МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Источник вдохновения — биология

За добросовестную многолетнюю работу и личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения учитель биологии средней школы № 108

г. Минска Ирина Богино была отмечена благодарностью Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Качановой. Учитель-методист рассказывает о своём увлечении и профессиональной деятельности.

Ирина Григорьевна, как вы увлеклись биологией?

— Знаете, а ведь этот вопрос задают мне и ученики. А я рассказываю, что всё началось… с дождевых червей! В детстве у меня всегда были домашние животные: канарейки, попугаи, кот, но именно собственные наблюдения (и даже практические опыты) с дождевыми червями подтолкнули меня к изучению живой природы.

Ирина Богино родом из Бобруйска. Училась в бобруйской средней школе № 5 (теперь это гимназия № 3). Считает, что ей повезло с учителем биологии, которая её заметила и способствовала развитию интереса к предмету. До сих пор с трепетом вспоминает школьные уроки, лаборантскую комнату при кабинете, где баночки с различными препаратами вызывали не просто любопытство школьницы, а чувство восхищения. Одно из занятий по биологии стало для Ирины, пожалуй, самым главным школьным уроком.

— Я была настолько тронута рассказом учителя о подвигах учёных, которые, создавая вакцины от опасных болезней, порой испытывали их на себе, чтобы тем самым спасти жизни многих людей, что прямо с той минуты точно знала, кем хочу быть! Фактически учитель, рассказав ту историю, определил мой жизненный путь.

Ирина Григорьевна приводит её современным школьникам. На уроках биологии рассказывает о том, как в 1948 году Хилари Копровский создал первую живую вакцину от полиомиелита и протестировал её на себе.

— В школе посещала кружок по биологии и городскую станцию юных натуралистов. Полученные знания и практические навыки сформировали прочное желание стать учёным-биологом и добиться на этом пути каких-то результатов. Теперь, спустя годы работы учителем, отдаю себе отчёт в том, что и мои уроки повлияли на чей-то выбор. Да, я не совершила открытий в науке, как мечтала в детстве, но сожалений по этому поводу не испытываю: ученики это сделают за меня!

Какие ещё аргументы вы приводите ученикам в пользу своего предмета?

— Каждый год на мои уроки приходят новые ученики — шестиклассники. И первый урок у них начинается со знакомства с новым предметом. Всегда находятся ребята, которые уже имеют представление о том, что изучает эта дисциплина, но есть и те, кому об этом только предстоит узнать. И чтобы биология сразу же их заинтересовала, готовлю творческие задания. А на следующем уроке вижу лес рук и желание ответить: кто-то нашёл информацию об интересных открытиях учёных, кто-то — о профессиях, где нужны знания о биологии. Этот урок всегда проходит на одном дыхании, а впереди — несколько лет изучения науки о живой природе.

Если кто-то из старшеклассников всё же задаёт Ирине Григорьевне вопрос о смысле изучения её предмета (видно, пропустил мои уроки в VI классе, — улыбается педагог), она приводит такой аргумент: все живые организмы в природе по сути родственники, имеют схожие признаки, а значит, рассматривая любой из них, мы изучаем себя. И ничего удивительного в этом нет: мы имеем похожие гены даже с тем же червём! Разве это не вызывает желание более основательно разобраться с тем, как всё устроено в природе?

— В целом, думаю, что каждый отдельный урок всегда должен проходить с подобными аргументами. Это хорошо, когда ребёнок понимает, как та или иная тема поможет ему в реальной жизненной ситуации. Поэтому обучение осуществляется с использованием компетентностного подхода, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и личный опыт. Мой ответ на вопрос, что даст изучение биологии в школе, следующий: «Умение находить решения в любых жизненных ситуациях!»

— А что вас увлекает помимо биологии?

— Лучше биологии только биология! В школьные годы занималась спортивным ориентированием. Сегодня люблю просто пешие прогулки. Рядом с домом находится великолепный лесопарк Степянка, где черпаю силы и вдохновение: наблюдаю за растительным и животным миром экосистемы, делаю фото, которые размещаю на своём сайте «Экологические новости+». Сюда приезжаем с учениками, посещаем экологические тропы, выполняем учебные исследования. Выходит, что мой интерес всё равно биологический: мир вокруг меня. Не проходит ни одного дня, чтобы я не прочитала что-то полезное, что поможет мне сделать уроки насыщенными и познавательными. Детям порой сложно разобраться в огромном информационном пространстве, их жизненный опыт небольшой, поэтому стараюсь найти полезное, чтобы увлечь и предложить им неординарные вопросы и задания.

