Учить — это искусство отдавать
Премии и гранты Мингорисполкома были вручены столичным инноваторам педагогики во Дворце детей и молодёжи «Золак» накануне новогоднего праздника. Именно такое определение, по мнению председателя Мингорисполкома Владимира Кухарева, наиболее полно характеризует победителей конкурса «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы».
— Вы люди, которые каждый день находите в образовании, в педагогическом мастерстве что-то новое, то, что помогает учить, воспитывать молодое поколение, — обратился к финалистам городского конкурса Владимир Кухарев. — Сегодня мы чествуем тех, кто действительно отдаёт детям сердце, каждую свободную минуту находится в творческом поиске и в самом деле вносит новые штрихи, новые крупицы, из которых и создаётся их собственное педагогическое мастерство.
Значимость подобной деятельности отметил и заместитель председателя Мингорисполкома Артём Цуран, адресовав слова признательности не только собравшимся в зале, но и коллегам, которые не дошли до финала конкурса. Ведь подобные усилия педагогов наилучшим образом сказываются как на их профессионализме, так и на росте качества образования в столице.
Важность знакомства с опытом коллег и возможности делиться своими идеями подчеркнула в ответном слове заместитель директора по научно-исследовательской работе Национального института образования Ольга Зеленко:
— Учить — это искусство отдавать. И владея этим искусством, мы созидаем прочную основу нашего будущего и будущего наших детей. Педагоги выбирают разные пути реализации опыта, но их объединяет одна общая цель — благополучие Беларуси.
Председатель комитета по образованию Мингорисполкома Андрей Стригельский напомнил, что конкурс на присуждение премий и грантов Мингорисполкома проводится в городе уже на протяжении 20 лет. Пятьдесят педагогов, которые обобщили свой опыт и представили его жюри, получают премии Мингорисполкома, а 50 грантов вручаются участникам за разработку инновационных проектов с области образования.
— Это разработки новых методик и педагогических практик, которые успешно реализуются в системе образования и получили положительный отклик и результат или же будут реализовываться в ближайшие годы.
В частности, подчеркнул Андрей Валерьевич, благодаря одному из проектов в Минском государственном колледже ремесленничества и дизайна имени Н. А. Кедышко внедрена новая специальность «Флористический дизайн».
Грантом Мингорисполкома отмечены разработки директора колледжа ремесленничества и дизайна Анны Бойко, заместителя директора по учебно-производственной работе Елены Вашкевич, заведующего отделением профессиональной подготовки рабочих (служащих) учащихся учреждений общего среднего и специального образования Екатерины Студент.
— Наш коллектив стал инициатором появления в стране специальности флориста, — делится информацией Елена Вашкевич. — Совместно с базовыми организациями мы разработали профессиональный стандарт и инициировали внесение в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих специальности «Флористический дизайн». Наш колледж стал первым учреждением образования в Республике Беларусь, где уже с 1 сентября учащиеся начали проходить обучение по востребованной на рынке труда специальности. При приёме на работу в их трудовые книжки будет вноситься запись «Флорист».
Георгий Козел, директор Минского государственного колледжа цифровых технологий:
— В нашем проекте обобщён опыт по организации обучения интеллектуальным профессиям тотально незрячих ребят. У нас создана кафедра тотально незрячих педагогов, где работают преподаватель с высшим техническим образованием Александр Северин, преподаватель специальных дисциплин Евгений Попеня, преподаватель дополнительного образования Анастасия Берговина. Она, к слову, недавно побывала на международном фестивале в Баку для молодых людей с инвалидностью, где стала лауреатом конкурса. Хочу отметить, что идея начать деятельность в этом направлении принадлежит митрополиту Вениамину. Без его благословения мы вряд ли решились бы взяться за столь непростую работу. Но она оказалась результативной, о чем свидетельствует премия Мингорисполкома. Мы не собираемся останавливаться: в 2024 году планируем набрать на обучение около сорока особенных детей разных категорий: с нарушением слуха и речи, зрения, с расстройством аутистического спектра. Для этого будут открыты три новые лаборатории, причем за счет внебюджетных средств, то есть с привлечением спонсорской помощи.
Оксана Цуран, директор средней школы № 52, Наталия Марачёва, заведующий детским садом № 573, Юлия Ледовская, учитель-дефектолог средней школы № 52:
— Грантом Мингорисполкома отмечен наш совместный проект по сетевому взаимодействию средней школы и детского сада, — рассказывает Оксана Цуран. — Важно, чтобы ребёнок, который приходит в I класс, чувствовал себя уверенно, не боялся школы. Для этого мы обратились к родителям. В помощь им создана уникальная информационно-образовательная платформа «Мы вместе», которая позволяет в один клик получить информацию, которая нужна будущему первокласснику. Родители — активные участники нашей научной работы, они вместе с нами прошли путь от рождения идеи проекта до его завершающего этапа. На защите гранта родители также присутствовали онлайн, приветствовали и поддерживали нас. Тем самым они показали свою заинтересованность в успехе нашего совместного проекта, а не просто были отстранёнными наблюдателями.
Татьяна Кузьмич, заведующий детским садом № 239:
— Премией Мингорисполкома в номинации «Менеджмент в образовании» награждена за обобщение опыта по внедрению в образовательную среду STEM-технологий, благодаря которым учреждение образования получило новый импульс развития. Наша единственная в стране детская мультстудия успешно работает уже на протяжении двух лет, воспитанниками созданы более 10 мультфильмов, которые становятся победителями конкурсов детского видеотворчества, причём не только в Беларуси. Также обобщены опыт по организации работы нашего Лего-центра, деятельность по направлению «Образовательная робототехника».
Ірына Даніленка, настаўнік пачатковых класаў гімназіі № 192:
— Прэмію Мінгарвыканкама атрымала за праект «Комплексная работа з тэкстам як сродкам фарміравання чытацкай адукаванасці». Работа гэта вельмі складаная, але разам з тым надзвычай важная: навучыць дзяцей свядомаму чытанню — адна з галоўных нашых задач. Трэба падабраць такія тэксты, якія б гэтаму спрыялі і мелі б вялікі выхаваўчы патэнцыял. У выніку для нас адкрыўся вялікі свет дзіцячай літаратуры. Такія прозвішчы, як Уладзімір Ліпскі, Рыгор Игнаценка, паўсталі зусмім у іншым свеце, і вельмі прыемна і карысна было пазнаёміцца з творамі дзіцячых пісьменнікаў не толькі ў межах падручніка.
Елена Сорока, заместитель директора по учебной работе, учитель истории средней школы № 77 имени И. К. Кабушкина:
— Моя работа посвящена проблеме стигматизации личности подростка и путях её преодоления в условиях учреждения общего среднего образования. Этот проект уже внедряется в нашей школе. Под стигматизацией в данном случае подразумевается навешивание различных негативных ярлыков на ребёнка. Для преодоления такого явления мы организуем «Диалог культур», тем самым приобщая детей к культуре и традициям разных народов. Ряд мероприятий проводим с друзьями из Китайской Народной Республики, в рамках международного сотрудничества взаимодействуем с коллегами из Российской Федерации — Самары, Усмани. Всё это способствует тому, что наши учащиеся лояльно относятся к представителям иных национальностей, культуры и вероисповедования.
Татьяна Филиппова, учитель-дефектолог детского сада № 578:
— «Использование фонетической ритмики как средство формирования произносительной стороны речи» — тема моего проекта. Изюминка — сочетание движений рук ребёнка с формированием его произношения. Такая форма работы хороша как для специалиста-дефектолога, так и специалиста дошкольного образования. Это универсальный инструмент для взаимодействия и с детьми, имеющими особенности развития, и с их сверстниками, которых необходимо развивать в рамках возраста.
Алина Лисица, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детей и молодёжи «Золак», Татьяна Борунова, заведующий учебно-методическим кабинетом, Наталья Крагельская, педагог дополнительного образования:
— «Театр живой памяти» создан на основе успешно реализованного ранее проекта «Память в чемодане», — сообщает Татьяна Борунова. — Это собранные на протяжении двух лет истории наших воспитанников, каждая из которых связана с определённым чемоданом. Их у нас уже около 500, и они объединены в единую музейную экспозицию. После того как эти истории были собраны, мы решили оживить реальные архивные записи каждой семьи, связанные как с Великой Отечественной войной, так и с ликвидацией Чернобыльской техногенной катастрофы, судьбами людей, внёсших вклад в развитие Заводского района в частности и города Минска в целом. Мы хотим привлечь воспитанников не только к сбору таких историй, но и к тому, чтобы они погрузились в них с помощью элементов театрализации. Для этого мы готовим постановку, где будут присутствовать элементы иммерсивного театра, предполагающего коммуникацию со зрителем. Премьера состоится уже в апреле.