Абсолютным победителем городского конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» — 2023 стал учитель информатики средней школы № 93 Павел Кушнеревич. Он с готовностью откликнулся на предложение окунуться в атмосферу недавнего педагогического конкурса.
Для начала мы с Павлом Вячеславовичем обсудили его живописную самопрезентацию. Начиналась она с того, что на сцену выбежала группа «первобытных детишек» в одеяниях из звериных шкур. Дети радостно сообщили, что ещё недавно они занимались наскальной живописью, а теперь уже умеют чертить мелом на доске.
— Как рождалась эта творческая миниатюра?
— Самопрезентация в метафорической форме вместила десять лет моего педагогического пути. Хотя всё было подано с юмором, иносказательно, но в то же время выступление содержало и ряд серьёзных смысловых моментов, касающихся места и роли педагога и человека в современном информационном мире. Человека, способного верить, любить, созидать и творить, идти к самым дальним горизонтам и вести за собой тех, кто желает совершать новые открытия. С идеей подачи материала нам помог Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Арт», а детальное наполнение презентации мы уже разрабатывали самостоятельно.
— Фраза о том, что во Вселенной на невидимых планетах жил маленький гуру информатики, который обладал большими знаниями, но не знал, с кем ими поделиться, — это аллегория о начале вашего педагогического пути?
— Так и есть. После окончания школы поступил на физический факультет БГУ по специальности «Физик. Менеджер». Предстоящая деятельность не предполагала какой-то связи с педагогикой, но будучи студентом четвёртого курса, увидел на стенде факультета объявление, которое стало для меня судьбоносным. Школа приглашала на работу учителя информатики: сообщалось, уже два месяца там некому вести предмет. Поразмышлял несколько дней, полистал учебники. Темы в них, конечно, были мне хорошо знакомы. И, наконец, решился позвонить по указанному номеру.
Дети из 162-й школы Заводского района сами отправились на профильные факультеты в надежде отыскать нужного специалиста на вакантное место. Одно объявление разместили в БГПУ имени Максима Танка, а второе — в БГУ. Фраза «Вас ждут благодарные ученики и хорошая администрация, приходите, мы Вас очень ждём!», Павла Кушнеревича чем-то зацепила.
— К тому же у меня было много энергии, и я решил направить её в правильное созидательное русло, — продолжает рассказ собеседник. — Это получилось сделать быстро: в пятницу у нас состоялось собеседование с директором школы, а уже в понедельник я вышел на работу, стал вести уроки информатики и понял, что это и есть моё призвание. С тех пор минуло уже десять лет.
Ещё одна аллегория из начала конкурсной самопрезентации: «…И вот однажды он спустился на планету Земля с важной миссией. “Я готов работать учителем информатики, делиться своими знаниями и нести технические новшества в образовательный процесс!” А ему в ответ: “Нет у нас, Павел Вячеславович, компьютеров. Преподавайте информатику без них. Крутитесь, как можете, и да пребудет с вами Кодекс об образовании!”»
— Это тоже реальный эпизод о начале вашей трудовой деятельности?
— Да, тогда в школе действительно списали старые компьютеры, а новые чуть задержались. Поэтому, когда рассказывал о своём творческом пути на самопрезентации, ничего не придумал. Мне действительно пришлось словно перенестись в прошлый век и рисовать компьютер мелом на доске. До сих пор с некоторыми ребятами, которых обучал тогда, держим связь, с юмором вспоминаем то время.
— Когда вы в очках и плаще, со световым мечом в руках под музыку из «Звёздных войн» эффектно выкатили из-за кулис на гироскутере к своим «пещерным человечкам», у вас уже был опыт управления этим транспортным средством?
— Если не считать небольшой тренировки в кабинете информатики средней школы № 93, то это была фактически моя первая поездка. Вот вы говорите об этом эффектном выезде как зритель, я же со своей стороны увидел, как едва ли не у всех коллег, сидящих в зрительном зале, руки потянулись к телефонам и все вдруг стали фотографировать, и вспышки замелькали по всему залу. Как тут не переволноваться? Сошёл с гироскутера с облегчением, что это приключение закончилось без происшествий, но волнение, видимо, сказалось: забыл пару строк стихотворения. Тем не менее, финал завершился красиво. Хотя две строчки вылетели, этого никто не заметил.