В одной из своих методических разработок вы утверждаете, что без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся лишь созерцательный интерес к предмету. Проиллюстрируйте, пожалуйста, свою мысль примерами. Как это происходит на ваших уроках?

— Биологию точно нельзя отнести к созерцательным предметам. Если стану просто преподносить детям информацию, урок пройдёт нерезультативно. Выйдя из учебного кабинета, не многие вспомнят пройденную тему, а тем более смогут использовать учебный материал в повседневной жизни. Учёные вообще считают, что чем больше при обучении задействовано органов чувств, тем лучше происходит запоминание и воспроизведение. При этом особый акцент я бы всё же сделала на моторную (двигательную) память, так как она является основой для различных навыков, связанных с практической деятельностью.

Активная деятельность, подчёркивает Ирина Богино, предполагает включение детей в такие формы работы, которые способствуют формированию познавательного интереса к изучению предмета. Поэтому учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решения проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Опять же, такие операции как раз и составляют основу компетентностного подхода к обучению.

— В домашней библиотеке до сих пор стоит книга Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» 1999 года издания, которая сплошь исписана на полях и подчёркнута карандашом. Признаться, именно она научила меня активным методам и приёмам, которые до сих пор использую в педагогической практике: проблемному диалогу, деловой (ролевой) игре, тренингам на решение творческих учебных задач, мозговому штурму, дискуссии и ряду других.

В качестве иллюстрации нестандартной формы проведения уроков по биологии собеседница предлагает рассмотреть ролевую игру «Урок-суд». Можно провести суд над бактериями, ядовитыми растениями, насекомыми-вредителями, а можно — над человеком, который обвиняется в загрязнении окружающей среды. Роль игровых судов в том, чтобы сформировать общее мнение об определённой проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения «виновен — не виновен», главное найти ответы на поставленные вопросы.

— Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей. Повторяя, обобщая и анализируя учебный материал, мы развиваем логическое мышление, совершенствуем навыки самостоятельной работы и работы в группах, попутно способствуем развитию у школьников творческого потенциала, воспитанию у них нравственных, этических и эстетических ценностей, формированию положительной мотивации к обучению.

Ирина Богино использует на уроках интерактивные методы обучения, сформированные под влиянием публикаций Анатолия Гина и Сергея Кашлева. Считает, что именно интерактивное обучение предполагает несколько иную, отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Для педагога очевидно: если хочешь получить компетентностного выпускника, то просто «нести знания» мало, надо использовать деятельностный подход к обучению.

Как учитель может проверить, насколько ученик хорошо усвоил изучаемый материал?

— Можно, например, предложить ему представить изученный материал в виде структурно-логической схемы. Именно такой способ деятельности предполагает практически все цели образовательного процесса, например формирование универсальных компетенций, обобщение и систематизация знаний учащихся.

Фактически речь идёт об умении ребёнка структурировать получаемую информацию?

— Совершенно верно. Важно учить ученика осмысленному чтению при работе с текстом. Например, у шестиклассников наблюдаются поверхностное осмысление прочитанного, неумение выделить главную мысль, ключевые слова, ребята не могут ответить на вопросы к параграфу. Естественно, что всё это неизбежно сказывается на качестве усвоения учебного материала и ведёт к низкой успеваемости. В шестом классе при изучении биологии мы ставим целью формирование читательской грамотности. Ребята работают с текстом, опираясь на предложенный алгоритм действий. В результате у них вырабатываются умения находить информацию, осмысливать текст и использовать его, создавать структурно-логические схемы.

А на чём строится ваша проектно-исследовательская деятельность в области экологического краеведения?

— Заняться такой деятельностью меня побудило то, что большая часть учащихся мало знает об основных источниках ухудшения экологической обстановки в родном регионе и не осознаёт своей роли и личного участия в сохранении и улучшении окружающей среды. Мне близка модель формирования экологической компетентности учащихся на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса, предложенная Натальей Демидовой, Галиной Камериловой и Анной Матвеевой. С учётом приведённых ими рекомендаций разработала собственный учебно-исследовательский проект «Оценка состояния окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска». Его мы реализуем вместе с учащимися, исследуя территорию района для оценки экологического состояния окружающей среды.

Дети участвуют в работе школьного волонтёрского отряда по экологическому направлению «Наше поколение», задействованы в проведении мониторинга загрязнения почвы, воздуха и водных ресурсов на обследуемой территории. Школьники изучают биоразнообразие в условиях городской среды и выявляют факторы, изменение которых может привести к улучшению экологической ситуации в районе и городе, организуют и проводят различные эколого-краеведческие мероприятия и акции. А результаты своей деятельности выкладывают на сайте «Экологические новости+».

Какова отдача, обратная связь, которую вы получаете от учащихся? Насколько это им интересно, познавательно? Где уже побывали, реализуя ваши проекты?

— В ходе исследований изучаем не только природные объекты в черте нашего района, но и на всей территории Минска и даже (для сравнения экологической ситуации) в некоторых городах Беларуси. В последнее время проводили исследования по выявлению и описанию вредителей зелёных насаждений столицы, знакомились с видовым составом инвазионных растений в республиканских биологических заказниках «Лебяжий», «Глебковка», на территории памятника природы республиканского значения «Дубрава». Уже на протяжении двух лет изучаем характер распространения растения-полупаразита омелы белой в городских экосистемах. С этой целью побывали в городах Минской, Могилёвской областей, в Гродно, Гомеле. Участники проектной деятельности — учащиеся VII–XI классов. Это, как известно, возраст, когда происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, развитие профессиональной ориентации. Меня радует, что многие юные участники нашего проекта хотят связать свою будущую профессию с экологией и биологией.

Как возникла идея панельной дискуссии об устойчивом развитии, за разработку которой вы были отмечены дипломом лауреата Республиканского конкурса методических материалов «Обучаем. Продвигаем. Действуем»?

— В последнее время панельная дискуссия широко стала применяться в телевизионных передачах для обсуждения различных вопросов и проблем. Идея воспользоваться таким форматом пришла после организации подобного мероприятия с участниками районного учебно-методического объединения учителей биологии. И проведение панельной дискуссии по вопросам устойчивого развития с учащимися IX–XI классов показало, что такой формат способствует формированию коммуникативных компетенций, а это важно для выпускника школы. Во время обсуждения были затронуты пути достижения трёх целей устойчивого развития как в Беларуси, так и в мире: ЦУР-2 (голод), ЦУР-3 (здоровье, медицина), ЦУР-13 (последствия глобального потепления). Дискуссия была проведена и со студентами БГПУ имени М. Танка с участием молодёжных послов ЦУР в Беларуси.

Какие ещё достижения вспоминаете с чувством удовлетворения?

— Их немало. Прежде всего — это победы моих учеников на городских и республиканских конкурсах исследовательских работ. Но есть и другие заметные достижения. Так, в декабре прошлого года команда учащихся средней школы № 108 стала лауреатом фестиваля инновационных ОУР-практик (образование в целях устойчивого развития) в номинации «Зелёный переход» за инициативу и реализацию проекта «Экогород Минск». Фестиваль проходил на базе БГПУ имени М. Танка. В этом учебном году в школе открыт инженерный класс с повышенным изучением химии и биологии. Трое наших учащихся прошли обучение в Национальном детском технопарке по направлениям «Биотехнологии», «Инженерная экология», достойно выполнили и защитили исследовательские проекты. Такие результаты обусловлены имеющимся у них опытом проектно-исследовательской деятельности, сформированным в школе. Важным событием считаю также третье место, которое заняла команда инженерного класса на недавнем городском фестивале инженерных профессий.

Нередко говорят о том, что воспитательную функцию должны нести не только уроки гуманитарного цикла, но и естественно-математического. Очевидно, вам близка эта идея?

— Конечно, ведь и на учебных занятиях, и на экскурсиях мы формируем не только экологические знания, но и экологическое мышление, восприятие природы как непреходящей ценности, понимание человека как части всего живого. Здесь хочу привести слова из книги «Страницы экологического краеведения» (авторы В. Конюшко, В. Лешко, С. Чубаро): «Есть истины, составляющие устои нашей жизни. Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать это драгоценное качество в человеке невозможно лозунгами и призывами. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя её тайны, решать вопросы, связанные с охраной окружающей среды». Лучше и не скажешь. Убеждена, что никогда знания и умения не станут достоянием личности, если они не закреплены эмоциональным и практическим опытом. В этом и заключается воспитательный потенциал урока.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка