Коллегия комитета по образованию Мингорисполкома «Об итогах работы за 2023 год и перспективных направлениях развития отрасли на 2024 год» прошла в средней школе № 225. В её работе приняли участие министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец и заместитель председателя Мингорисполкома Артём Цуран. Основной доклад представил председатель комитета по образованию Мингорисполкома Андрей Стригельский. Он отметил, что система образования находится в авангарде всех процессов качественного преобразования.
Заседание коллегии по традиции предваряла выставка «Столичное образование: приоритет — качество». В ней был отражён широкий спектр деятельности сферы образования города: от создания безопасной среды, организации допрофильного и профильного обучения, инженерных и инклюзивных классов, профессиональной подготовки школьников до цифровизации и реализации мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Образование становится главным драйвером экономики и успешности каждого человека, отметил Андрей Стригельский. Педагогическое сообщество столицы обеспечивает устойчивое развитие образовательной отрасли, и прошедший 2023 год не стал исключением. Системой столичного образования были успешно реализованы такие новшества, как введение централизованных экзаменов в XI классах, новые подходы к итоговой аттестации учащихся IX классов, новые правила поступления в высшие и средние специальные заведения, изменения в системе целевого обучения, расширения перечня классов профессиональной направленности.
— В городе обеспечена практически стопроцентная доступность дошкольного образования. Создана эффективная база для профильного обучения, которым охвачен каждый второй старшеклассник. На заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам столичная команда, завоевав 126 дипломов, вернула себе 1-е место. Четырнадцать минских школьников стали призёрами и победителями международных олимпиад и научно-практических конференций. Чемпионат Profskills принёс нашей команде 18 медалей. И за всем этим — ежедневный кропотливый труд педагогов и управленцев.
Качество образования напрямую зависит от педагога, учителя, его компетенций, поэтому вопросы профессионального роста должны решаться своевременно.
— Так, доля учителей-методистов по итогам года составила всего 0,5 %, 77 % педагогов имеют высшую и первую категории. В детских садах 67 % педагогов с высшим образованием (с первой и высшей категорией 54 % сотрудников), количество воспитателей с образованием по профилю «Педагогика детства» за два года увеличилось на 11 %. В колледжах наблюдается тенденция к омоложению кадрового состава, увеличению количества мастеров с высшим образованием. Однако первую и высшую категорию имеют только 60 % педагогов.
Касаясь проблемы дефицита кадров, Андрей Стригельский отметил, что в Минском государственном педагогическом колледже уже открыта подготовка воспитателей сопровождения, а в Минском государственном колледже ремесленничества и дизайна — учителей труда. С этого учебного года два колледжа — механико-технологический и индустрии моды — стали готовить мастеров производственного обучения.
— Наши перспективы: в 2024 открыть подготовку учителей физкультуры в городском педагогическом колледже, а в 2025 — педагогов-организаторов. Продолжим поступательно наращивать объёмы подготовки учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования.
Как позитивный момент было отмечено, что в 2023 году 72 % из 1100 молодых педагогов продолжили строить карьеру в системе городского образования. Районам необходимо использовать возможности целевого обучения, которое является гарантом долгосрочного закрепления молодых специалистов.
— В городе последовательно ведётся работа по реализации важнейшего принципа государственной политики — инклюзии в образовании. В Минске почти каждый десятый ребёнок с особенностями. Интегрированным обучением и воспитанием охвачено около 80 % детей с ОПФР. Сеть интегрированных классов и групп расширяется, впервые открыты классы совместного обучения и воспитания.
Система дополнительного образования заняла активную позицию по вовлечению детей с особенностями развития в объединения по интересам. За три года в школах плюс 30 % охвата, в центрах дополнительного образования — 41 %. На повестке дня — формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.
Большое место в докладе было отведено вопросам совершенствования системы ПТО и ССО, что по словам председателя комитета по образованию, является важнейшим ресурсом развития экономики. Колледжи готовят специалистов по 83 специальностям и 156 квалификациям, охватывающим практически все отрасли экономики и социальной сферы.
— Несмотря на определённые успехи, следует и дальше серьёзно работать на повышение престижа и востребованности системы профессионального образования. Только более трети выпускников минских школ и гимназий делают свой образовательный выбор в пользу обучения в средних специальных учебных заведениях. Выпускников IX классов необходимо переориентировать на поступление в колледжи. В X класс — только высокомотивированные учащиеся. Конечно, это непросто при существующей концентрации вузов в городе и относительной доступности высшего образования. Но все возможно.
Необходимо последовательно формировать убеждение, что профессионально-техническое и среднее специальное образование — это хорошая инвестиция в жизнь, что обучение в колледже равняется жизненному успеху.
— Сегодня невозможно представить жизнь без интернета, социальных сетей, мессенджеров, а значит, и колледжам тоже в них есть место. Любые профориентационные проекты должны быть не просто мероприятиями, а проектами, событиями.
На повышение престижа рабочих профессий направлена и организация учебного предмета «Трудовое обучение» в X и XI классах, которое проводится исключительно на базе колледжей. К выбору ребят — более 40 современных профессий. Это обеспечивает их органичное вхождение в систему профессионального образования.
— Взаимодействие колледжей с работодателями становится более плотным и долгосрочным. Заключено свыше 500 договоров на подготовку рабочих и специалистов. Однако существующий уровень сотрудничества базовых организаций и учреждений следует повышать.
Развитию среднего специального образования в городе уделяется значительное внимание. За последние три года расходы на приобретение оборудования для колледжей увеличено в 14 раз. На финансирование ремонтных работ в 2022 году было направлено не менее 1,5 млн руб., в 2023 — более 6 млн руб., в текущем — ещё на 20 % больше.
На протяжении последних лет в сфере образования города была структурирована система воспитательной работы, осуществлено обновление содержания воспитательной работы, новое звучание приобрело гражданско-патриотическое воспитание. Это особенно важно в преддверии столь знаменательных событий, как 80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 80 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне.
— Комитетом разработан план подготовки и проведения мероприятий по празднованию этих знаменательных событий. Мы объединим их в сквозные общегородские проекты, которыми должны быть охвачены все воспитанники детских садов, учащиеся школ и колледжей.
Значимое место в организации воспитательной работы принадлежит музеям учреждений образования. В настоящее время их в столице 122. Музеи имеют около 45 % столичных школ и гимназий, 43 из них — музеи боевой славы, четырнадцати присвоено звание народных.
— Музейное пространство — уникальная воспитывающая среда. Это полновесные центры гражданской, патриотической, культурной, просветительской и информационной работы с молодёжью.
Положительно отмечен опыт создания военно-патриотических клубов. В системе воспитания столицы их уже 30, и они объединяют в своих рядах более 1800 учащихся.
В отношении системы дополнительного образования было подчёркнуто, что она должна продолжить процесс содержательных преобразований, чтобы стать полноценным драйвером в воспитательной работе. Полная занятость ребёнка в соответствии с его потребностями и возможностями — вектор совместной работы школы и центров дополнительного образования.
— Школа, колледж должны стать проектировщиками позитивного и привлекательного пространства для учеников и надёжными навигаторами для семьи и ребёнка — отметил в завершение Андрей Стригельский. — Обозначу компоненты воспитательного пространства, которые должны быть в каждом минском учреждении образования. Первое — музей, второе — военно-патриотический клуб или класс, третье — школьный театр, четвёртое — школьный спортивный клуб, пятое — медиацентр (школьное радио, команда блогеров, лидеров мнений и соцсети).
Председатель комитета по образованию Мингорисполкома выразил уверенность в том, что намеченные задачи и планы будут эффективно реализованы.
По итогам работы в 2023 году знаками качества отмечены лучшие учреждения образования и управления по образованию, а также лучшие районные организации отраслевого профсоюза.
Учреждения дошкольного образования:
- 1-е место — детский сад № 567 Московского района (заведующий Наталья Подобед) и дошкольный центр развития ребёнка № 36 Первомайского района (заведующий Ольга Витко);
- 2-е место — детский сад № 49 «Мир на ладошке» Октябрьского района (заведующий Светлана Наркевич) и детский сад № 566 Партизанского района (заведующий Вероника Королькова);
- 3-е место — специальный детский сад № 124 Заводского района (заведующий Валентина Строганова) и детский сад № 321 Советского района (заведующий Мария Канаш).
Заведующий ДС № 567 Наталья Подобед
Заведующий ДЦРР № 36 Ольга Витко Заместитель заведующего ДС № 49 Наталья МихальцоваЗаведующий ДС № 566 Вероника Королькова
Заведующий ДС № 321 Мария Канаш
Заведующий ДС № 124 Валентина Строганова
Учреждения общего среднего образования:
- 1-е место — гимназия № 1 имени Франциска Скорины Ленинского района (директор Наталия Бушная) и средняя школа № 73 имени М. Ф. Шмырёва Первомайского района (директор Ирина Родик);
- 2-е место — гимназия № 37 Фрунзенского района (директор Ирина Даненкова) и средняя школа № 111 имени Михаила Каснерика Ленинского района (директор Светлана Протасевич);
- 3-е место — гимназия № 7 Партизанского района (директор Лариса Смагина), Ордена Красного Знамени гимназия № 50 Центрального района (директор Лола Пахомова) и средняя школа № 53 Советского района (директор Наталья Слепян).
Директор гимназии № 1 Наталия Бушная Директор СШ № 73 Ирина Родик Директор гимназии № 37 Ирина Даненкова Заместитель директора СШ № 111 Ирина Столяр
Директор гимназии № 7 Лариса Смагина Директор СШ № 53 Наталья Слепян Директор гимназии № 50 Лола Пахомова
Учреждения специального образования:
- 1-е место — специальная школа-интернат № 10 Заводского района (директор Татьяна Русецкая);
- 2-е место — специальная школа № 13 Партизанского района (директор Галина Гурбо);
- 3-е место — специальная школа № 14 Первомайского района (директор Наталья Кравчук).
Директор спецшколы № 10 Татьяна Русецкая Директор спецшколы № 13 Галина Гурбо Директор спецшколы № 14 Наталья Кравчук
Учреждения дополнительного образования детей и молодёжи:
- 1-е место — дворец детей и молодёжи «Золак» Заводского района (директор Светлана Веременко);
- 2-е место — ЦДОДиМ «Маяк» Ленинского района (директор Елена Михайлиди).
- 3-е место — ЦТХТДиМ «Зорка» Фрунзенского района (директор Ирина Бетлей).
Директор ДДиМ «Золак» Светлана ВеременкоДиректор ЦДОДиМ «Маяк» Елена МихайлидиЗаместитель директора ЦТХТДиМ «Зорка» Наталья Сикорская
Учреждения среднего специального образования:
- 1-е место — Минский государственный колледж цифровых технологий (директор Георгий Козел) и Минский государственный колледж инновационных строительных технологий имени И. М. Жижеля (директор Инесса Кузьмина);
- 2-е место — Минский городской педагогический колледж (директор Екатерина Петруцкая) и Минский государственный колледж ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко (директор Анна Бойко);
- 3-е место — Минский государственный колледж технологий коммунального хозяйства и транспортного обслуживания (директор Степан Шелег) и Минский государственный механико-технологический колледж (директор Светлана Андреева).
Директор МГКЦТ Георгий КозелДиректор МГКИСТ Инесса Кузьмина Заместитель директора МГПК Виктория Павловец
Директор МГКРиД Анна Бойко Директор МГКТКХиТО Степан Шелег Директор МГМТК Светлана Андреева
Управления по образованию администраций районов г. Минска:
- 1-е место — управление по образованию администрации Московского района (начальник Алла Куницкая);
- 2-е место — управление по образованию администрации Ленинского района (начальник Наталья Кучинская) и управление по образованию администрации Фрунзенского района (начальник Елена Душкевич);
- 3-е место — управление по образованию администрации Первомайского района (начальник Алла Венская) и управление по образованию администрации Центрального района (начальник Инна Камейша).
Начальник управления Алла КуницкаяЗаместитель начальника управления Лариса Федосеева
Начальник управления Елена ДушкевичНачальник управления Алла ВенскаяНачальник управления Инна Камейша
Лучшая организация отраслевого профсоюза г. Минска:
- первичная профсоюзная организация МГИРО (председатель Анатолий Сечко);
- 1-е место — Заводской район (председатель Инна Кажуро);
- 2-е место — Ленинский район (председатель Алла Бакунович)
- 3-е место — Московский район (председатель Наталия Колесникович).
Председатель первичной профсоюзной организации МГИРО Анатолий СечкоПредседатель организации отраслевого профсоюза Инна Кажуро
Председатель организации отраслевого профсоюза Алла БакуновичПредседатель организации отраслевого профсоюза Наталия Колесникович