Научно-практическая конференция учащихся профильных классов педагогической направленности состоялась в средней школе № 6. «Педагогическая профессия: взгляд юных исследователей» — такова актуальная тема, о которой было предложено порассуждать будущим педагогам.
Для учащихся XI классов средней школы № 6 это конференция итоговая. Она завершает программу двухгодичного факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» для учащихся профильных классов педагогической направленности. Однако в этом году традиционное школьное мероприятие оказалось значительно более масштабным и ответственным.
— Необычность нынешней конференции в том, что если раньше мы проводили её для своих ребят, то в этом году решили пригласить друзей из экспериментального республиканского проекта «Апробация модели научно-методического сопровождения деятельности педагогов по педагогической профилизации в учреждениях общего среднего образования», в котором участвует 21 школа страны, — пояснила заместитель директора по учебной работе средней школы № 6 Алла Федосова.
Вместе с учащимися и их научными руководителями из школ и гимназий Могилёва, Витебска, Борисова, Слонима, Волковыска, Ивья, столичных средних школ № 6, 126 и 155 в мероприятии участвовали и гости из России: учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы № 16 г. Электростали Московской области (их делегация насчитывала 22 человека). Чтобы стать участником финального тура конференции, предварительно нужно было пройти испытания 1-го тура, на котором проводилась заочная экспертиза работ учащихся. Второй же тур проходил в очной форме. В состав экспертного совета входили директор средней общеобразовательной школы № 16 с углублённым изучением отдельных предметов городского округа Электросталь Московской области Марина Азарова, директор средней школы № 6 г. Минска Галина Гетманчук, заместитель декана факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО Александр Зык, доцент кафедры информационных технологий в культуре БГУКИ Анна Федосова, методист управления координации конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО Ирина Ящембская-Колеса.
— Исследовательская работа предполагает поиски и открытия, поэтому совершенствуйтесь, ставьте перед собой высокие цели и достигайте их! — напутствовала ребят в начале очного тура директор средней школы № 6 Галина Гетманчук, пожелав участникам конференции плодотворной работы, творческих и результативных дискуссий, оптимизма, а также приобретения дружеских контактов.
Уже после выступления первого докладчика, учащейся 6-й школы Марии Романюк (научный руководитель — Лариса Горбацевич), стало очевидно: призыв директора ставить высокие цели прозвучал не ради красного словца. К своему исследованию «Время лучших: 5 отечественных педагогов, изменивших мир» в секции «Страницы истории педагогики» старшеклассница подошла с должной ответственностью и глубиной погружения в материал.
Нужно отметить, что материалы, представленные другими участниками пяти секций конференции, были поданы фактически в едином ключе и убедительно демонстрировали понимание учащимися сущности педагогической профессии.
— Конференция познавательная, в ней каждый участник по-своему доносит своё понимание значимости профессии педагога, — поделилась в перерыве впечатлениями учащаяся Х педагогического класса средней общеобразовательной школы № 16 г. Электростали Анастасия Алёхина. — Для нас это важное и долгожданное мероприятие. В своём выступлении расскажем о том, как проходили наши профессиональные пробы. У нас в стране такое введено недавно, и это очень богатый и интересный опыт для будущих педагогов. Сам Минск — интересный город, узнали много нового и о нём, и о том, чем живут современные белорусы.
Учащиеся из Электростали представили своё образовательное учреждение и программу «Разговор о важном», в которой они апробировали педагогический опыт, проводя уроки в среднем звене. Разговор о важном — это одна из актуальных тем: воспитание, история и исторические события, литература, праздники.
Визит гостей из Электростали включал не только их участие в конференции, но и знакомство с опытом работы педагогов средней школы № 6, а также посещение БГПУ имени Максима Танка. Сотрудничество 6-й школы г. Минска и 16-й школы г. Электростали началось в 2017 году. Причём если минчан курирует БГПУ, то коллег из Электростали — Государственный гуманитарно-технологический университет г. Орехова-Зуева. На майках ребят есть надпись: класс ГГТУ. Этот университет курирует все педагогические классы Московской области.
Нельзя всё время вариться в собственном соку, в своей школе. Профессионалам просто необходимо обмениваться передовым опытом и творческими идеями, — уверена учитель истории и обществознания средней школы № 16 г. Электросталь Наталья Филимонова.
— КПД такого сотрудничества очень высокий. Это важно и полезно: познакомиться, обменяться опытом, поделиться новыми методическими разработками и интересными задумками и в то же время не только узнать, какие новинки и методики имеются у белорусских коллег, но и посмотреть, как они реализуются практически, как проводятся уроки непосредственно для учащихся педагогических классов.
— Надеемся, что учащиеся ближе познакомятся другом и, возможно, для кого-то из них благоприятные впечатления от такого общения, от конференции и в целом от визита в Минск позитивно повлияют на их выбор в пользу педагогической профессии, усилят их желание стать педагогами, — дополняет коллегу учитель английского языка Наталья Никулина.
В школе, кстати, трудятся бывшие выпускники педклассов. Беларусь и Россия здесь движутся параллельными курсами: расширяют сеть педагогических классов, уделяют пристальное внимание допрофильной подготовке. В 6-й школе она теперь начинается уже в начальных классах, а в 16-й школе и вовсе детские сады вошли в состав образовательного комплекса, и азы педагогики дети станут познавать с малых лет.
Так что неудивительно, что взгляды юных исследователей на педагогическую профессию в ходе конференции оказались во многом близкими, а выводы созвучными.
— Конференция — это лишь одно из десятков методических мероприятий, которые в этом году запланированы в городе для педагогов и учащихся, — резюмирует один из членов экспертного совета конференции, заместитель декана факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО Александр Зык. — Поэтому состоявшуюся конференцию можно тоже рассматривать как своего рода прививку активности. То, что мы таким образом взращиваем новое поколение педагогов, умеющих работать в современных условиях, быть всегда на виду, готовых к инновациям, к активному участию в общественной жизни страны и при этом имеющих ясное понимание особой роли педагога, — это дорогого стоит.