Завершала самопрезентацию авторская песня «За небасхілам», которую исполнил лауреат многих международных песенных конкурсов, учащийся пятого класса Макар Таранда.
— Поясните, почему решили завершить презентацию песней на белорусском языке?
— Идея пригласить Макара с его песней пришла спонтанно. Стала складываться концепция презентации: пещерный человек, космос… Я шёл по улице, и вдруг меня осенило, что у него есть очень созвучная песня «За небасхілам». Когда её слушаю, меня всякий раз пробирает до мурашек: и исполнение великолепное, и текст замечательный. Меня отговаривали, что может выйти странно, вся презентация на русском, а финал на белорусском. Однако в итоге всё получилось органично. Жалко только, что самопрезентация длилась всего несколько минут, поэтому пришлось ограничиться лишь фрагментом песни, припевом. Но, полагаю, жюри положительно оценило такой ход.
Павел Вячеславович благодарен всем ребятам, которые участвовали в его самопрезентации: «Как они отдавались этому творческому процессу, это надо было видеть!» Когда проводил отбор, сказал им: «Ребята, мне нужна помощь». На их вопрос, что нужно делать, ответил: «Просто сыграть самих себя». И когда маленькие «пещерные человечки» в звериных шкурах выбегали на сцену, они действительно играли самих себя, и это у них здорово получалось. Но в то же время, подчёркивает педагог, когда требовалось их участие в более серьёзных сценах, они были на редкость собранными.
— Какой этап конкурса вам дался наиболее трудно?
— Как ни странно, районный. Когда предложили поучаствовать в конкурсе, то была мысль, что нужно как следует подготовиться, чтобы на районном этапе красиво представить свою школу. И всё же в этой задаче для меня была некоторая неопределённость. Позже, когда вышел на городской этап, и от меня требовалось уже достойно представлять не только школу, но и район, в психологическом плане уже было проще. Пришло осознание, что, если проходишь в следующий этап, значит, что-то можешь, тебе есть что рассказать и показать жюри. А с каждым следующим этапом приобретал колоссальный опыт, открывал самого себя. Именно об этом я говорил, получая приз абсолютного победителя.
— Чему было посвящено ваше открытое конкурсное занятие?
— Первый открытый урок проводил в 25-й гимназии для учащихся VI класса. Мы с ребятами изучали новую тему, разбирали, что такое алгоритм, обсуждали основные определения и понятия, составляли алгоритмы. В кабинете стоят шкафы, восемь ячеек которых закрываются ключами. И я решил использовать эту особенность в предполагаемом квесте. Дело в том, что, готовясь к уроку, наткнулся на легенду о семи ключах. Мне она так понравилась, что решил сделать этот сюжет основой для проведения урока по принципу игры «Форт Боярд».
Класс был разделён на две команды, и за каждый правильный ответ давался один из ключей. На каждом было закреплено определение информатики, а на шкафчиках наклеены понятия. Требовалось лишь правильно совместить пары и достать содержимое ячеек. Сундучки с сокровищами для двух команд оказались двумя картонными коробками, обмотанными велосипедными кодовыми замками. А ещё к ним прилагались карта и четыре монеты с определёнными цифрами, флешка.
— Ребята быстро открыли шкафы, принесли сокровища и полагали, что задание урока они выполнили. Но нет: сундуки-то оставались запечатанными. Кто-то бросился подбирать код на замках на удачу. Я говорю: «Ребята, там тысячи возможных комбинаций цифр, подобрать точно не получится. А у нас минута до звонка. Что ещё вы достали из коробки?». — «Флешку». — «Что нужно, чтобы понять, что на ней находится?» — «Компьютер?» — «Так вы же в компьютерном классе, действуйте!». Ребята вставили флешку и на мониторе высветилась последовательность расположения монет — это и был код, введя который, они смогли стать обладателями сокровища: напечатанного на карточках… домашнего задания. Я им признался, что никогда ещё не приходилось видеть, чтобы дети с таким азартом боролись за то, чтобы его получить. Было весело. От урока были в восторге и дети, и я сам, и жюри.
— А что стало фишкой второго конкурсного урока?
