Рубрика «Личность» представляет учителя русского языка и литературы средней школы № 4 г. Минска Александру Сакулевич, победителя профильной номинации Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023». Увлечённость педагога и широта профессиональной эрудиции — несомненные составляющие её успеха.
Конкурсную видеопрезентацию Александры Сакулевич эффектно открывало изображение фрегата под наполненными ветром алыми парусами.
— Учитель как корабль. Его корпус — крепкие знания, в которых нет течи. Мачты — это хребет методики. Паруса — вдохновение. Куда ж без него? — воодушевлённо комментировала Александра Викторовна.
Ну а главное, утверждала учитель, — это держаться курса.
Своеобразными Сциллой и Харибдой, между которыми должен уверенно проплыть корабль, являются увлечение и разочарование. Понимание именно этой важной истины помогает педагогу всякий раз безошибочно прокладывать правильный курс к цели урока.
— Фактически конкурсная визитка — это творческая сублимация вашего педагогического опыта?
— Да, но только на тот момент. В визитке всё красиво сложилось. Идею навеяла песня о большом испанском корабле и новых открытиях, которую я в то время услышала. Подумала, что учитель для своих учеников тоже сродни кораблю. Как в известных строках о "неоткрытых Америках, которые, если б не было учителя, оставались бы неоткрытыми". Но сейчас, спустя два месяца после завершения конкурса, склонна считать, что роль методики ещё более значима. Это скорее даже не мачты, а может быть, киль или же штурвал корабля. Конкурс показал, что знание предмета — это прекрасно, но, чтобы урок состоялся, нельзя обойтись без методики!
— Конкурс придал значимости методической составляющей урока?
— Я стала более чётко видеть его структуру. Конечно же, нельзя сказать, что я не понимала этого и не видела её прежде. Но когда целенаправленно заостряешь внимание и держишь фокус именно на структуре, отчётливо понимаешь, что хороший урок состоит из простых слагаемых, грамотно составленных в определённом порядке. А вот если уходишь в большую зрелищность, используешь эффектные приёмы, не в полной мере понимая, какие цели тем самым преследуешь, что должны делать учащиеся, к какому результату прийти в итоге, то урок может рассыпаться.
— Но ведь используя эффектные и зрелищные приёмы, учитель касается душевных струн учеников. Значит, его усилия всё же не напрасны?
— Это верно. Понимаю, почему вы задаёте такой вопрос мне как учителю русской литературы. Действительно, структура урока русского языка более разработана, а в уроке русской литературы она менее чёткая. Тем не менее каждый урок проводится с какой-то целью. Для меня она заключается в том, чтобы не только дать ребятам возможность соприкоснуться с искусством, но и сделать так, чтобы какую-то частичку этого искусства каждый ученик унёс с собой.
Для достижения этой цели есть разные пути. Например, не позволяю говорить расхожее «автор хотел сказать», потому что в этом случае мы уходим в софистику. Прошу учащихся говорить с позиции «Я». Не устаю повторять старшеклассникам: если желаете порассуждать о том, что, на ваш взгляд, хотел сказать автор, возьмите его дневник, найдите его записные книжки, где он высказывается на сей счёт, приведите цитату и постройте своё рассуждение, отталкиваясь от неё. Тогда всё будет корректно. При этом я прошу мыслить критически и обрабатывать информацию, опираясь на текст, на то, что написано автором, а не на то, что придумано читателем.
— В вашей визитке, кстати, звучала фраза о том, что на уроке вы стараетесь развивать критическое мышление.
— Моя задача учить детей читать кажется простой, потому что читать умеют все. Но речь несколько о другом: мы с ними учимся читать художественное произведение. Буквально недавно с восьмиклассниками разбирала вроде бы простое и понятное стихотворение Михаила Лермонтова «Тучи»: «Тучки небесные, вечные странники…» На первый взгляд, это пейзажная лирика. А на самом деле глубоко философская — что такое свобода. В результате обсуждения ученики пришли к выводу, что, по мнению лирического героя, свобода — это когда у тебя нечего забрать. «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания». Иными словами, если ты холоден и у тебя нет родины, тебя невозможно изгнать, а значит, ты свободен. Дети очень бурно обсуждали, так ли это на самом деле. При этом мы старались отталкиваться именно от текста, а не от своих фантазий.
— Ещё один эпизод вашего конкурсного самопредставления: в класс вбегает запыхавшийся школьник, объясняет, что опоздал на урок, потому что «сломалось метро». А вы прямо на пороге класса задали ему некую творческую задачу. Какую?
— Лингвистическую задачу, почти как в сборнике Бориса Юстиновича Нормана «Лингвистические задачи». Предложила объяснить своё опоздание, используя только слова на букву «в». Во время конкурса сформулировала для себя ещё один тезис: если в школе каждую задачу рассматривать как образовательную (а образование — это обучение плюс воспитание) и в каждой ситуации видеть именно образовательный потенциал, то наша деятельность будет более эффективной. Эту идею я и хотела показать в той маленькой зарисовке. Не лучше ли вместо того, чтобы увещевать, стыдить опоздавшего ученика, читать ему нотации, задать подобную задачу — и пускай мозг ребёнка сразу включается в работу.
— Вроде бы такой педагогический приём лежит на поверхности, но он точно не выглядит избитым.
— Люблю фразу: «Это и так понятно, но это же ещё надо понять». Я действительно поступаю на уроках так, как было показано в презентации. Например, даю рифмующиеся слова, и школьник должен объяснить своё опоздание в виде стихотворения. Иногда получаются очень неожиданные импровизации. Или перед тем, как предложить тему для контрольного сочинения по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», долго думала, как же сформулировать её так, чтобы одиннадцатиклассники не смогли воспользоваться дополнительными источниками и списать сомнительные штампы из интернета. Решила, что дети будут писать сочинение на тему «Рецензия на роман о Понтии Пилате критика Латунского». Если помните, это булгаковский персонаж, литературный критик, «опрокинувший Мастера на лопатки». Сочинение тоже должно иметь вид рецензии: необходимо выдержать форму, обсудить художественные достоинства и недостатки, построение сюжета и вместе с тем вникнуть в ситуацию 30-х годов прошлого века, чтобы понимать, почему Латунский нападал на роман о Понтии Пилате. Сначала все в классе очень оживились, затем в глазах старшеклассников стала заметна напряжённая работа мысли…
— Какие ещё возможности есть у учителя русской литературы для активизации мыслительных способностей учащихся?
— Что касается литературных задач, то можно предложить классу передать сюжет с точки зрения какого-то героя. Моё самое любимое — это «Песнь о вещем Олеге», пересказанная с точки зрения… змеи. Получается своего рода театральная миниатюра. А качестве творческого домашнего задания по роману «Мастер и Маргарита» учащиеся разрабатывали тему «Донос Алоизия на Мастера», из-за которого Мастера лишили жилплощади. Было интересно слушать неожиданные и довольно разнообразные формулировки, часто очень забавные.
— Вы подчёркиваете важность структуры урока и вместе с тем свободно используете нетрадиционные творческие приёмы. Чему они способствуют?
— Мне хочется, чтобы учащиеся знали, что литература — это живой процесс, и понимали, зачем она им нужна. Вот, кажется, зачем читать «Войну и мир»? Такое огромное произведение, требуется столько усилий! Но ведь художественная литература даёт возможность прожить этот сюжет, безопасно примерить на себя тот колоссальный опыт, который она вобрала. Моя задача — погрузить учащихся в искусство слова.
Ещё одна задача заключается в том, чтобы дети поняли, что в моём предмете не бывает неправильных ответов, если уметь обосновать свою точку зрения. Мне встретилось школьное сочинение, в котором девочка негативно отзывалась об «Алых парусах» Александра Грина. Написала коротко: ей неинтересно, не нравится, неактуально. Но тем самым она просто выразила субъективное мнение без всякого анализа. Я настояла, чтобы она переделала домашнее задание, обосновав своё видение. Споры, палитра мнений — это прекрасно, потому что дети вырабатывают собственное мнение по поводу описанного. Когда им есть что сказать, считаю свою задачу выполненной, а цель урока достигнутой.
— Опять же в той самой короткой, но ёмкой конкурсной презентации у вас была ещё одна зарисовка: девочка с выражением читала стихотворение, а на вопрос учителя, что она поняла из прочитанного, призналась: «Ничего». Как быть в таком случае?
— Тогда на помощь приходит структура. Любое стихотворение мы разбираем по косточкам, почти как физическую задачу. Ведь оно построено на переносном значении, и его, конечно, с первого взгляда можно и не уловить. Поэтому мы сначала выписываем словосочетание, затем определяем, что это за троп: метафора, сравнение, олицетворение… А потом начинаем переводить в прямое значение. Детей помладше прошу нарисовать, что они увидели в стихотворении, особенно это касается пейзажной лирики, чтобы они тем самым отразили свои впечатления от прочитанного.
Считаю, что детей в школе надо обязательно учить читать стихи. Ведь чтобы это уметь, надо обладать навыком анализа, причём производить его очень быстро. Скажем, Лермонтов — романтик. Значит, у него в фокусе внимания — свобода, одиночество и бунт. С этой точки зрения уже будет понятнее, от чего следует отталкиваться, чтобы глубже понять его поэзию.
— Видите ли вы опасность в том, что с помощью технологий искусственного интеллекта учащиеся могут с меньшими усилиями решать творческие задачи, которые ставит перед ними учитель?
