Стратегия столичного образования: сплочение, развитие, качество

Августовский форум педагогических работников «Столичное образование: единая стратегия будущего» состоялся в Минском городском дворце культуры 27 августа. Познакомим читателей с основным докладом ежегодного форума, в котором председатель комитета по образованию Мингорисполкома подводит итоги работы сферы образования города в минувшем году и определяет приоритетные направления нового учебного года.

— Образовательная отрасль Минска, объединяющая 788 учреждений, 335 тысяч обучающихся, 51 000 работников, входит в новый учебный год уверенно, чётко понимая свою миссию, видя как перспективы, так и актуальные задачи, стоящие перед ней, — заявила председатель комитета по образованию Наталья Проскурова. Прошедший учебный год стал для образования города серьёзным испытанием на прочность. Работать пришлось в крайне непростых условиях. Сложная эпидемиологическая ситуация, происходившие в стране политические события и связанные с ними негативные проявления, — открытое давление на руководителей и учителей, попытки дестабилизировать обстановку в педагогических коллективах, — всё это система образования столицы преодолела. Можно уверенно утверждать, что минское образование к новому учебному году готово.

— Педагогическое сообщество Минска, сохранив свои лучшие традиции, смогло обеспечить и высокое качество образования. Об этом говорят результаты: 127 дипломов и первое место команды Минска в республиканской олимпиаде по учебным предметам; 14 призовых мест на международных рейтинговых олимпиадах; 135 учащихся стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, а 15 учащихся — спецфонда по поддержке одарённой и талантливой молодежи; 11 медалей получено на конкурсе профессиональных компетенций WorldSkills; 74 выпускника получили 100-балльные результаты на ЦТ.

В столице завершено обновление материальной базы, внушительные объёмы финансирования позволили привести в порядок все учебные классы и группы, отремонтировать 58 пищеблоков и столовых, 260 санитарных узлов, 135 кровель и фасадов, 370 спортивных залов, площадок и стадионов. Установлено 400 единиц нового торгово-технологического и холодильного оборудования, приобретено 63 компьютерных класса. Сертификаты готовности получены всеми учреждениями общего среднего образования.

— Комбинатом школьного питания разработано новое меню, проведена значительная работа по внедрению инновационных подходов в организации детского питания, — продолжила анализ работы, проделанной в сфере образования города в минувшем году Наталья Проскурова. — Отрасль в целом укомплектована и педагогическими кадрами. За последние три года нам удалось преодолеть критический уровень нехватки воспитателей дошкольного образования, педагогов начальных классов и учителей-предметников, а в целом более чем наполовину сократить кадровый дефицит. Это стало возможным благодаря наращиванию объёмов подготовки учителей и воспитателей в Минском городском педагогическом колледже, а также эффективной работе по подготовке мотивированных абитуриентов — выпускников педагогических классов для поступления в профильные вузы.

Большое внимание в выступлении уделялось вопросам идеологической и воспитательной тематики. «Мы обязаны изменить свое отношение к тому, как мы работаем, что преподаём нашим детям, и нести полную ответственность за их будущее и будущее страны», — призвала педагогов председатель комитета. В настоящее время наиболее актуальным является вектор, направленный на воспитание у детей и молодёжи гражданских качеств личности.

— Мы должны сформировать социальный иммунитет к экстремистским вызовам, политическим манипуляциям, негативным поведенческим проявлениям. Многое уже делается и работает эффективно. В предстоящем учебном году необходимо сосредоточить усилия на взаимодействии с силовыми министерствами и ведомствами, ветеранскими организациями, сделать акцент на военно-патриотические классы, клубы, факультативы этой направленности, военно-патриотические лагеря. Соответствующие факультативные занятия необходимо организовать в каждой школе с максимальным охватом учеников среднего и старшего возраста.

Внимание руководителей и педагогов было обращено на необходимость чёткой позиции по отношению к школе как к государственному учреждению образования. Являться государственным учреждением образования и при этом быть территорией, свободной от государственной идеологии, нельзя. Учебное заведение — это государственный социальный институт, реализующий государственную политику в области образования. Именно поэтому воспитание уважительного отношения к государству, его символам, идеологии было, есть и будет оставаться первоочередной задачей. Эту мысль необходимо донести до коллективов учреждений образования и родительской общественности.

— Серьёзным ресурсом по усилению воспитательного вектора станут руководители по военно-патриотическому воспитанию. До начала учебного года при содействии силовых ведомств надо доукомлектовать учреждения образования этими кадрами, — поставила задачу перед директорским корпусом Наталья Проскурова. — Реальность такова, что параллельно с нашими воспитательными воздействиями расширяется поле рисков столкновения подростков с негативными явлениями. В первую очередь это «провокационный интернет». Нужно признать, что он стал средой негативной социализации современной личности.

Дети сейчас живут в интернете, сидят в социальных сетях, где им предлагают наркотики, вербуют в различные деструктивные организации, призывают к протестным и другим противоправным действиям, глубоко воздействуя на детскую психику. Противостоять этому, по мнению докладчика, может активное, напористое присутствие педагогов в социальных сетях, открытый, аргументированный, убедительный диалог с молодёжью не только в реальной действительности, но и в виртуальном пространстве.

— 33 ресурсных центра по воспитательной работе, имеющиеся в Минске, должны внести это направление работы в свои планы, — подчеркнула председатель комитета по образованию. — Ждём от них рекомендаций памяток, сценариев для педагогов по созданию школами и колледжами воспитывающего пространства в интернете. Продуктивную роль должен играть в этих процессах и Минский городской институт развития образования.

Еще одно направление, обозначенное Натальей Проскуровой, — укрепление социального иммунитета детей и молодёжи, формирование у них компетенций, позволяющих противостоять жизненным трудностям, соблазнам, деструктивному влиянию, помогут понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

— Такие компетенции учащихся не появляются сами собой, они формируются прежде всего на уроке, под воздействием личного примера учителя, преподавателя, воспитателя. Тема это не нова, о воспитывающей функции обучения говорится постоянно, она заключена в самом содержании преподаваемых дисциплин, независимо от специфики предмета. История великих географических открытий, гражданские подвиги учёных, исследователей, сама их жизнь во имя своего Отечества и многое другое может стать воспитательным потенциалом урока.

В первую очередь сказанное касается предметов общественно-гуманитарного цикла. Формирование позитивного отношения к своей стране, к своей истории и культуре — их главная задача, но воспитывать должен каждый урок. Руководитель профильного комитета Мингорисполкома считает, что следует обмениваться опытом работы в этом направлении, сделать его предметом обсуждения педагогических сообществ. Нужно дойти до каждого учителя, посетить его уроки, помочь наполнить их воспитывающим содержанием.

Также в выступлении была затронута проблематика взаимоотношений школы и семьи. Особенность работы педагогов, как было отмечено в докладе, заключается в том, что зачастую воспитывать приходится не только детей, но и их родителей. Педагоги должны помочь родителям осознать, что самыми эффективными средствами воспитания в семье является личный пример. Задача состоит в достижении единства взглядов, целей и задач воспитания, максимально полного взаимопонимания и согласованности действий семьи и школы.

— Не так давно бытовало мнение, что по отношению к социуму, к семье, школа выполняет сервисные услуги. Такой взгляд породил определённые перекосы в взаимоотношениях школы и семьи, повлиял на формирование личностных качеств детей. Не секрет, что определённая часть родителей проявляет активную гражданскую позицию не в пользу нашей страны, её суверенитета. В этом случае пример родителей противоречит тем нравственным идеалам, которые у детей формируются в школе. В городе есть опыт эффективного и системного социального партнерства с семьёй, интересные формы работы с родителями, как традиционные, так и новые, современные. Думаю, городской родительский комитет, над созданием которого мы сейчас работаем, будет способствовать расширению этого опыта.

 «Перед системой образования города стоят серьёзные стратегические задачи, — отметила в завершение доклада Наталья Проскурова. — Уверена, что, как и в прошлом году, мы с вами будем опорой государственной власти и суверенитета страны».

Перед началом городского форума педагогических работников «Столичное образование: единая стратегия будущего» педагоги и почётные гости форума знакомились с работой шести интерактивных площадок в рамках выставки «Адреса инновационного опыта».

Важно, что форум в этом году был организован в формате диалоговых площадок, что позволило участвовать в мероприятии более тысячи педагогам. Представители интерактивных площадок в дистанционном режиме общались с участниками форума, находившимися в просторном зале Минского городского дворца культуры, высказываясь о своем видении путей совершенствования сферы столичного образования.

  Подробнее→
  • 13 сентября 2021 10:38:56
Августовский форум педагогических работников «Столичное образование: единая стратегия будущего» состоялся в Минском городском дворце культуры 27 августа. Познакомим читателей с основным докладом ежегодного форума, в котором председатель комитета по образованию Мингорисполкома подводит итоги работы сферы образования города в минувшем году и определяет приоритетные направления нового учебного года.  Подробнее→
  • 13 сентября 2021 09:01:48

В номере:

  • интервью с заведующим отдела технического творчества и спорта Минского государственного дворца детей и молодежи Алевтиной Урбан;
  • как взаимодействуют современные учреждения образования;
  • как внедряется геймификация в электронное образование;
  • как провести народное гуляние, чтобы приобщить детей к изучению фольклорного наследия;
  • как понять, чего хочется достичь в жизни, раскрыть свой потенциал;
  • как провести неделю,  посвященную Году народного единства в младшей школе;
  • как провести познавательно-игровую программу с элементами квеста "От наследия малой родины  - до наследия Беларуси";
  • как развивать речь ребенка 4-5 лет;
  • как учитель-дефектолог может использовать здоровьесберегающие технологии в работе.


  Подробнее→
  • 10 июня 2021 09:02:59





В номере:

  • интервью с учителем начальных классов гимназии № 33 г. Минска, победителем городского конкурса профессионального мастерства "Будущее в настоящем — 2021" в номинации "Мы — молодые!" Вероникой Гарощеня;
  • как сформировать предприимчивость и развить предпринимательство в молодежной среде (о проекте "Бизнес-навигатор в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей);
  • как эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в управлении учреждением образования;
  • как в Минске организовано непрерывное профессиональное образование с использованием электронного документооборота;
  • как использовать мультиборд на уроках иностранного языка;
  • как действовать, проводя расследование несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками;
  • как создать досугово-игровые комнаты в летнем лагере;

  • как бороться со стрессом на работе;
  • как воплотить в жизнь программу гуманитарно-эстетического образования в школе;
  • как с помощью конструктора ТИКО обучить малышей грамоте;
  • как предупредить оптическую дисграфию у дошкольников.

  Подробнее→
  • 24 мая 2021 13:13:13

59 городские туристские соревнования обучающихся пройдут 14-16 мая 2021 года в лесном массиве остановочного пункта "Зеленое".

Организаторы: комитет по образованию Мингорисполкома, Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи.

В соответствии с планом централизованных мероприятий в сфере образования на 2021 год Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодёжи проводит туристские соревнования обучающихся с целью активизации и популяризации туристской, краеведческой, экскурсионной работы в учебных заведениях. Участие в такого рода соревнованиях повышает спортивное и техническое мастерство, развивает познавательную активность обучающихся.

К участию допускаются команды учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи. Спортивная программа будет представлена соревнованиями по спортивному ориентированию, по технике пешеходного, велосипедного туризма. Ребята посоревнуются в представлении команд, в выпуске туристских газет, организации туристского быта, а также поучаствуют в экологической акции "Чистый лес — чистая совесть туриста". Победители будут награждаться дипломами комитета по образованию Мингорисполкома, медалями, кубками МГТЭЦДиМ.

По результатам соревнований будут определены сильнейшие спортсмены и команды, кандидаты в сборную г. Минска для участия в туристском слете Союзного государства.

  Подробнее→
  • 13 мая 2021 12:47:25
Научно-практическая конференции работников учреждений общего среднего, специального и дополнительного образования Заводского района г. Минска «Образовательное пространство мегаполиса: актуальные вопросы, достижения и инновации» прошла на базе средней школы № 186.  Подробнее→
  • 12 апреля 2021 13:58:56

Торжественная церемония награждения победителей дистанционного конкурса с международным участием «Лучший сайт учреждения образования — 2021» прошла 18 февраля в рамках 19-й Международной специализированной выставки «Образование и карьера». В семи конкурсных номинациях соревновались 223 участника, победу одержали 29 сайтов.

  Подробнее→
  • 26 марта 2021 11:50:35

На коллегии комитета по образованию Мингорисполкома подведены итоги работы городской системы образования за 2020 год и обозначены направления работы на текущий год. В коллегии приняли участие заместитель председателя Мингорисполкома Артём Цуран, директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь Михаил Мирончик, председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров, председатель Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова.


  Подробнее→
  • 26 марта 2021 11:32:18
  • На странице:
    Показано с 1 по 8 из 8 (всего 1 страниц)