— На втором уроке предстояло работать с девятиклассниками одной из школ в Лошице: жюри, выбрав для меня такую аудиторию, видимо, решило посмотреть, как работаю со старшеклассниками. Темой урока было моделирование процессов, и я специально к этому занятию научился пользоваться 3D-принтером. Освоил его за пару дней. Признаюсь, захотелось произвести «вау-эффект». На уроке были разные задания. В частности, мы распечатали 3D-модель корабля, прототипом которого стал броненосец английского флота, спущенный на воду в 1870 году. Корабль был очень тяжёлым, и когда во втором плавании его настиг сравнительно небольшой шторм, он перевернулся и затонул вместе со всем экипажем.
Аналогичный эксперимент Павел Кушнеревич провёл прямо в классе. Распечатанная на уроке 3D-модель броненосца, погружённая в ванночку с водой, держалась на плаву. Но стоило устроить в ёмкости небольшое волнение, корабль повторял судьбу исторического прототипа. Драматизм ситуации усугублялся рассказом о том, что один из специалистов предупреждал о возможности такой трагедии, но ему пришлось уйти из сферы кораблестроения после обрушившейся волны критики и обвинений в непрофессионализме.
— Мы пришли к выводу, что любую жизненную ситуацию можно грамотно моделировать, прогнозировать её развитие. На уроке было много интересных заданий. Я даже себя почувствовал немного учителем истории. Рассказал ребятам историю нашей Национальной библиотеки, какими были другие архитектурные проекты, почему было отдано предпочтению тому, который был в итоге реализован.
— А возможны ли такие демонстрационные эксперименты на обычных школьных уроках информатики?
— Когда начал работать в 93-й школе, так получилось, что мне удалось найти пару старых компьютеров. Я их разобрал и принёс в школу. И теперь, когда ребята учат определения по информатике, я им говорю: «Только что вы дали идеальное определение, что такое материнская плата. А вот я держу в руках какой-то предмет. Что это такое?» Отвечают неуверенно: «Какая-то плата системного блока». Поэтому, чтобы для детей при изучении теории не оставалось загадкой, что там, внутри системного блока, стараюсь запараллеливать теорию с практикой. Даже специальные занятия провожу по полной разборке и сборке компьютера, словно автомата. Моим ребятам это интересно, многие мечтают «пойти в айти».
Последнее обстоятельство приводит к тому, что в шестой школьный день в огромный прекрасно оборудованный современный школьный кабинет информатики выстраиваются очереди. Показательно, что когда в школе проходил турнир по компьютерным играм, желающих в нём участвовать было столько, что для некоторых юных айтишников пришлось оборудовать места даже в коридоре.
— Вы являетесь классным руководителем военно-патриотического класса. Как это произошло?
— При переходе в 93-ю школу с моего прежнего места работы директор Оксана Николаевна Цимбаленко сразу предложила классное руководство. Я согласился не раздумывая. Для меня это, наверное, уже стиль жизни. Статус военно-патриотического класса тем более обязывает держать марку. У моих ребят пятого класса есть факультатив «Юный пограничник», на котором с ними занимается руководитель военно-патриотического воспитания. Мы участвуем в школьных соревнованиях, посещаем тир, музеи. Недавно были в Тростенце и Благовщине, в Суворовском училище. С помощью родителей организовали поход в кинологический центр.
— Победа в городском конкурсе «Столичный учитель — столичному образованию» знаменует начало нового этапа вашей педагогической карьеры?
— Безусловно. Хотел бы отметить, что одним из этапных событий за последние 10 лет стал мастер-класс, который провёл для молодых педагогов города. Ведь одно дело учиться самому, совсем другое — учить коллег. Уже по традиции стал думать, что может стать интересным для учителей. Вспомнил, что у нас с ребятами уже есть определённые фишки, в том числе зелёный фон, на котором мы снимали видео, делая презентацию о разных профессиях, а дети потом учились обрабатывать, редактировать снятые эпизоды. На мастер-классе этим опытом и воспользовался. Нашей главной задачей было показать учителям, что не надо бояться снимать видео. Рад, что мастер-класс был воспринят с большим интересом и мне удалось разрушить некоторые ложные стереотипы.
— Как вы считаете, благодаря каким качествам стала возможна победа в городском конкурсе «Столичный учитель — столичному образованию»?
— Считаю, что нужно быть самим собой и брать открытостью и искренностью. А ещё, возможно, здесь будет уместно привести мнение члена жюри конкурса Татьяны Олеговны Пучковской по поводу интереса детей к моим урокам информатики. Услышал, как она делилась своими ощущениями с коллегами: «Он словно не урок ведёт, а сказку рассказывает детям!»
Беседовал Александр Каменчуков