Евгения ШКЕЛЁНОК, учитель музыки и начальных классов специальной школы № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых
Зимние логопедические песенки и игры для детей в системе работы учителя музыки и музыкального руководителя
Музыкальные занятия не только развивают творческие способности учащихся, но и помогают справиться с речевыми нарушениями, ведь музыка, движение и речь тесно связаны. Забавные авторские песенки интересны детям: они создают радостное настроение, а значит, способствуют более успешной коррекции звукопроизношения, темпа речи, слоговой структуры. К тому же, пение и музыкальные постановки раскрывают потенциал младших школьников, формируют у низ коммуникативную, социальную и исполнительские компетенции, уверенность в своих возможностях.
Предлагаем серию песен, которые могут помощь в работе воспитателей дошкольных учреждений, логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям и учителям музыки.
Белые метели
Хороводная песня-игра с музыкально-ритмическими движениями
Рекомендуется для использования на уроках музыки и факультативных, коррекционных, коррекционно-музыкальных занятиях (логоритмике), праздниках в работе с детьми 5–9 лет.
Речевой материал песни направлен на дифференциацию звуков [л]–[ль], автоматизацию сонорных и свистящих звуков. Способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации.
Замели, замели белые метели (движения обеими руками вправо, затем влево),
Как красивы в снегу сосенки и ели (движения руками вверх высоко — на слово «сосенки» и вниз на «ели»)!
Белый сад, белый лес, белые тропинки (движения руками поочерёдно — одна влево, вторая — вправо),
И сверкают вокруг льдинки и снежинки (ручки вверх, делают одновременно «фонарики» — повороты ладошками влево-вправо)!
Припев (2 раза):
Ля-ля-ля-ля-ля-ля (кружатся в парах),
Лю-лю-лю-лю-лю,
Очень рад (мальчики поют), рада я (девочки им отвечают) —
Зимушку люблю, ах (поют вместе радостно, далее в другую сторону кружатся и поют)!
Ля-ля-ля-ля-ля-ля (кружатся в парах),
Лю-лю-лю-лю-лю,
Очень рад (мальчики поют), рада я (девочки им отвечают) —
Зимушку люблю (поют вместе радостно)!
Намели, намели белые сугробы (движения обеими руками, показывают большие сугробы справа и слева),
Нос и щёчки горят утром от мороза (показывают круговыми движениями ладошками перед носом и над щёчками).
«С ветерком» прокачусь с горки на ватрушке (движения руками вперёд от себя «моторчиком),
Рядом слышу я смех друга и подружки (вариант: Саши и Танюшки либо другие два имени в рифму).
Припев.
Приходи, снегопад, белый настоящий,
Ты иди, снегопад, чаще-чаще-чаще (показывают движения руками, зазывая к себе в гости, а затем перед собой, попеременно руками)!
Закружи, хоровод, в белой снежной сказке,
Собери всех друзей в быстрой, шумной пляске (дети поют и водят хоровод)!
Припев.
Белая сказка
Песенка-игра с музыкально-ритмическими движениями
Песенка-игра рекомендуется для занятий с детьми 4–8 лет. Речевой материал направлен на автоматизацию сонорных, свистящих и шипящих звуков. Способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации.
Белая сказка — белый пушок (дети попеременно руками показывают падающий снег),
Выпал на землю первый снежок.
В вальсе снежинки, крепкий мороз (на цыпочках с поднятыми вверх ручками кружатся по очереди влево-вправо)
Радость и праздники детям принёс!
Припев:
Белые ели, крыши, дома —
Нас посетила гостья-Зима (идут по кругу, показывая руками поочерёдно вверх, вдаль, влево, вправо)!
Все дети лепят снеговиков (остановились: в воздухе показывают большие комки),
Морковь вместо носа — вот он готов (показывают длинный нос обеими руками)!
Крепость из снега сделаем мы (делают «имитирующие» движения),
Как не хватало нам чудо-Зимы (руки разводят в разные стороны, движения вверх-вниз поочерёдно)!
С горки на санках катимся мы (руками изображают «моторчик» по направлению от себя вперёд),
Рады проделкам гостьи-Зимы (повороты влево-вправо с вытянутыми в стороны руками)!
Припев.
Серая песенка про мышку и кошку
Песенка-игра с элементами театрализации
Рекомендуется для работы с детьми 5–9 лет, способствует их эмоциональному раскрепощению и расслаблению, развитию коммуникативных навыков.
Речевой материал целенаправленно создан для автоматизации звука [р], автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, формирования чёткой слоговой структуры, развития просодической стороны речи, активизации слухового внимания, музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации.
Серая мышка бежит по дорожке (кошка, гуляя, бежит по дорожке, смотрит по сторонам),
Вдруг мышка увидела серую кошку (кошка присела, замерла, увидев мышку):
Пушистая кошка на травке сидела,
На серую мышку та кошка глядела (сидит и не сводит взгляда с мышки).
Тут серая мышка к ней смело шагнула (мышка делает несколько шагов, подходя к кошке; возможен вариант, когда сразу несколько мышек участвуют в игре),
И в серые глазки её заглянула (мышка села напротив кошки, смотрит на неё и поёт):
Ты мудрая серая кошка,
Давай поиграем с тобою немножко!
Ты глазки свои поскорей закрывай,
Я спрячусь, а ты потихоньку считай (мышка быстро убегает и прячется, а кошка, закрыв глаза, начинает считать шёпотом, медленно и чётко произнося звуки [с]–[ш]):
Раз мышка, два мышка, три мышка, четыре мышка,
Пять мышка, шесть мышка, семь мышка, восемь мышка (либо просто «раз, два, три, открывает глаза, смотрит по сторонам, ищет мышку, злится и громко кричит ммяяяяяууу).
Мышка выбегает из норки, дразнит кошку и убегает прочь.
Розовая песенка
Песенка-распевка (попевка)
Рекомендуется для использования музыкальными руководителями и учителями музыки, дефектологами или логопедами в процессе распевания (или как фрагмент коррекционного занятия) в работе с детьми 5–10 лет. Способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков [р], [з], [c]; развитию чистоты интонирования, укреплению мышц диафрагмы и отработке навыка пения legato (связно) и staccato (отрывисто). Рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавно исполнить попевку, затем отрывисто. Стаккато должно быть достаточно активным — тогда ребёнок лучше почувствует движение диафрагмы.
Работа с песенкой способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, чувства ритма. Рекомендуется выучить попевку, а затем исполнять, чередуя с прохлопыванием ритма (хорошо выкладывать ритмические ряды на фортепиано или на рабочих местах детей, используя цветные фишки или крышечки (картинки) — детям прекрасно их видно и легче прохлопывать, опираясь на зрительный образ ритмического рисунка, они с интересом сами могут предложить его изменить и делают это с увлечением.
Розовая песенка в домике живёт
И танцует весело, песенки поёт.
Розовую песенку мы сейчас поём —
Все ребятам весело —
Здорово живём!