грамоте;
- как предупредить оптическую дисграфию у дошкольников.
Подробнее→
- 24 мая 2021 13:13:13
59 городские туристские соревнования обучающихся пройдут 14-16 мая 2021 года в лесном массиве остановочного пункта "Зеленое".
Организаторы: комитет по образованию Мингорисполкома, Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи.
В соответствии с планом централизованных мероприятий в сфере образования на 2021 год Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодёжи проводит туристские соревнования обучающихся с целью активизации и популяризации туристской, краеведческой, экскурсионной работы в учебных заведениях. Участие в такого рода соревнованиях повышает спортивное и техническое мастерство, развивает познавательную активность обучающихся.
К участию допускаются команды учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи. Спортивная программа будет представлена соревнованиями по спортивному ориентированию, по технике пешеходного, велосипедного туризма. Ребята посоревнуются в представлении команд, в выпуске туристских газет, организации туристского быта, а также поучаствуют в экологической акции "Чистый лес — чистая совесть туриста". Победители будут награждаться дипломами комитета по образованию Мингорисполкома, медалями, кубками МГТЭЦДиМ.
По результатам соревнований будут определены сильнейшие спортсмены и команды, кандидаты в сборную г. Минска для участия в туристском слете Союзного государства.
Подробнее→
- 13 мая 2021 12:47:25
-
На странице:Показано с 1 по 15 из 18 (всего 2 страниц)