Стратегия столичного образования: сплочение, развитие, качество

  • 13 сентября 2021 09:01:48

— Образовательная отрасль Минска, объединяющая 788 учреждений, 335 тысяч обучающихся, 51 000 работников, входит в новый учебный год уверенно, чётко понимая свою миссию, видя как перспективы, так и актуальные задачи, стоящие перед ней, — заявила председатель комитета по образованию Наталья Проскурова. Прошедший учебный год стал для образования города серьёзным испытанием на прочность. Работать пришлось в крайне непростых условиях. Сложная эпидемиологическая ситуация, происходившие в стране политические события и связанные с ними негативные проявления, — открытое давление на руководителей и учителей, попытки дестабилизировать обстановку в педагогических коллективах, — всё это система образования столицы преодолела. Можно уверенно утверждать, что минское образование к новому учебному году готово.

— Педагогическое сообщество Минска, сохранив свои лучшие традиции, смогло обеспечить и высокое качество образования. Об этом говорят результаты: 127 дипломов и первое место команды Минска в республиканской олимпиаде по учебным предметам; 14 призовых мест на международных рейтинговых олимпиадах; 135 учащихся стали стипендиатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, а 15 учащихся — спецфонда по поддержке одарённой и талантливой молодежи; 11 медалей получено на конкурсе профессиональных компетенций WorldSkills; 74 выпускника получили 100-балльные результаты на ЦТ.

В столице завершено обновление материальной базы, внушительные объёмы финансирования позволили привести в порядок все учебные классы и группы, отремонтировать 58 пищеблоков и столовых, 260 санитарных узлов, 135 кровель и фасадов, 370 спортивных залов, площадок и стадионов. Установлено 400 единиц нового торгово-технологического и холодильного оборудования, приобретено 63 компьютерных класса. Сертификаты готовности получены всеми учреждениями общего среднего образования.

— Комбинатом школьного питания разработано новое меню, проведена значительная работа по внедрению инновационных подходов в организации детского питания, — продолжила анализ работы, проделанной в сфере образования города в минувшем году Наталья Проскурова. — Отрасль в целом укомплектована и педагогическими кадрами. За последние три года нам удалось преодолеть критический уровень нехватки воспитателей дошкольного образования, педагогов начальных классов и учителей-предметников, а в целом более чем наполовину сократить кадровый дефицит. Это стало возможным благодаря наращиванию объёмов подготовки учителей и воспитателей в Минском городском педагогическом колледже, а также эффективной работе по подготовке мотивированных абитуриентов — выпускников педагогических классов для поступления в профильные вузы.

Большое внимание в выступлении уделялось вопросам идеологической и воспитательной тематики. «Мы обязаны изменить свое отношение к тому, как мы работаем, что преподаём нашим детям, и нести полную ответственность за их будущее и будущее страны», — призвала педагогов председатель комитета. В настоящее время наиболее актуальным является вектор, направленный на воспитание у детей и молодёжи гражданских качеств личности.

— Мы должны сформировать социальный иммунитет к экстремистским вызовам, политическим манипуляциям, негативным поведенческим проявлениям. Многое уже делается и работает эффективно. В предстоящем учебном году необходимо сосредоточить усилия на взаимодействии с силовыми министерствами и ведомствами, ветеранскими организациями, сделать акцент на военно-патриотические классы, клубы, факультативы этой направленности, военно-патриотические лагеря. Соответствующие факультативные занятия необходимо организовать в каждой школе с максимальным охватом учеников среднего и старшего возраста.

Внимание руководителей и педагогов было обращено на необходимость чёткой позиции по отношению к школе как к государственному учреждению образования. Являться государственным учреждением образования и при этом быть территорией, свободной от государственной идеологии, нельзя. Учебное заведение — это государственный социальный институт, реализующий государственную политику в области образования. Именно поэтому воспитание уважительного отношения к государству, его символам, идеологии было, есть и будет оставаться первоочередной задачей. Эту мысль необходимо донести до коллективов учреждений образования и родительской общественности.

