МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Арт-терапия — путь к гармонии

ІІ Фестиваль психолого-педагогического мастерства прошёл в Минском государственном дворце детей и молодёжи. Если в прошлом году фестиваль был посвящён развитию эмоционального интеллекта, то в этом его главной темой стали арт-терапевтические методы в практической деятельности педагогов-психологов в учреждениях образования. Организатором мероприятия выступил Городской центр психолого-педагогической помощи МГДДиМ (при поддержке Минского городского института развития образования).

С приветственным словом к участникам фестиваля обратились заместитель директора по инновационной деятельности МГДДиМ Ирина Томашевская и заведующий Городским центром психолого-педагогической помощи Кристина Кравчук. Была отмечена актуальность арт-терапии как направления психологической помощи, где эмоциональная проблема человека решается через творческий процесс. Выражена благодарность всем участникам: и тем, кто готов делиться практическим опытом и давать мастер-классы, и тем, кто заинтересован впитывать новые знания для профессиональных свершений.

Фестивальные мероприятия начались с познавательной вводной лекции «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья личности» заведующего кафедрой психологии и предметных методик МГИРО Екатерины Петкевич. С позиции позитивного подхода психологическое здоровье — это способность человека к развитию и обогащению личности, к её индивидуализации. По А. И. Копытину, растущий интерес к терапии творчеством объясняется её ориентацией на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций. Арт-терапия используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятие художественным творчеством и относится к психологическому воздействию искусством.

Арт-терапия — специализированная форма, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном) и творческой деятельности. Термин ввёл в употребление Адриан Хилл в 1938 году, описывая работу с туберкулёзными больными.

Методика арт-терапии помогает выражать чувства и эмоции, бороться со стрессовыми ситуациями, корректировать различного рода страхи и фобии, способствует пониманию окружающего мира и самопознанию. Позволяя раскрыть таланты и развить творческие способности, она повышает самооценку личности и уверенность в себе. Именно в гармонизации и развитии личности через самовыражение и самопознание и состоит основная цель арт-терапии.

Чувства тревоги и страха негативно воздействуют на физическое здоровье, приводят к снижению иммунитета. Искусство не просто служит способом выражения мыслей и чувств человека, а даёт специалистам возможность получить важную информацию для психодиагностики, помогает установить с собеседником психологический контакт.

Показанием к применению арт-терапии могут служить трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми. Сюда же можно отнести чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворённость семейными отношениями, повышенную тревожность, страхи и фобии, негативную «Я-концепцию» и низкую самооценку.

Упражнения арт-терапии знакомят детей с их внутренним миром и формируют представления о личности ребёнка, способствуя позитивному самовосприятию. Обучаясь выражать чувства и эмоции, дети снимают психоэмоциональное напряжение. Важно также развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способности к различным видам творческой деятельности.

Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», является мощным средством сближения людей, предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний.

В завершение вводной лекции Екатерина Петкевич вкратце ознакомила участников с формами и видами арт-терапии. Форма арт-терапии может быть пассивной («потребление» художественных произведений, созданных другими людьми: рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений) и активной (создание продуктов творчества: рисунков, скульптуры и т. п.). К видам арт-терапии относят рисуночную терапию, библио- и сказкотерапию, литературные сочинения и творческое прочтение литературных произведений, музыко- и драматерапию, а также танцевальную терапию, кукло- и фототерапию.

Программа фестиваля предусматривала проведение 14 мастер-классов педагогов-психологов школ, детских дошкольных учреждений, а также частных психологов.

Так, о трансформации негативных эмоциональных состояний посредством арт-терапии рассказала педагог-психолог гимназии № 10 Наталья Семенченко. «Применение арт-терапевтических методов в индивидуальной коррекционной работе со страхами у детей» — тема мастер класса педагога-психолога средней школы № 30 Оксаны Федосовой, мастер-класс «Эмоции “плохие” и “хорошие”» — её коллеги Людмилы Кедич. Опытом использования арт-терапевтических методов в работе с эмоциональными и личностными проблемами поделились педагоги-психологи детского сада № 279 Галина Грищенко и детского сада № 17 Светлана Касабуцкая-Бондаренко.

Несколько вопросов к педагогу-психологу Городского центра психолого-педагогической помощи МГДДиМ Вере Смирновой.

— Вера Александровна, почему организаторами фестиваля была выбрана тема арт-терапии?

— Это актуальная и популярная тема, и выбрали мы её потому, что она содержит множество интересной и полезной информации, которая требует вдумчивого осмысления, чтобы затем участники фестиваля смогли взять её на вооружение и работать с ней как с малышами в детском саду, так и с подростками, их родителями и педагогами. Опыт, представляемый сегодня в мастер-классах, весьма разнообразный, наши ведущие педагоги-психологи из учреждений образования г. Минска, приглашённые для участия в фестивале, обладают уникальными авторскими техниками, доказавшими эффективность и успешно применяемыми в индивидуальной и групповой работе как с детьми, так и со взрослыми.

— Чтобы это понять, организаторам, видимо, нужно было внимательно проанализировать ситуацию в городской сфере образования?

— Фактически мы это сделали уже в прошлом году, поэтому не составило большого труда найти специалистов. Можно констатировать, что фестиваль уже нашёл своих героев, специалистов интересных, неравнодушных и активных, с современным творческим подходом. Большинство из них участвуют в фестивале повторно, многие ждали его с таким же нетерпением, как и мы. Педагоги-психологи школ, детских садов и других учреждений образования с готовностью откликались на приглашение стать как ведущими мастер-классов, так и их участниками. Вместе с тем есть и те, кто в первый раз принимает участие в нашем фестивале, в частности, специалисты из Белорусского государственного университета, Минского суворовского военного училища и других учреждений образования.

— Городской психологический фестиваль — явление сравнительно новое. Как оценивают инициативу организаторов его участники?

— Мы предусмотрели два вида обратной связи: участники присылают нам письма на электронную почту или же делают записи в книге замечаний, предложений и откликов. Она находится на столе регистрации. Много положительных отзывов было в прошлом году, педагоги-психологи высоко оценили нашу инициативу, подчёркивали важность обмена опытом для роста профессионального мастерства. Уверена в позитивных результатах и нынешнего мероприятия: фестиваль набирает обороты, популярность растёт, увеличивается количество участников.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка