Учитель-методист гимназии № 36 Ирина Бернат — необычный представитель гуманитарных наук: её любимым предметом в школе была математика. Впрочем, сама Ирина Петровна в этом факте не видит ничего необычного. Поясняет: «На самом деле это очень тесно связанные вещи: история не существует без логики, так же как и математика».
Ирина Бернат родилась в 1970 году в г. Мяделе Минской области. Окончив в 1992 году исторический факультет Белорусского государственного университета по специальности «История», с 1992 по 2002 год работала учителем истории и обществоведения в учреждениях образования Мядельского района. В 2010 году работала методистом учебно-методического отдела гуманитарных дисциплин и научно-методического отдела анализа, прогнозирования и развития регионального образования Минского областного института развития образования. Сейчас трудится учителем истории и обществоведения в гимназии № 36 г. Минска, имеет квалификационную категорию «учитель-методист». Является автором и соавтором более 30 учебно-методических разработок, среди них — учебные пособия по обществоведению для учреждений общего среднего образования Республики Беларусь.
С детства и по сей день у Ирины Бернат есть потребность познавать что-то новое. Она убеждена, что учиться нужно на протяжении всей жизни и что время, отпущенное человеку, — одна из самых больших ценностей. А коли так, то и руководствоваться лучше давно проверенным надёжным алгоритмом: ставишь перед собой задачу, решаешь её и тут же переходишь к следующей! Улыбаясь, признаётся:
— Меня не зря называют многозадачным человеком. Так было и в школе, так есть и сейчас. Все предметы давались легко, поэтому была круглой отличницей. Параллельно занималась ещё в музыкальной школе, где меня тоже целенаправленно готовили к поступлению в музыкальное училище. Но я не захотела уходить из школы после восьмого класса и продолжила учиться в Мядельской средней школе, где работали сильные и любимые мной учителя.
— Кого из них вспоминаете с особым уважением?
— И я, и вся наша классная параллель тепло вспоминает учителя математики Петра Дмитриевича Горолевича. Он к нам, шестиклассникам, которым было по 12–13 лет, обращался на «вы» и так пояснял свою позицию: «Если человеку уже больше 10 лет — это уже сформировавшаяся личность. Поэтому то, как мы с вами общаемся — это проявление нашего уважения друг к другу». У меня были действительно хорошие и мудрые учителя, таких поучительных высказываний я могла бы привести немало.
Несмотря на то, что Ирине в школе особенно хорошо давалась математика, она всё же предпочла ей историю. Возможно, свою роль сыграло то, что Мядель овеян особенным историческим флёром. Когда-то на берегу озера жил кузнец, мастер на все руки. Один из путешественников на доске вырезал слово «стремя» и прикрепил к его мастерской. Однажды богатая девушка увидела молодого кузнеца и влюбилась. Она предложила ему переехать в свой замок. Но сразу после её отъезда кузнец собрал свои вещи в повозку и уехал. Разгневанная богачка приказала разрушить кузницу и дом непослушного человека, а один из слуг разломал вывеску «стремя» и бросил её в воду. Дощечки от вывески приплыли к берегам д. Гирины. Жители деревни сложили части, перепутав их. Получилось «Мястрэ». Так и стали называть озеро.
— Свою роль, наверное, сыграло и то, что во время учёбы в старших классах в школе начали создавать музей, и учитель истории Константин Арсеньевич Каратай привлёк к этому процессу и меня. Сразу возникло столько вопросов! Почему так необычно называются окрестные озёра, о чём говорят результаты археологических раскопок на острове Замок? Помимо этого, было и много других событий: восстание нарочанских рыбаков, масштабная Нарочанская операция в годы Первой мировой войны, после которой в окрестностях Мяделя сохранились многочисленные окопы и траншеи тех времён, три трагических года немецкой оккупации во время Великой Отечественной войны.
Ирина добросовестно с присущим упорством изучала архивы, находя ответы на поставленные вопросы, и всё более увлекалась историей родного края. О том, что юные жители Мяделя неравнодушны к исторической науке, неожиданно стало понятно в ходе поступления Ирины Воробей (девичья фамилия Ирины Петровны) в БГУ. Более того, выяснились, что мядельские абитуриенты-«воробушки» просто стайками штурмовали столичный истфак. Во время собеседования декан факультета Эдуард Михайлович Загорульский, знакомясь с очередным абитуриентом, был порядком удивлён: «Как, ещё один Воробей? И снова из Мяделя?»
— После успешного окончания университета вернулась в родной район и была направлена в сельскую школу-девятилетку, где мне предстояли непростые испытания на прочность. В одном кабинете располагались по два класса начальной школы. А, например, в восьмом классе у меня занималась только одна девочка. Но главная сложность заключалась в том, что школа располагалась в 20 км от того места, где я жила, и на работу приходилось добираться на попутных машинах. Поскольку это было начало 1990-х, машин на тот момент было не так много, как сейчас, поэтому, бывало, приходилось в любую погоду по два часа стоять в ожидании попутного транспорта.
В составе народного фольклорно-этнографического коллектива «Узлянка» (по имени речки, которая там протекает) молодой педагог активно участвовала в различных мероприятиях и концертах, знакомясь с фольклорными традициями и обычаями жителей Мядельского района. Всё это дорого и памятно до сих пор:
— Благодарна судьбе за то, что постоянно встречалась с людьми, у которых могла чему-то учиться.
Когда молодая семья Бернат переехала жить в курортный посёлок Нарочь, Ирину перевели на работу в местную среднюю школу, где она преподавала в основном обществоведение и фактически заново открыла для себя этот предмет. Взялась как-то посчитать, сколько же наук он охватывает, остановилась на 16. Но полагает, что список можно было бы и расширить: от истории, культурологии, религиоведения и политологии до географии и прочих предметов естествознания. А это значит, что у девятиклассника, который приступает к изучению обществоведения, уже должна быть сформирована прочная база по всем этим наукам.
— Обществоведение — потрясающий предмет, в который я в своё время просто влюбилась! Это синтез наук и, на мой взгляд, это одна из самых практико-ориентированных дисциплин. Правда от учителя требуется умение подать его соответствующим образом.
— Очевидно, при создании учебных пособий по обществоведению вы и постарались эти идеи привнести в их содержание?
— Именно так. Благо, что у нас сложился авторский коллектив, в котором мы друг друга понимали с полуслова, и когда ставили перед собой ту или иную задачу, то ясно видели пути её решения. Хотя, надо отметить, учебник сложный для написания. Во-первых, как я уже сказала, нужно задействовать разные сферы наук, а во-вторых — адаптировать научные тексты таким образом, чтобы они были понятны детям. А ещё требовалось разработать методический аппарат, иными словами, придумать все задания.
— Вам пригодился опыт, полученный во время работы в Минском областном институте развития образования?
— Когда из Нарочи переехала в Минск, мне предложили работу в МОИРО. Проработав там чуть больше года, перешла в 36-ю гимназию, где училась моя дочь. Решила, что вижу себя всё же не методистом, а учителем. Вопрос карьеры для меня никогда не был приоритетным, на первое место ставила и ставлю профессионализм. Это можно назвать моим педагогическим кредо. Кроме того, хотелось на практике, на уроке с детьми реализовать ценнейший опыт, полученный в областном институте: одно дело вести урок, а другое — уметь рассмотреть его с методической точки зрения. Так теперь оцениваю каждое своё учебное занятие.
— Что с этой точки зрения должно составлять методический каркас урока?
— Конечно же, этапы урока. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга, каждый из них имеет свою цель, поэтому их не следует пропускать. Нельзя, например, сразу начать обсуждать новый материал, предварительно не подведя детей к нему, не обозначив какой-то проблемный вопрос. Проговорить с детьми задачу урока — важный момент. Не все учителя в полной мере это осознают. Современный ребёнок, который не понимает, зачем ему надо изучать тот или иной материал, попросту не будет забивать им голову: он отключится и не будет воспринимать происходящее. А вот когда он что-то актуализирует в предлагаемой теме, поймёт, что и почему изучается, поставит перед собой какую-то задачу, тогда всё на уроке для него пойдёт по-другому.
— Поэтому вы и называете обществоведение практико-ориентированным предметом?
— Мы должны учить детей тому, с чем они встретятся в жизни. Задания, которые мы размещали в учебно-методическом комплексе, будь то учебник или рабочая тетрадь по обществоведению, как раз-таки носят практический характер и пригодятся в жизни. Изучая раздел «Экономика», мы с детьми учимся, например, составлять резюме, высчитывать проценты по кредитам, вычитывать договоры. Если рассматриваем психологию, то разбираем различные конфликтные ситуации и ищем пути их решения. Если же в центре внимания политология, проводим выборы в парламент, конечно же в игровой форме: я ставлю определённую задачу, учащиеся делятся на партии и решают её.
— В вашей биографии есть даже факт создания учебной бизнес-компании?
— Школы района совместно с БГУ приняли участие в пилотном проекте по созданию учебных бизнес-компаний, за который мы в своё время получили грант Мингорисполкома. Втроём, я, учитель информатики Евгений Сорокин и учитель английского языка Вероника Касиянчик, подключив детей, реализовали идею по созданию мобильного приложения Vitae Minsk. Рассчитали бизнес-план, сделали описание интересных столичных мест на английском, немецком, китайском и русском языках, сфотографировали эти объекты. Заключили договор с Google и запустили бета-версию нашего мобильного приложения. Оно у нас реально работало, причём всё это делали дети. Некоторых из них настолько увлёк процесс, что они впоследствии даже выбрали профессии, приближённые к тем, с которыми сталкивались в этом проекте.
