Заключительный этап республиканской олимпиады по функциональной грамотности «После уроков» прошёл на базе гимназии № 33 г. Минска. Учреждение образования собрало четвероклассников страны, которые участвуют в проекте «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».
— 2024-й год — завершающий для проекта, и он должен был закончиться чем-то необычным, — раскрывает свой замысел научный консультант проекта и его главный идейный вдохновитель, профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования Светлана Гин. — Функциональная грамотность — это прежде всего умение обращать внимание на детали, умение ориентироваться в ситуации. На занятиях детям даётся возможность «прокачать» различные виды функциональной грамотности: читательской, информационной, коммуникационной, социальной.
— Основы функциональной грамотности учащихся — это то, что мы проверяем в рамках национального исследования качества образования, — дополняет председатель жюри олимпиады, начальник центра оценки качества образования Академии образования Мария Горбунова. — Смотрим, насколько дети, которые окончили базовую школу, готовы к жизни. Здорово, когда система их подготовка начинается в начальной школе. Ребёнок учится мыслить широко и со временем понимает, что необходимые в учебной деятельности знания, например для решения задачи, могут пригодиться в той или иной жизненной ситуации, скажем, когда он идёт в магазин, где нужно сделать покупки и посчитать сдачу. Наша задача — не просто дать детям знания, а научить применять их в повседневной жизни.
Открытие олимпиады предварил поучительный в части функциональной грамотности спектакль «Новые приключения Буратино». В роли главного героя выступила учитель начальных классов гимназии № 33 Вероника Гарощеня, роли остальных героев исполняли педагоги из учреждений образования Минска и регионов.
Затем юные олимпиадники прошли испытания теоретического тура «С несплошными текстами по родной стране». Он включал 22 вопроса по истории и географии Беларуси, на которые нужно было ответить за 45 минут (максимальное количество баллов, которое можно было получить в этом туре, — 80). Следующий, практический тур, представлял собой квест, в ходе которого четвероклассники демонстрировали умение ориентироваться в окружающем пространстве: как внутри гимназии, так и на дворовой территории (ещё плюс 40 баллов).
В то время, когда дети отвечали на непростые вопросы, их педагоги параллельно участвовали в обучающем семинаре «Методика использования несплошных текстов на первой ступени общего среднего образования». Семинар имел прямое отношение к проекту «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».
Как приучить современных школьников к чтению художественной литературы с так называемыми сплошными текстами? Читательская грамотность, по мнению Светланы Гин, может начинаться с умения читать тексты попроще: от графика работы магазина или расписания движения транспорта до объявлений, афиш, справок, квитанций и этикеток на упаковке товара. Когда юный читатель научится сосредоточиваться и вникать в суть написанного, анализировать изучаемую информацию, в том числе и ту, которая написана мелким шрифтом, тогда можно говорить о культуре чтения и читательской грамотности.
Гимназия № 33 является участником инновационного проекта с момента его утверждения Министерством образования Республики Беларусь.
— В этом проекте мы участвуем уже на протяжении нескольких лет, — рассказывает директор гимназии Оксана Якубовская. — На базе нашего учреждения образования каждый год проходили многочисленные республиканские семинары по функциональной грамотности и многомерному чтению. Наверное, это закономерно, что наши дети оказались среди участников заключительного этапа олимпиады.
Но, отмечает Оксана Борисовна, дело даже не в том, станут ли победителями ученики гимназии № 33. Главное в другом: невозможно не заметить, как благодаря участию в деятельности этой инновационной площадки меняются дети и педагоги. Ребята умеют вести себя в обществе, взаимодействовать с социумом, умеют только получать знания, но и добывать их самостоятельно, а значит, работать над своим развитием. У педагогов также повысилась профессиональная планка.
— У них расширилось сознание, они стали видеть ребёнка в обществе и учить его взаимодействовать с социумом, с гражданским обществом, с природой, с экономикой страны, с информационной средой. Всё это очень важно!
Ещё один интересный момент программы олимпиады: ближе к её завершению организаторы отвели время на «Разбор полётов» с анализом заданий олимпиады и работой над ошибками. В таком подходе также присутствует момент развития: ребёнок помнит вопросы, на которые отвечал, помнит свои ответы и очень настроен на то, чтобы узнать, правильно ли он выполнил задания.
Вслед за этим последовала церемония награждения, в которой все участники получили памятные призы — научно-познавательные книги, сладости и подарок от Беларусбанка — банковскую карту с логотипом олимпиады. Победители же и лауреаты были награждены дополнительно.
— Для ребят участие в проекте, где они приобретают навыки функциональной грамотности, — это выход в самостоятельную «взрослую» жизнь, — делится впечатлениями учитель начальных классов гимназии № 3 г. Бобруйска имени митрополита Филарета (Вахромеева) Елена Паршута. — Уроки были организованы с элементами неожиданности, новизны. Они увлекательны, вызывали интерес у детей, благодаря чему ребята в большом объёме получали знания практической направленности. Проект завершается, есть чувство сожаления. Но послевкусие приятное!