— Я с энтузиазмом отношусь к теме искусственного интеллекта, мне она интересна. Но, к сожалению, его очень часто используют не для реализации продуктивных целей, а для облегчения себе какой-то задачи. Одно из таких сочинений, написанных нейросетью, мы с ребятами разбирали в классе. Я показывала, в чём разница между текстом нейросети и текстом, созданным человеком. К тому же нужно понимать, зачем пишется сочинение.
Всегда напоминаю ребятам, что сочинение — это такой тип задания, который приучает мыслить и излагать свои мысли на бумаге. Не каждый может делать это свободно — нужно учиться. Сочинение всегда преследует цель, и я даю учащимся чёткую структуру. У них есть тезис, и дети должны его развернуть, определиться, что именно они будут опровергать или подтверждать, привести аргументы в нужной последовательности. Причём должны быть и отрицательные аргументы: с чем-то они будут соглашаться, а что-то оспаривать.
— Бывали ли ситуации, когда ребёнку с трудом удавалось формулировать мысли и вдруг у него всё стало получаться?
— У меня скорее бывает так, что дети прекрасно говорят, а вот письменная речь им даётся намного сложнее. На эту тему много писал Лев Семёнович Выготский, которого очень люблю и с удовольствием читаю.
Из последней прочитанной книги Выготского «Психология искусства» меня особенно заинтересовало его утверждение о том, что сюжет для произведения — это и есть его художественная форма. Было бы хорошо, чтобы все вслед за Львом Семёновичем договорились считать так же. Это важно, ведь на уроках литературы изучается форма, то, как устроено произведение, как достигнут эффект того, что слова становятся искусством.
— В суперфинале республиканского конкурса вы, помнится, обратились к идее воспитания как «питания оси духовной». Рассуждали о необходимости воспитывать чувства под водительством разума, а разум — под водительством сердца.
— Да, это идеи Шалвы Амонашвили. Во вступительной речи говорила о том, что, готовясь к конкурсу, внимательно читала Кодекс Республики Беларусь об образовании, согласно которому воспитание — это целенаправленный процесс формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности обучающегося. По сути, здесь уместна параллель с созданием духовной оси личности, о которой рассуждает в своей «Балладе о воспитании» основоположник гуманной педагогики Шалва Амонашвили. Чтобы воспитать человека — гражданина, патриота, гуманиста, профессионала, осознанную личность, требуется соответствующая питательная среда. Моя задача как учителя-предметника — организовать в классе ситуации с воспитывающим потенциалом, иными словами, создать ту самую воспитательную среду.
— Собственно, этой же проблеме был посвящён и пятнадцатиминутный мини-урок суперфинала? Главным его героем у вас неожиданно стал Буратино — известный литературный персонаж из, как вы тогда отметили, социально неблагополучной семьи.
— Тема урока для суперфиналистов была одна: «Дети — наше всё, их только надо почувствовать и воспитать». В моём уроке были представлены три ситуации. Как известно, Буратино в сказке пытались воспитывать все. Например, папа Карло продал свою куртку, чтобы купить ему азбуку. А Буратино этот поступок не оценил и поменял азбуку на билеты в цирк. Отсюда становиться понятно: папа Карло его любил, но не воспитывал. А этого недостаточно, поэтому результат формулы «Почувствовать, а не воспитать» отрицательный. Затем Мальвина с её арифметической задачкой про яблоки и креативный ответ Буратино: «Не отдам яблоки некту, хоть он дерись!» Девочка его воспитывала, проявляла строгость, наказывала, но она его не почувствовала. Получается, что формула «Воспитать, но не почувствовать» тоже не работает. А вот мудрая черепаха Тортилла, в отличие от папы Карло и Мальвины, сумела и почувствовать Буратино, и оказать на него воспитательное воздействие. Фактически это произошло потому, что она его поддержала, сказала, что сама в своё время была такой же, как он, она нашла решение, и он тоже его непременно найдёт.
— Мы не коснулись ещё одной важной составляющей вашего мини-урока: соединительного союза И.
— Действительно, на уроке мы ещё изучали уступительный, противительный и соединительный союзы. Говорили о том, что всегда нужно искать точки соприкосновения, а не усиливать грани, которые нас разделяют. Самые эффективные отношения между задачами «почувствовать и воспитать» — соединительные. Именно соединительный союз является символом единства, и как раз он-то и был на нашем уроке тем самым волшебным золотым ключиком из сказки о Буратино, который открывает дверь к успешному воспитанию.
— Вернёмся к вашей конкурсной визитке. Помнится, завершал её космический корабль, уносящийся к звёздам…
— Да, и на этом фоне я говорила о том, что учитель как космический корабль — сложнейшее устройство при кажущейся простоте и бесконечный путь вперёд: постоянная устремлённость к новым высотам познания! Как ещё оставаться на одной высоте с детьми, которые уже давно переросли своего классного руководителя?! Когда произносила эту финальную фразу, рядом со мной стояли ученики моего класса, которые в самом деле были повыше меня ростом.