— Ещё одна тема, которой вы занимаетесь, — Великая Отечественная война…
— События, связанные с этим очень непростым временем, с детства воспринимала как-то особенно остро. Поэтому с готовностью откликнулась на предложение исследовать историю Минского гетто и тему холокоста в целом. Мои учащиеся за работу, в которой рассматривалась судьба остарбайтеров, были отмечены дипломом на Международной молодёжной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941–1945 годов в исторической памяти народа», которая проводится в гимназии № 174. С тех пор ещё глубже окунулась в изучение вопросов войны. Побывала в концлагерях Бухенвальд и Освенцим, в Яд-Вашеме. Глубоко переосмыслила эту психологически тяжёлую тему.
Ирина Петровна в составе авторского коллектива участвовала в создании дидактического пособия «(Не) забытые жертвы войны». В нём было проанализировано, как от нацистов пострадали различные категории населения. Это не только евреи и цыгане, но и военнопленные, узники концлагерей, остарбайтеры, дети из детских домов, партизаны, подпольщики. Каждой из категорий была посвящена отдельная брошюра. Две отдельные брошюры знакомят с Минским гетто. В одной из них рассказывается о судьбе еврейской партизанки Елены Драпкиной.
— Я рекомендовала бы коллегам обратить внимание на наше исследование. На уроках этот материал можно использовать при групповой форме работы. Ребята выбирают одну из брошюр, изучают материал, а потом отвечают на вопросы, которые там приведены. Отмечу, что в этом исследовании проблемы рассмотрены с разных позиций. Приведены высказывания не только, скажем, военнопленных или заключённых концлагерей, но и цитаты представителей другой стороны — они в книге отмечены другим цветом. Ценность работы состоит ещё и в том, что один и тот же исторический факт освещается с разных сторон.
— Ирина Петровна, правильно ли сказать, что в вашей профессии всегда присутствует элемент творчества?
— Творчество всегда рядом. Без творческого начала работать учителем невозможно, оно непременно должно присутствовать на уроках. Если говорить об уроках истории и обществоведения, то оно особенно ярко проявляется в проектной деятельности.
В подтверждение своих слов Ирина Петровна демонстрирует один из проектов: «Смотрите, какая красота». Ко Дню Победы один из учащихся разработал и изготовил замечательный лэпбук. На его развороте каждый кармашек книги содержит множество информации: по военным символам, личностям героев войны, памятникам с отдельной миниатюрной книгой, боевой технике. Прилагается познавательный игровой пазл по теме «Оружие Победы», приведена копия письма-треугольника участника сражений. О ключевых событиях Великой Отечественной напоминает «Лента времени» с подвижным указателем в виде боевого ордена. А каждый из патронов мини-патронташа представляет собой свёрнутый в трубочку лист бумаги с коротким рассказом о войне.
— Мы активно участвуем в различных конкурсах, в проектной деятельности. Дети раскрываются в них совершенно по-другому. Если мне возражают, что, мол, как поставить ребёнку даже за хороший проект десятку, если он на уроке не ответил на десять баллов, говорю в ответ, что я никогда не жалею десяток. Если требуется оценить знание — это одно, ребёнок получит соответствующую отметку, а если творческий проект, в котором присутствует важный воспитательный момент, то это несколько другое. А что лучше: «зазубренные» знания в голове или проект, сделанный своими руками, — это вопрос дискуссионный.
— Вы являетесь одним из авторов-составителей нового учебника по истории. На какой стадии находится этот значимый проект?
— Предмет «История Беларуси в контексте мировой истории» для X–XI классов призван способствовать прежде всего формированию уважительного отношения к историческому наследию белорусского народа, сохранению исторической памяти, развитию представления о гражданских и патриотических ориентирах и формированию личностных убеждений учащихся. В настоящее время учебное пособие проходит апробацию в четырнадцати школах страны. По ходу апробации идёт активное обсуждение материала, авторский коллектив имеет обратную связь как от учителей, которые проводят уроки по новому учебнику, так и от учащихся. Кроме того, во всех регионах страны проходят диалоговые площадки. Когда будут выслушаны мнения всех заинтересованных лиц, в пособие с учётом замечаний и предложений, которые прозвучали от коллег, будут внесены корректировки и разработаны соответствующие методические рекомендации по преподаванию этого предмета. Подход здесь только один: историческая правда. Это учебное пособие, и факты в нём должны содержаться не надуманные, а реальные, общепризнанные и доказанные.