МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Команда решает всё

За плечами руководителя по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 93 г. Минска Виталия Мицкевича — многолетний опыт службы в армии и преподавания в военном вузе. Будучи представителем педагогической династии, он легко находит общий язык с подростками. Убеждён, что одной строгостью руководителю по военно-патриотическому воспитанию в работе с детьми не обойтись. В равной мере необходимы и мягкость, и умение быть с ними на одной волне.

 

 

Виталий Гарриевич — уроженец белорусского Полесья. История его отчества, несколько необычного для тех мест, напрямую связана с Великой Отечественной войной.

— Мой отец — Гарри Александрович, музыкальный педагог, получивший образование в консерватории, родился и жил в Петрикове, в то время глухой белорусской провинции. Откуда там, казалось бы, могло взяться такое имя? Тем более всех его братьев и сестёр звали привычными именами… Оказывается, отца до войны тоже звали обычным именем — Юрий. Дело в том, что мой дед, будучи танкистом, прошёл дорогами Великой Отечественной войны от Калинковичей, где было сформировано его подразделение, до Берлина, где и встретился с танкистами-англичанами. Танкисты вместе от души праздновали победу над фашизмом, подружились, и дед дал слово новому другу, что если вернётся с войны живым, то в его честь назовёт сына. И слово своё сдержал: младший сын Юрий стал Гариком.

В Петрикове во время войны в дом семьи Мицкевичей оккупационные власти поселили двух немцев, служивших в местной комендатуре. Недавние заводские парни обучили пятилетнего Юру играть на губной гармошке, ходили с ним на рыбалку. О том, что они не были ярыми приверженцами фашистской идеологии, свидетельствовало хотя бы то, что накануне карательной эсэсовской операции они предупредили о ней маму мальчика. Дали совет, чтобы забирала детей и уходила за мост, в болотистую местность, куда эсэсовцы вряд ли сунутся. Юре же на память подарили губную гармошку.

— Выходит, интерес к музыке у Гарри Александровича пробудился в годы военного лихолетья?

— Действительно, он был заложен таким вот необычным образом ещё в то трудное время. А уже после войны отец окончил консерваторию и всю жизнь преподавал музыку в школе. Умел играть на разных инструментах: клавишных, баяне, гитаре, саксофоне. Сам я тоже окончил музыкальную школу по классу духовых инструментов. Мама же трудилась учителем начальных классов. Родители встретились в Средней Азии, когда отец служил в Таджикистане в городе Ленинобаде. После службы он забрал маму в родной Петриков. Мама получила педагогическое образование в Мозырском пединституте и устроилась на работу в ту же школу, где преподавал музыку отец.

Виталий Мицкевич окончил среднюю школу № 8 города Мозыря. Поступил в Рязанское высшее училище связи. Окончив его в 1992 году, был распределён в 51-ю дивизию Белорусского военного округа, где последовательно прошёл все должности по армейской карьерной лестнице: от командира взвода до начальника связи бригады центральной группы артиллерии и усиления в Осиповичах (переформированной из прежней 51-й дивизии).

— Как произошло, что судьба из армии привела вас в педагогическую профессию?

— После окончания командно-штабного факультета и защиты дипломной работы мне предложили преподавательскую должность в Военной академии. Через два года я уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить педагогическое образование в Санкт-Петербургской академии связи имени С. М. Будённого. Защитил магистерскую диссертацию по административному управлению в нашей Военной академии, прошёл путь от преподавателя до начальника цикла  — профессора кафедры связи. Завершил службу в воинском знании подполковника. Судьба сложилась таким образом, что сейчас продолжаю заниматься педагогической деятельностью, но уже воспитываю школьников.

— А с чего начиналась ваша деятельность в школе?

— Началось всё с того, что директор средней школы № 93 Оксана Цимбаленко предложила работу в должности руководителя военно-политического воспитания. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, открывая школу-новостройку, отметил, что само её местоположение обязывает создавать в ней классы, где ребята могли бы осваивать основы военного дела. Начинала школа с одного военно-патриотического класса, ребята, обучавшиеся в нём, уже выпустились. Сейчас в учреждении образования сформированы восемь классов военно-патриотической направленности. Мы тесно сотрудничаем с Военной академией, уже создана сильнейшая материальная база.

— Основательная материальная база — результат активной внебюджетной деятельности?

— Да, в оказании различных услуг населению наша школа не уникальна, а вот если сравнить объём вложений в развитие военно-патриотического направления, то здесь, безусловно, мы среди лидеров. В чём наша особенность? Мы приглашаем педагогов Военной академии и военнослужащих 120-й бригады, которые проводят ребятами занятия по основам военного дела. В школе созданы специальные кабинеты со стендами по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», комната для хранения учебных винтовок и автоматов Калашникова, стрелковый тир.

— Почему это важно?

— Когда сам учился в школе, у нас ещё был военрук. А вот в 1989 году в моей школе этой должности уже не было — её сократили. И на протяжении долгого времени в учреждениях образования не существовало педагога, который затрагивал бы вопросы защиты Родины, ориентировал бы ребят на поступление в учебные заведения, которые готовят специалистов для обеспечения национальной безопасности страны. Я считаю, что такая работа должна вестись в школах, ведь основы патриотизма и гражданственности необходимо закладывать в юном возрасте, и очень рад, что должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию снова появилась в учреждениях образования.

Важным решением, подчёркивает собеседник, стал Указ Президента Республики Беларусь от 2 января 2003 года № 3, который определил льготы выпускникам военно-патриотических классов. Раньше существовали льготы только для суворовцев и кадет. Теперь же ребята могут поступать не только в Военную академию или Институт пограничной службы, но и в вузы, где есть военные факультеты (БГУ, БНТУ, БГУИР). Если учащийся прослушал факультативный патриотический курс «Готовы Родине служить» и «Юный пограничник» (при наличии в документе об образовании отметок не ниже шести баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое он окончил), то он имеет право на льготы.

— Видимо, при поступлении у ребят в аттестатах должны быть достаточно высокие баллы?

— Да, поэтому на основании упомянутого указа в марте 2023 года вышло письмо Министерства образования «О функционировании профильных классов профессиональной направленности», которое определило особенности формирования классов, критерии и требования к профильным классам военно-патриотической направленности. Прежде всего эти классы ориентированы на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Зачисление в них проходит на основании конкурса: средний балл по профильным предметам должен быть не ниже семи. На повышенном уровне изучаются учебные предметы вступительных испытаний: математика и история Беларуси, химия и биология, химия и математика, обществоведение и иностранный язык, география и математика и другие. В характеристике выпускника также должно быть прописано, что педагогический совет рекомендует ему поступать в определённый вуз на конкретную специальность.

— Ребят мотивирует возможность внеконкурсного поступления?

— Конечно. К тому же уже были случаи, когда даже на наиболее популярные у абитуриентов специальности, например «Практическая психология в военном деле», где проходной балл достигает 360, по отдельному списку проходили именно выпускники военно-патриотических классов.

— А бывает ли так, что в ходе обучения у учащегося военно-патриотического класса снижается успеваемость?

— Мне такие случаи не известны. Как правило, ребята высокомотивированы. Хотя бы потому, что углублённое изучение, скажем, математики и физики точно пригодится, если не для поступления в Военную академию, то просто в гражданской сфере.

— В каких мероприятиях могут проявлять свои навыки дети, которые учатся в классах военно-патриотической направленности?

— Ребята участвуют в военно-патриотических фестивалях, недавно вот первое место заняли в фестивале «В единстве сила». Мы активно сотрудничаем со 120-й отдельной механизированной бригадой. Именно под их брендом «Орлята 120-й» учащиеся участвуют в республиканских военно-спортивных конкурсах «Зарничка», «Зарница», «Орлёнок», где занимают первые и вторые места. Некоторое время назад старшеклассники предложили, а мы с директором поддержали их инициативу организовать Вахту Памяти у мемориального комплекса в честь героев 120-й дивизии. Как только ребята заступили на неё, ветераны 120-й стали подходить и благодарить за то, что такая красивая традиция возобновлена. Ко Дню Победы школьники возлагают гвоздики к мемориалу, читают стихи, классы проходят торжественным маршем. Мы даже берём солдатскую форму в Военной академии, учебные автоматы ППШ! После этого ребята садятся в автобус, который опять 120-я дивизия выделяет нам вместе с военным с оркестром, и исполняют под окнами ветеранов песни.

В День Независимости была организована Вахта Памяти на бульваре Толбухина. Школьники проводили мероприятие совместно с Военной академией. Курсанты выносили знамя Республики Беларусь, а учащиеся — штандарт военно-патриотических классов 93-й школы, разработанный ими самостоятельно. Проводятся подобные акции ко Дню Конституции, Дню единения, а также к афганской декаде, когда дети отдают дань памяти воинам, погибшим в Афганистане. А в день приёма в военно-патриотический класс проходит торжественный ритуал, когда дети, облачённые в военную форму, читают торжественную клятву, им выдаётся удостоверение на право ношения формы учащегося класса военно-патриотической направленности.