— Серьёзным ресурсом по усилению воспитательного вектора станут руководители по военно-патриотическому воспитанию. До начала учебного года при содействии силовых ведомств надо доукомлектовать учреждения образования этими кадрами, — поставила задачу перед директорским корпусом Наталья Проскурова. — Реальность такова, что параллельно с нашими воспитательными воздействиями расширяется поле рисков столкновения подростков с негативными явлениями. В первую очередь это «провокационный интернет». Нужно признать, что он стал средой негативной социализации современной личности.

Дети сейчас живут в интернете, сидят в социальных сетях, где им предлагают наркотики, вербуют в различные деструктивные организации, призывают к протестным и другим противоправным действиям, глубоко воздействуя на детскую психику. Противостоять этому, по мнению докладчика, может активное, напористое присутствие педагогов в социальных сетях, открытый, аргументированный, убедительный диалог с молодёжью не только в реальной действительности, но и в виртуальном пространстве.

— 33 ресурсных центра по воспитательной работе, имеющиеся в Минске, должны внести это направление работы в свои планы, — подчеркнула председатель комитета по образованию. — Ждём от них рекомендаций памяток, сценариев для педагогов по созданию школами и колледжами воспитывающего пространства в интернете. Продуктивную роль должен играть в этих процессах и Минский городской институт развития образования.

Еще одно направление, обозначенное Натальей Проскуровой, — укрепление социального иммунитета детей и молодёжи, формирование у них компетенций, позволяющих противостоять жизненным трудностям, соблазнам, деструктивному влиянию, помогут понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

— Такие компетенции учащихся не появляются сами собой, они формируются прежде всего на уроке, под воздействием личного примера учителя, преподавателя, воспитателя. Тема это не нова, о воспитывающей функции обучения говорится постоянно, она заключена в самом содержании преподаваемых дисциплин, независимо от специфики предмета. История великих географических открытий, гражданские подвиги учёных, исследователей, сама их жизнь во имя своего Отечества и многое другое может стать воспитательным потенциалом урока.

В первую очередь сказанное касается предметов общественно-гуманитарного цикла. Формирование позитивного отношения к своей стране, к своей истории и культуре — их главная задача, но воспитывать должен каждый урок. Руководитель профильного комитета Мингорисполкома считает, что следует обмениваться опытом работы в этом направлении, сделать его предметом обсуждения педагогических сообществ. Нужно дойти до каждого учителя, посетить его уроки, помочь наполнить их воспитывающим содержанием.

Также в выступлении была затронута проблематика взаимоотношений школы и семьи. Особенность работы педагогов, как было отмечено в докладе, заключается в том, что зачастую воспитывать приходится не только детей, но и их родителей. Педагоги должны помочь родителям осознать, что самыми эффективными средствами воспитания в семье является личный пример. Задача состоит в достижении единства взглядов, целей и задач воспитания, максимально полного взаимопонимания и согласованности действий семьи и школы.

— Не так давно бытовало мнение, что по отношению к социуму, к семье, школа выполняет сервисные услуги. Такой взгляд породил определённые перекосы в взаимоотношениях школы и семьи, повлиял на формирование личностных качеств детей. Не секрет, что определённая часть родителей проявляет активную гражданскую позицию не в пользу нашей страны, её суверенитета. В этом случае пример родителей противоречит тем нравственным идеалам, которые у детей формируются в школе. В городе есть опыт эффективного и системного социального партнерства с семьёй, интересные формы работы с родителями, как традиционные, так и новые, современные. Думаю, городской родительский комитет, над созданием которого мы сейчас работаем, будет способствовать расширению этого опыта.

 «Перед системой образования города стоят серьёзные стратегические задачи, — отметила в завершение доклада Наталья Проскурова. — Уверена, что, как и в прошлом году, мы с вами будем опорой государственной власти и суверенитета страны».