МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Внедряем современные формы управления

Тотальная информатизация и цифровизация, необходимость удалённого взаимодействия, следовательно, внедрение дистанционных форм обучения, развитие, трансформация и появление нового интернет-контента — это основные тренды современного развития общества и образования. Поэтому в условиях динамичной внешней среды учреждениям образования, ориентированным на перспективность развития своей деятельности, необходимо постоянное внедрение современных форм управления, в том числе по взаимодействию с семьями воспитанников.

Это диктует объективная реальность. Это же закреплено и на законодательном уровне. Так, согласно инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационно-коммуникационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2021/22 учебном году» необходимо сосредоточить внимание на разработке и внедрении перечня востребованных в системе образования электронных сервисов, обеспечивающих не только жизнедеятельность учреждения образования и используемых педагогами и обучающимися в образовательном процессе, но используемых законными представителями обучающихся как участников образовательного процесса.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2021/22 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» указывается, что на официальных сайтах учреждений образования необходимо размещать и постоянно обновлять материалы по профилактике детского травматизма, пропаганде здорового образа жизни и обучению навыкам безопасного поведения, в том числе на дороге, воде и вблизи водоёмов, обеспечению общественной безопасности и порядка действий педагогических работников при возникновении ситуаций, создающих опасность причинения вреда жизни и здоровью воспитанников и педагогических работников; а также организовывать дистанционное информирование родителей (законных представителей) воспитанников о проводимых тематических мероприятиях по вопросам охраны жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактике детского травматизма, об ответственности родителей (законных представителей) воспитанников за оставление детей в опасности, в том числе посредством мобильной связи, родительских чатов в мессенджерах и социальных сетях (Telegram, Instagram, WhatsApp, ВКонтакте, Viber и др.).

Безусловно, уже более десяти лет учреждения образования достаточно эффективно виртуально взаимодействуют с родителями через официальные сайты. Это их своеобразная визитная карточка, ведь большинство семей знакомство с учреждением начинают именно с сайта.

Можно сколь угодно менять его дизайн, проводить редизайнинг, но главное — это его содержание, качественное наполнение, те интернет-проекты, которые вы реализуете. Остановлюсь на опыте работы нашего учреждения.

В-первую очередь, сайт — это площадка для демонстрации опыта учреждения в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

И это отнюдь не только Дни здоровья и физкультурные праздники. Это современные интерактивные формы работы с родителями: квесты, флешмобы, походы и экскурсии, фестивали открытых просмотров образовательной услуги на платной основе «Детского фитнеса». В целом, если проанализировать архив новостной ленты, то мероприятий с пометкой, или как сегодня принято говорить с хештегом #ЗОЖ, или #Здоровьедетей, можно насчитать до 30 % от всех проводимых.

Остановимся на наших интернет-проектах, реализуемых совместно с родителями.

«Страничка успеха» создана для того, чтобы родители могли рассказать о достижениях своих юных спортсменов: гимнастов и велороллеров, футболистов и боксёров, пловцов и даже синхронистов. Это не только рассказы о достижениях воспитанников, но и интервью с их родителями, с ними самими. Всё это, несомненно, способствует популяризации и приобщению детей к спорту.

«Народная зарядка» — успешный проект на нашем YouTube-канале. После показательного выступления наших воспитателей, проект собрал целую группу мам, которые занимались разминкой прямо на территории дошкольного учреждения.

Но тем не менее реалии жизни таковы, что всё это практически уже «наше вчера». «Наше сегодня» — это виртуальные информационные площадки мобильных мессенджеров и социальных сетей.

Как показывает практика, большинство интернет-сайтов уже практически не посещаемы. Они выполняют только информационную функцию, являются онлайн-хранилищем различных официальных документов.

Следовательно, необходимо перемещать образовательную и информационную площадки в социальные сети, ведь для них характерны:

  • комфортная и привычная среда для пользователей — любой родитель хотя бы один раз в день зайдёт к себе на страничку, а значит, и к нам;
  • отсутствие оплаты за разработку и регистрацию, дорогостоящего серверного оборудования;
  • неограниченное дисковое пространство для хранения различного контента, например аудио- и видеофайлы, изображения, следовательно, широкие демонстрационные возможности, например можно создавать фотоальбомы, обмениваться файлами;
  • удобство сервисов рассылки и уведомлений, возможность фильтрации поступающей информации посредством отключения комментариев;
  • надёжность хранения данных, поскольку многие социальные сети тратят немалые средства на поддержание своей защиты;
  • возможность использовать разнообразные формы взаимодействия и общения — проводить голосования и опросы, обмениваться файлами, вести переписку и т. д.

Посредством родительских чатов в группах Viber мы провели опрос «В каких социальных сетях и мессенджерах вы бы хотели видеть представленным наше учреждение?» В результате в лидерах оказались Instagram и Telegram. Также в ходе опроса выявляли тематику и формат контента для размещения и обсуждения на интернет-ресурсах.

Сегодня основная активность в социальных сетях приходится на пользователей возрастной группы 15–35 лет. Более 82,8 % жителей Беларуси являются пользователями интернета. Около 50 % трафика белорусов приходится на мессенджеры, более 40 % — на социальные сети.

Определённую работу провели с целью привлечения родителей в ряды подписчиков. Размещение ссылок на официальном сайте и в группах, в родительских чатах — это безусловно, но подключили и живое интерактивное общение.

В 2020 году мы приглашали всех родителей прогуляться по нашим социальным сетям: налево пойдёшь — в Instagram к нам попадёшь, направо — в Telegram, а кто прямо пойдёт — YouTube-канал тут всех ждёт. Наши аниматоры приготовили игровую программу: сфотографироваться в фотозоне; сделать и запустить самолётик (символ телеграм-канала), где обязательно написать пожелания для коллектива, снять видеоролик на YouTube.

Сегодня наши социальные сети активно развиваются и продвигаются. Мы учимся создавать удобный формат, осваиваем новые возможности использования. Помощниками в создании уникального контента для нас являются многочисленные, встроенные инструменты для создания интересных видео: различные фильтры и эффекты, добавление аудиоряда, которые можно применять к публикуемым posts и stories.

Мы стараемся сделать свой профиль максимально интерактивным и следить за тем, как реагируют пользователи на наш контент, например с помощью опросов. Нажимая кнопку и видя результат, пользователь чувствует себя причастным к жизни канала и коллектива. Опрос, как правило, создаём без дополнительных ботов и программ. Можно выбрать режим, где предлагается несколько ответов, или режим викторины — после ответа участник узнаёт, правильно он ответил или нет. Например, мы спрашиваем у родителей, каким спортом занимается их ребёнок, какие факторы в большей степени влияют на состояние здоровья ребёнка. Обратную связь от родителей также получаем посредством включённых комментариев, а самые «продвинутые» и активные шлют нам свои видеообзоры.

Instagram — это не только посты и истории, но и прямые эфиры, особенно сейчас, когда все массовые мероприятия проводятся без участия родителей. Это самый популярный способ коммуникации с нашей аудиторией. Всегда ведём анонс предстоящего прямого эфира.

Стараемся ранжировать наш материал. Instagram используем более широко. Телеграм-канал используем для небольших по формату сообщений. Обычно это короткая мысль с иллюстрацией, так как подписчики не будут откладывать прочтение на потом, ведь оно займёт всего минуту. Примеры таких постов: «Большой спорт для малышей»; «Гаджеты и дети»; «Вредные привычки мы возьмём в кавычки».

В постоянной рубрике «Просто о сложном, или все секреты дошкольной педагогики» раскрываем родителям такие понятия, как «двигательная активность ребёнка», «день здоровья», «физические качества», «элементы спортивных игр», используемые в профессиональной лексике педагогами дошкольного образования.

Следует отметить, что родители фактически не проявляют интереса к статьям и брошюрам, размещённым в информационных уголках групп. Однако они постоянно обращаются с запросом о показе способов и форм практических занятий с детьми.

Среди наших видеоуроков особой популярностью пользуются рекомендации руководителя физического воспитания Натальи Кисель:

  • как правильно научить ребёнка прыгать в длину с места;
  • обучаем ребёнка безопасному скольжению по ледяным дорожкам и т. д.

Не остаются в стороне и воспитатели дошкольного образования. В топе видеоурок воспитателя Нины Метлицкой «Как научись ребёнка правильно мыть руки».

В вопросах приобщения семей наших воспитанников к ЗОЖ также активно используем особый жанр интернет-роликов — челлендж (сhallenge).

Совсем недавно запустили челлендж «Отжимаемся вместе с папой или на папе», «Утренний разбудильник». Удивила обратная связь, организованная родителями, когда такие состязания захватывали практически всю группу.

Приобщение к ЗОЖ ведём в том числе и через популяризацию внешних интернет-ресурсов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья воспитанников, информацию размещаем с помощью QR-кодов. Если заглянуть в раздевальные помещения групп в преддверии дня здоровья, то увидим спортивную афишу из учреждений со спортивными секциями для детей дошкольного возраста, подборку мультфильмов на YouTube по теме здорового образа жизни.

Безусловно, работа с родителями в новом формате привела к обновлению методов и форм взаимодействия. Но в то же время нам необходимо решать специфические проблемы формирования сетевой этики, учиться публичному диалогу, а также постоянно устранять пробелы цифровой безграмотности.

Уже сегодня мы должны быть готовы к тому, что тенденции изменятся, и мы будет искать новые формы и площадки для взаимодействия.

Так, совсем недавно особой популярностью среди подрастающего поколения стала пользоваться социальная сеть TikTok. Аудитория TikTok значительно моложе, чем у Instagram, сервис в основном ориентирован на подростков, а категория пользователей от 25 лет составляет не более 35 % от общего числа зарегистрированных аккаунтов. Однако в 2020 году популярность TikTok резко возросла и, возможно, со временем станет площадкой и для взрослых. Социальные сети действительно используются не только как информационный источник или развлекательный ресурс, но и создают новые возможности для педагогического сообщества, позволяют активно пропагандировать здоровый образ жизни, профессионально консультировать родителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций.

Поскольку ближайшие десятилетия будут представлять собой как новые возможности, так и вызовы, практика поиска современных форм и методов взаимодействия с семьёй будет иметь решающее значение.

Поэтому специалисты в области образования должны постоянно держать руку на пульсе возникающих тенденций, выявлять инновационные возможности для подготовки всех субъектов образовательных отношений к будущим изменениям.

Татьяна Кузьмич, заведующий детским садом № 239 г. Минска

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.