— По графику школьники несут Почётную Вахту  Памяти на Посту № 1, хотя эта возможность выпадает не так часто. Но есть другие мемориальные комплексы, у которых тоже необходимо устраивать подобные торжественные акции. Так, в минувшем году нами был организован митинг и Вахта Памяти у мемориала на бульваре Толбухина. Подобные мероприятия не такие масштабные, как на Посту № 1, достаточно двух-трёх смен и церемонии возложения цветов. Ребята сами проводят этот ритуал, заступают на вахту, меняются каждые 15 минут. Военно-патриотическая работа должна вестись постоянно. Дети серьёзно относятся к такой деятельности. Недавно сформировали знамённую группу: школьники облачаются в красивую форму с белой перевязью и проходят со знаменем.

— А что изучают учащиеся военно-патриотических классов на факультативах?

— Есть утверждённая Министерством образования программа факультатива, рассчитанная на 35 часов (по часу в неделю), которая реализуется в течение года, есть контрольно-тематическое планирование. Ребята начинают изучать историю Вооружённых Сил, формирования Белорусского военного округа. Знакомятся с основами военного дела, техникой, вооружением современной белорусской армии. А ещё в программу факультатива входят стрелковая подготовка, разборка и сборка оружия, защита от оружия массового поражения, медицинская подготовка, оказание первой медицинской помощи раненым и другие тематические дисциплины. Всем этим учащиеся занимаются дополнительно к общеобразовательной программе. Отмечу, что факультатив посещают обычно 5–6 человек из V-IX классов, которым это наиболее интересно. Для учащихся X-XI классов посещение факультатива «Готовы Родине служить» обязательно для всех.

— Наверняка ваши подопечные — участники различных научно-практических конференций?

— Да, мне как научному руководителю некоторых проектов всегда интересны подобные мероприятия. В частности, наши учащиеся регулярно участвуют в конференции «На благо Родины и человека», которая проводится в 68-й школе. Старшеклассник Иван Шунтов скоро примет участие во II областной научно-практической конференции «Шаг к победе» в Липецке (Российская Федерация), посвящённой 80-летию снятия блокады Ленинграда и освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В этом году усилилось международное сотрудничество, взаимодействие наших руководителей по военно-патриотическому воспитанию. В 93-й школе побывали московская делегация, представители Псковской области во главе с губернатором, состоялись международные телемосты с Самарой и Санкт-Петербургом.

Предмет особой гордости Виталия Мицкевича — экспозиционный зал «Беларусь героическая», где представлены семь тематических экспозиций, включая материалы, посвящённые геноциду белорусского народа, белорусской наступательной операции «Багратион», боевому пути 120-й дивизии, истории партизанского движения. Концепцию оформления помогли разработать специалисты Военной академии. А вот оформить двери фрагментами переписки учеников со своим учителем, погибшим в Великой Отечественной войне, Виталий Гарриевич предложил сам. Формирование экспозиции началось с личного примера руководителя по военно-патриотическому воспитанию: с семи наградных листов и военных фотографий его деда, героя-танкиста. Одно фото механика-водителя Александра Мицкевича сделано на фоне поверженного рейхстага.

— Виталий Гарриевич, что, по-вашему, является ключевым условием эффективной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников?

Поскольку такая работа с детьми в рамках образовательного процесса всегда ведётся комплексно, то усилий только руководителя по военно-патриотическому воспитанию недостаточно. Эффективной она будет при одном условии — качественном взаимодействии всех участников: директора школы, его заместителя по воспитательной работе, педагога-организатора, классных руководителей, специалистов СППС, руководителя физического воспитания. На разборку-сборку автомата, огневую подготовку по программе неслучайно отводится лишь три часа. Да, это тоже важно, но, по большому счёту, основы военного дела наши воспитанники как следует изучат в армии. А если мы говорим о военно-патриотическом воспитании, то речь идёт о формировании исторической памяти, об общественной безопасности, о мотивации наших выпускников к поступлению в силовые вузы. Если ребёнка с V по XI класс воспитывать на примере подвигов и достижений его отцов, дедов и прадедов, усиливать самодисциплину, то он непременно вырастет достойным гражданином и патриотом своей Родины.

 

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка