VIII Международная научно-практическая онлайн-конференция «Современные тенденции развития образования: моделируем школу будущего» прошла на базе Минского городского института развития образования.
Ректор МГИРО Татьяна Мороз привела развёрнутое и убедительное обоснование решения посвятить пленарное заседание деятельности научных школ доктора педагогических наук, профессора кафедры управления и экономики образования МГИРО Натальи Масюковой и доктора педагогических наук, профессора кафедры информационных технологий в образовании МГИРО Бориса Пальчевского. Юбилей Натальи Александровны был отпразднован в минувшем году. Она безвременно ушла из жизни, но осталось много научных работ и благодарных учеников, которые продолжают её дело. В августе празднует 80-летний юбилей и Борис Васильевич, который успешно трудится в образовании и взаимодействует с педагогами, внося бесценный вклад в развитие не только современной системы образования, но и школы будущего.
— Идеи, работа, которую вы проводите, — огромный вклад в развитие методологической культуры наших педагогов и управленцев. Благодаря вам они могут грамотно представить этот опыт в научных изданиях, — обратилась к юбиляру Татьяна Ивановна.
Школы, представленные на пленарном заседании, начали работу в системе образования Республики Беларусь достаточно давно. В одном из изданий, посвящённых юбилею Национального института образования в 2004 году, в разделе, где освещалась деятельность отдела проектирования образования, в котором работали Борис Васильевич и Наталья Александровна, уже тогда говорилось, что их научная школа представляет более 75 последователей: магистрантов, педагогов, кандидатов и докторов наук, которых подготовили эти учёные. Борис Васильевич и Наталья Александровна стояли у истоков создания нормативной базы белорусской системы образования и 10-балльной системы оценивания, Закона об образовании, участвовали в разработке ряда других значимых научных тем.
— Если говорить о распространении научных взглядов школы Натальи Александровны, направленных на проектирование образования и подготовку научных работников высшей квалификации, и школы Бориса Васильевича по организации самостоятельный познавательной деятельности обучающихся на основе логического структурирования учебного материала, то система образования в их лице приобрела учёных, сыгравших важную роль в обучении и формировании необходимых методологических знаний и практик Минска.
Такие методологические семинары, напомнила Татьяна Мороз, начиная с 2008 года стали проходить на базе Минского городского института развития образования. Чуть позже учёные стали работать уже непосредственно на кафедрах, читать лекции, проводить семинары и круглые столы, распространяя важные знания среди педагогических работников и управленцев столичной системы образования.
— Наши учёные никогда не чуждались работы с педагогами-практиками, напротив, поощряли педагогические инициативы и продвигали проектную деятельность, привлекали преподавательский состав к участию в научных исследованиях. Первым таким шагом в науку со стороны преподавателей института развития образования стало научное исследование, опубликованное в книге «Образование и педагогическая наука» Национального института образования.
Научные школы, ещё раз подчеркнула в завершении выступления Татьяна Ивановна, вносят значительный вклад в развитие системы образования, поэтому на пленарном заседании хотелось бы отдать дань глубокого уважения как Наталье Александровне Масюковой, так и Борису Васильевичу Пальчевскому за столь важную работу с педагогической общественностью и управленцами системы образования Минска.
В работе пленарного заседания также приняли участие: первый проректор МГИРО Сергей Стренковский и проректор Людмила Воронецкая; заведующий кафедрой педагогики Могилёвского государственного университета имени А. А. Кулешова Елена Снопкова; доцент кафедры профессионального обучения и педагогики Белорусского национального технического университета Евгений Дирвук; заведующий кафедрой педагогики и психологии Минского государственного лингвистического университета Инга Кондратьева; доцент кафедры педагогики Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Ирина Мазурок; заведующий кафедрой психологии образования и развития личности Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Алла Музыченко; заведующий кафедрой инженерно-педагогического образования Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина Ольга Смолякова.
С докладом «Международное признание процедуры проектирования в образовании как заслуженная оценка деятельности научной школы профессора Н. А. Масюковой» выступил профессор кафедры информационных технологий в образовании МГИРО Борис Пальчевский.