МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Увлекательно, познавательно, многомерно

Заключительный этап республиканской олимпиады по функциональной грамотности «После уроков» прошёл на базе гимназии № 33 г. Минска. Учреждение образования собрало четвероклассников страны, которые участвуют в проекте «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».

— 2024-й год — завершающий для проекта, и он должен был закончиться чем-то необычным, — раскрывает свой замысел научный консультант проекта и его главный идейный вдохновитель, профессор кафедры педагогики и частных методик Гомельского областного института развития образования Светлана Гин. — Функциональная грамотность — это прежде всего умение обращать внимание на детали, умение ориентироваться в ситуации. На занятиях детям даётся возможность «прокачать» различные виды функциональной грамотности: читательской, информационной, коммуникационной, социальной.

Основы функциональной грамотности учащихся — это то, что мы проверяем в рамках национального исследования качества образования, — дополняет председатель жюри олимпиады, начальник центра оценки качества образования Академии образования Мария Горбунова. — Смотрим, насколько дети, которые окончили базовую школу, готовы к жизни. Здорово, когда система их подготовка начинается в начальной школе. Ребёнок учится мыслить широко и со временем понимает, что необходимые в учебной деятельности знания, например для решения задачи, могут пригодиться в той или иной жизненной ситуации, скажем, когда он идёт в магазин, где нужно сделать покупки и посчитать сдачу. Наша задача — не просто дать детям знания, а научить применять их в повседневной жизни.

Открытие олимпиады предварил поучительный в части функциональной грамотности спектакль «Новые приключения Буратино». В роли главного героя выступила учитель начальных классов гимназии № 33 Вероника Гарощеня, роли остальных героев исполняли педагоги из учреждений образования Минска и регионов.

Затем юные олимпиадники прошли испытания теоретического тура «С несплошными текстами по родной стране». Он включал 22 вопроса по истории и географии Беларуси, на которые нужно было ответить за 45 минут (максимальное количество баллов, которое можно было получить в этом туре, — 80). Следующий, практический тур, представлял собой квест, в ходе которого четвероклассники демонстрировали умение ориентироваться в окружающем пространстве: как внутри гимназии, так и на дворовой территории (ещё плюс 40 баллов).

В то время, когда дети отвечали на непростые вопросы, их педагоги параллельно участвовали в обучающем семинаре «Методика использования несплошных текстов на первой ступени общего среднего образования». Семинар имел прямое отношение к проекту «Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников».

Как приучить современных школьников к чтению художественной литературы с так называемыми сплошными текстами? Читательская грамотность, по мнению Светланы Гин, может начинаться с умения читать тексты попроще: от графика работы магазина или расписания движения транспорта до объявлений, афиш, справок, квитанций и этикеток на упаковке товара. Когда юный читатель научится сосредоточиваться и вникать в суть написанного, анализировать изучаемую информацию, в том числе и ту, которая написана мелким шрифтом, тогда можно говорить о культуре чтения и читательской грамотности.

Гимназия № 33 является участником инновационного проекта с момента его утверждения Министерством образования Республики Беларусь.

— В этом проекте мы участвуем уже на протяжении нескольких лет, — рассказывает директор гимназии Оксана Якубовская. — На базе нашего учреждения образования каждый год проходили многочисленные республиканские семинары по функциональной грамотности и многомерному чтению. Наверное, это закономерно, что наши дети оказались среди участников заключительного этапа олимпиады.

Но, отмечает Оксана Борисовна, дело даже не в том, станут ли победителями ученики гимназии № 33. Главное в другом: невозможно не заметить, как благодаря участию в деятельности этой инновационной площадки меняются дети и педагоги. Ребята умеют вести себя в обществе, взаимодействовать с социумом, умеют только получать знания, но и добывать их самостоятельно, а значит, работать над своим развитием. У педагогов также повысилась профессиональная планка.

— У них расширилось сознание, они стали видеть ребёнка в обществе и учить его взаимодействовать с социумом, с гражданским обществом, с природой, с экономикой страны, с информационной средой. Всё это очень важно!

Ещё один интересный момент программы олимпиады: ближе к её завершению организаторы отвели время на «Разбор полётов» с анализом заданий олимпиады и работой над ошибками. В таком подходе также присутствует момент развития: ребёнок помнит вопросы, на которые отвечал, помнит свои ответы и очень настроен на то, чтобы узнать, правильно ли он выполнил задания.

Вслед за этим последовала церемония награждения, в которой все участники получили памятные призы — научно-познавательные книги, сладости и подарок от Беларусбанка — банковскую карту с логотипом олимпиады. Победители же и лауреаты были награждены дополнительно.

Для ребят участие в проекте, где они приобретают навыки функциональной грамотности, — это выход в самостоятельную «взрослую» жизнь, — делится впечатлениями учитель начальных классов гимназии № 3 г. Бобруйска имени митрополита Филарета (Вахромеева) Елена Паршута. — Уроки были организованы с элементами неожиданности, новизны. Они увлекательны, вызывали интерес у детей, благодаря чему ребята в большом объёме получали знания практической направленности. Проект завершается, есть чувство сожаления. Но послевкусие приятное!

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.