МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Воспитательная работа: неформальный подход

Фестиваль городских ресурсных центров по воспитательной работе прошёл в Минском городском дворце детей и молодёжи. В рамках фестиваля 28 центров презентовали опыт работы, были организованы диалоговая площадка с участием политического обозревателя ОНТ Игоря Тура и методические секции по широкому спектру воспитательной деятельности для управленцев и для специалистов по воспитательной работе.

По словам начальника управления идеологической и воспитательной работы МГИРО Натальи Карпушевой, в этом учебном году упор будет сделан на гражданско-патриотическое, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся. Среди приоритетов также формирование информационной культуры учащихся, взаимодействие учреждений образования с семьёй и оказание социально-педагогической и психологической поддержки учащимся и семьям. То, что представлено на фестивале, свидетельствует о системности работы, которая проводится в городе.

— К примеру, в Минске созданы такие уникальные городские ресурсные центры, как ресурсный центр по медиации на базе гимназии № 17, ресурсный центр «Школьная библиотека ХХІ века» на базе средней школы № 1 имени В. П. Чкалова, ресурсный центр по военно-патриотическому воспитанию на базе средней школы № 93. Показательно, что учебно-методический комплекс, разработанный его руководителем, размещён сейчас даже на сайте Военной академии. У нас есть пять городских ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию, из них хотелось бы обратить особое внимание на гимназию № 15. Она является площадкой не только для таких городских открытых конференций, как «Духовность. Нравственность. Традиции» и Свято-Николаевские духовно-просветительские чтения, но и Минской хоровой Ассамблеи, которая в этом году проводилась во Всехсвятском храме-памятнике и собрала более 500 участников.

Фестивальная палитра воспитательной работы впечатляет широтой и многообразием. Направлений воспитательной деятельности немало: от идеологического и гражданско-патриотического воспитания до культурного и духовно-нравственного.

О деятельности городских ресурсных центров рассказывают их руководители.

 Лариса ПРОВОТОРОВА, руководитель ресурсного центра «Моя 7Я», педагог-психолог средней школы № 202 имени В. М. Гинтовта:

 — Наш ресурсный центр находится в средней школе № 202 имени В. М. Гинтовта и взаимодействует с замещающими семьями. B основном это опекуны, зачастую люди возрастные, которым требуется и педагогическая, и психологическая поддержка, так как время от времени проблемы c воспитанниками у них всё же возникают и не всегда получается с ними справиться самостоятельно. Мы работаем с представителями замещающих семей и очно, и заочно. Но не все из них владеют информационными технологиями, поэтому в этом году для них мы открываем соответствующую онлайн-школу. В ресурсном центре создан сайт, где имеется огромное количество полезной информации по воспитанию, которая может понадобится любому родителю: это и видео, и подкасты, и буклеты.

Второе направление нашей деятельности — охрана детства. Мы даём правовые знания и родителям, и учащимся, включая, конечно же, и тех, которые учатся в нашей школе. Это важно для того, чтобы ребята не попадали в неприятные ситуации. Как говорится, предупреждён — значит вооружён.

Татьяна ПОСУДНЕВСКАЯ, руководитель ресурсного центра «Школьная библиотека XXI века», заведующий библиотекой средней школы № 1 имени В. П. Чкалова:

Городской ресурсный центр «Библиотека ХХІ века» возник не на пустом месте, поводом для его открытия послужил блог «Школьные библиотекари города Минска: сетевое сообщество», где я попыталась объединить инициативных, активных специалистов на одной платформе, чтобы делиться наработками, обмениваться опытом, новыми идеями, заряжать энергией друг друга. В свою очередь, импульс к созданию виртуальной площадки дал городской клуб библиотекарей «Буквица», которому в этом году исполняется 20 лет. Наша главная задача — это приучение детей к чтению, поэтому все наши мероприятия связаны с книгой. Это и чтения вслух («громкие чтения»), и создание роликов по рекламе книги, трейлеров, акции, посвящённые юбилеям писателей. В прошлом году успешно реализован виртуальный проект «Мы ўсе ляцім да зор» к юбилею Максима Богдановича. В нём приняли участие более ста человек со всей страны. В этом году мы создаём интерактивную литературную карту Беларуси, на сегодня там уже размещено 185 персоналий: писателей, прозаиков, поэтов, драматургов ХХ и ХХІ веков. А с помощью нашего литературного календаря педагоги могут планировать мероприятия. Также можно воспользоваться множеством разработок внеклассных мероприятий к юбилеям писателей, памятным и знаменательным датам: визитками, плакатами, литературными гостиными и другим разнообразнейшим материалом, который будет полезен как молодым, так опытным специалистам.

 

Наталья ОМЕЛЬЧУК, руководитель городского ресурсного центра по семейному воспитанию, учитель начальных классов средней школы № 191:

— Городской ресурсный центр по семейному воспитанию, который с 2022 года работает на базе нашей школы, занимаемся методическим сопровождением работы по семейному воспитанию. Мы считаем важной задачей изучать историю нашего народа и рассказывать о его самобытности, семейных традициях. Подкрепляются эти идеи демонстрацией мастер-классов по народному творчеству. Мы непременно проводим параллель между традицией и современностью. Подчеркиваем, что прежде статус отца в семье был непререкаем, его слово было законом. В современном обществе появилась тенденция передачи статуса главного элемента семьи ребёнку. Но вот только будет ли ребёнок в такой семье, подрастая, в должной мере уважать свою семью и своих родителей? Поэтому, когда мы ведём беседы о семье, обязательно говорим о том, что в старые времена отношение к старшим, дедушке и бабушке, отцу и матери всегда было подчёркнуто уважительным. Особый статус в семье отводился матери, от которой зависело очень многое и которая фактически выступала в роли берегини. В этом образе её часто изображали в таком виде народного творчества, как белорусская вытинанка. Есть сюжет, который так и называется «Берегиня». А другой сюжет символизирует семью: на нём берегиня присутствует вместе со своими сыновьями и дочерями.

В ресурсном центре проводятся мероприятия, призванные подчеркнуть значение семьи и семейных ценностей. Всегда ярко и интересно на базе нашей школы проходит большой ежегодный семейный праздник — Международный фестиваль семьи. В феврале в раках городского духовно-просветительского проекта «Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество» прошло родительское собрание с участием митрополита Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси. В мае преддверии Международного дня семьи на территории школы был заложен Сад мира и созидания совместно с юными участниками IX международного форума «Молодёжь Евразии — за мир!».

 

Виталий МИЦКЕВИЧ, руководитель ресурсного центра по по военно-патриотическому воспитанию, руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 93:

— На сегодня военно-патриотические классы у нас созданы в каждой классной параллели, в них обучаются 280 учащихся VXI классов. Исходя их этого, на базе школы было решено создать ресурсный центр по военно-патриотическому воспитанию под патронатом Минского городского клуба «ПравДа!» — сетевого сообщества руководителей по военно-патриотическому воспитанию. Учащимся нравится заниматься основами военного дела, изучать вооружение, технику, военную историю, историю создания Белорусского военного округа. Имеются необходимая учебно-материальная база, тир, где они занимаются стрелковой подготовкой, развёрнуты познавательные музейные экспозиции. Учебная программа построена так, чтобы ребята выросли достойными защитниками Отечества.

Организуя различные мероприятия, мы взаимодействуем с Военной академией и Академией МВД, а также в рамках международного сотрудничества — с вузами Российской федерации и Узбекистана, в частности, участвуем в режиме онлайн в международных научно-практических конференциях. Красной нитью через все наши мероприятия проходит идея сохранения исторической памяти. Ребята находят в интернет-пространстве информацию o своих прадедушках и прабабушках, создают собственные книги памяти, в которых отражена деятельность их родственников. Посещая ветеранов Великой Отечественной войны, учащиеся не только дарят им сувениры, но исполняют для них песни совместно с оркестром Военной академии и 120-й бригады. Те ветераны, которые в силу возраста не могут выйти во двор, слушают их прямо с балконов своих квартир. Очень тепло ветераны восприняли инициированные нами Вахты Памяти у обелиска погибшим военнопленным и гражданским лицам, установленного на 9 км возле Военной академии, а также у мемориала героев 120-й дивизии в Уручье. Наши ребята — непременные участники таких значимых праздников, как День Победы и День Независимости, активные участники походов по местам боевой славы Беларуси. В рамках акции «Звёздный поход» мы организовали двухдневную поездку в город-герой Брест, а также приняли участие во ІІ Антифашистском конгрессе, где ребята выступили с докладом «Военно-патриотическое воспитание в контексте сохранения исторической памяти».

В сентябре будет очередной набор учащихся в военно-патриотические классы. Ещё около 120 четвероклассников примут присягу и им будут вручены удостоверения с правом ношения военной формы, после чего они станут полноправными участниками классов военно-патриотической направленности.

 

 

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка