МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Воспитание личным примером

Герой рубрики «Личность» — преподаватель колледжа цифровых технологий Александр Северин. Недавно педагог в соответствии с решением руководства Мингорисполкома был удостоен почётного звания «Минчанин года». В столичном колледже, где успешно реализуются инновационные проекты по инклюзивному образованию, он трудится с 2019 года. В рамках экспериментальной деятельности тотально незрячему педагогу предстоит преподавание программирования в группах нормотипичных учащихся.

Александр Северин родился в деревне Казазаевка Речицкого района Гомельской области. Деревня находится почти в черте Речицы, предполагается, что её скоро присоединят к районному центру. Однако учиться ему довелось в 60 километрах от дома — в Василевичской общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих детей. Благо туда ходил прямой поезд и родители имели возможность забирать ребёнка домой хотя бы на выходные, а вот многие его сверстники оставались в интернате от каникул до каникул.

— Александр Владимирович, с каким чувством вы вспоминаете свою школу и учителей?

— Я поступил в школу в 1986 году, во времена существования Советского Союз. Тогда понятия «инклюзия» вообще не существовало, и обучение детей с особенностями, в том числе слабовидящих, осуществлялось в системе специального образования в интернатах, и это считалось нормой. Мне, наверное, повезло: у нас была замечательная школа, и учителей я вспоминаю только с теплотой и благодарностью. Те знания, которые они дали, те моральные качества, в том числе стремление к достижению поставленных целей, которые они сформировали, помогают мне на протяжении всей жизни. Моей первой учительницей была Клара Николаевна, а одним из моих любимых предметов в школе — математика, которую преподавал Василий Федосович. Он нас здорово гонял, за что ему отдельное спасибо. А директором школы был Игорь Сергеевич Цесуро. Помню его как хорошего человека и крепкого управленца, благодаря которому, возможно, школа из городского посёлка Василевичи в своё время так и не была переведена, скажем, в Гомель или другой более крупный населённый пункт.

— Соответственно, профессионализм педагогов советской специальной школы вы оцениваете высоко?

— Совершенно верно. Со средним баллом около пяти в свидетельстве за девять классов общеобразовательной школы поступил в сельскохозяйственный техникум. Во время учёбы не было ощущения, что у меня не хватает каких-либо знаний. Напротив, всегда чувствовал себя уверенно. Отношение к выпускникам спецшкол, попавшим в среду, где обучаются обычные дети, было, я бы сказал, несколько пренебрежительное, особенно со стороны ребят, обучавшихся в городских учебных заведениях. Меня это всегда удивляло, ведь я знаю не хуже тот или иной предмет, допустим, математику. Сложность заключалась лишь в том, что я с пятью процентами зрения не видел написанного на классной доске. Я ждал, пока все запишут задание, и только потом шёл к доске и переписывал его. После этого возвращался за парту и спокойно всё решал. В какое-то время у меня даже образовался «творческий тандем» с соседом по парте. У одногруппника не очень хорошо было с математикой, и мы с ним распределили роли: он быстро мне всё переписывал, я решал, а он затем у меня списывал.

Поначалу Саша Северин особо «не отсвечивал», не стремился показать, что способен решать математические задачи быстрее ребят, которых учитель считал сильными. Как-то преподаватель задала классу очередную задачу и через какое-то время с нетерпением спросила: «Ну что, решили?» В ответ тишина. И тут сосед Александра по парте решил отличиться и поднял руку: «Мы решили!» Однако повторить решение у доски у него не получилось. Но в тетрадях задача действительно была решена правильно, в чём педагог убедилась, проверив решение. Тогда-то и выяснилось, что выпускник специнтерната Саша Северин решает задачи быстрее, чем выпускники престижного лицея и городских школ.

— А когда вы увлеклись компьютерными технологиями?

— После 2010 года, когда мне уже было 30, я осознано получил компьютерное образование в Гомельском государственном университете. Но несмотря на имеющееся высшее образование, устроился на гомельский завод «Светотехника», где работают незрячие люди. И вот там впервые встретил незрячего человека, работающего за компьютером, причём в отделе маркетинга. Поскольку у него периодически возникали проблемы с техникой, которые он не мог решить самостоятельно, я для него был своеобразным «компьютерным доктором». Со временем стал неплохо разбираться в компьютерах и мог устранить многие неполадки.

 Вскоре Александр Северин уже сам объяснял незрячим коллегам, что и как можно починить самостоятельно, чтобы ни от кого не зависеть. В то время на заводе было решено открыть компьютерный кружок. Соответствующее образование как раз-таки и пригодилось: вести занятия для незрячих предложили именно Александру, у которого уже был и достаточно большой опыт, и авторитет среди коллег.

— Счастливый случай?

— С одной стороны, да, а с другой — кружок требовал некоторой предварительной подготовки, а это предполагает усовершенствование знаний и развитие имеющихся навыков, к чему я подсознательно и стремился. Коллеги на заводе поначалу надо мной посмеивались: мол, с высшим образованием, а работу выполняешь такую же, как и они, которые окончили лишь школу. Но когда стал вести для них кружок по обучению компьютерной грамотности, подшучивать перестали.

— А как вы оказались в Минске?

— На заводе в Гомеле проработал десять лет. Однако на предприятии начала складываться не очень хорошая ситуация: работы не было, людей увольняли, определённые трудности намечались в экономике, кружковая работа сворачивалась. Пришлось перевестись на полставки, со временем появилась другая работа. А потом познакомился с девушкой из Минска. Задумались, где будем жить. Была мысль, чтобы она переехала ко мне, но решили, что всё же остановимся в Минске. С 2014 года здесь и живу. У меня семья, ребёнок.

Бороться за рабочее место в БелТИЗ Александр Северин не счёл нужным, хотя у него был и опыт работы, и образование, и различные сертификаты, свидетельствовавшие о достижениях. Перебивался на первых порах программированием, брал заказы, которыми его обеспечивали знакомые из Гомеля, по обслуживанию сайтов и их доработке. После этого несколько лет курировал информационную сферу в частной организации, занимавшейся вопросами реабилитации инвалидов на коммерческой основе. А затем поступило предложение от столичного колледжа электроники, нынешнего Минского государственного колледжа цифровых технологий.

— В колледже открывали класс для обучения незрячих, и администрация учреждения искала человека, который мог бы преподавать этой категории учащихся. Требовался человек, который хорошо бы разбирался и в ассистивных технологиях для незрячих, и в программировании. У меня на тот момент был диплом программиста и опыт работы в кружках системы дополнительного образования, различные сертификаты, и поэтому меня взяли мастером производственного обучения.

Согласно законодательству мастером производственного обучения может быть человек с профильным образованием, но без педагогического образования. Однако Александр Северин решил восполнить пробел в знаниях и поступил в Республиканский институт профессионального образования. Сейчас продолжает обучение в аспирантуре РИПО.

— Обучение в РИПО — важный этап в жизни?

— Конечно. Работая с людьми, я делал что-то интуитивно, где-то опирался на самостоятельно полученные знания. Но учёба в РИПО помогла систематизировать разрозненную информацию, которой я владел и которую приобретал в общении, дискуссиях с коллегами-преподавателями. Некоторые мои взгляды существенно перестроились, например по поводу обучения и воспитания. Если раньше считал, что воспитывать ребят должны соответствующие специалисты, то теперь смотрю на это по-другому. На самом деле роль каждого педагога в воспитании учащихся колоссальная, и необходимо осознавать, что в первую очередь мы воспитываем их личным примером на каждом занятии, во время общения на переменах. И от того, что каждый из нас в них заложил, как поддержал в трудную минуту, разрешил сомнения, зависит, какой путь они выберут и будут ли с благодарностью вспоминать своих педагогов.

— А в чём суть ассистивных технологий для незрячих и слабовидящих?

— Ассистивные технологии — это термин, который включает любые программы, устройства, системы и технологии, связанные с компенсацией каких-либо проблем со здоровьем человека. Что касается ассистивной технологии для незрячих, то речь идёт прежде всего о программном обеспечении. Надо понимать, что в компьютере, который стоит передо мной, нет ничего специального. Если я его не трогаю, он не будет ничего делать. Но если я начинаю выполнять какие-то действия, то компьютер мне сообщает, какие операции я произвожу. Есть заблуждение, что компьютер играет роль ведущего, а незрячий пользователь — ведомого. Это не так. Незрячих приходится зачастую переучивать и объяснять, что именно от них зависит, что будет озвучивать компьютер. Выполняя какие-либо действия, одновременно необходимо слушать, что говорит компьютер, анализировать информацию и строить дальнейшую работу. Компьютер просто ассистирует, подсказывает, какие операции выполняются. На основе подсказок необходимо сделать вывод, все ли действия правильные или же нужно что-то переделать, чтобы двигаться дальше.

— Скорость набора на клавиатуре выше у тех, кто умеет работать вслепую. Здесь тоже важен этот элемент?

— Слепой пальцевый метод набора на клавиатуре мы проходим в самом начале занятий. Но стоит признать, что процент лентяев среди незрячих такой же, как и среди обычных людей. Они продолжают печатать одним или двумя пальцами, игнорируя метод, который позволит им работать быстрее. Вместе с тем среди незрячих есть люди, которые воспринимают информацию медленно, и от того, что человек будет печатать быстро, ситуация не изменится. Это скорее важно для тех, кто быстро воспринимает информацию. Но метод такого набора мы всё равно изучаем со всеми учащимися. Я разработал специальный тренажёр, который озвучивает то, что печатается на клавиатуре. Если допущена ошибка, тренажёр издаёт предупреждающий сигнал, и в зависимости от режима нужно либо повторить действие, либо продолжить печатать. Чаще всего тренировка идёт в режиме повторения: пока не напечатаешь правильную букву, дальше продвинуться не можешь.

— Работа с незрячими детьми отличается от работы со слабовидящими или же это единая методика?

— Стараюсь разрабатывать максимально обобщённые методики, чтобы они работали и на нормотипичных, и на слабовидящих, и на незрячих. Это должен быть универсальный инструмент. Если мы говорим об инклюзии, то чем больше у нас будет иных методик, тем меньше шансов, что она будет результативна. Инклюзия — это не только про людей с инвалидностью, и даже, можно сказать, не столько для людей с инвалидностью. У педагога должна быть универсальные приёмы, с которыми он может прийти в группу, где будут учиться разные учащиеся. Это позволит не выделять часть из них в отдельные группы. Например, незрячим не нужны презентации, у них нет визуальной составляющей, а презентация — это в основном именно визуальный компонент. Незрячим можно объяснить тему словами. Если же я занимаюсь со зрячими или слабовидящими учащимися, то им без презентации бывает сложно усвоить материал, им нужна визуализация. Поэтому при подготовке к занятиям составляю текст для объяснения и создаю презентацию.

— А как вы контролируете демонстрацию презентаций?

— Опять же с помощью ассистивных технологий Microsoft Office. PowerPoint позволяет создавать презентации и затем их прокручивать. При этом попутно озвучивается, что я делаю. С помощью презентаций PowerPoint я и сам читаю свои слайды, а презентации могу давать даже незрячим учащимся. Делаю так: на экране идёт презентация, которую смотрят те, кто видит, а незрячим выкладываю её на сервер, с которого они её скачивают и запускают у себя на компьютерах. Тем, кто видит, я объясняю материал словами, а незрячим даю паузу, чтобы они могли «прочитать» её самостоятельно. Скажем, на сладе приводится пример кода. Зрячий человек его увидел, незрячий — с помощью клавиатуры «просмотрел», и я дополнительно объяснил то, что было непонятно, ответил на возникшие вопросы. Вот так я стараюсь строить свои занятия, чтобы каждый учащийся усвоил материал. В этом, на мой взгляд, и заключается инклюзия.

В прошлом году учащиеся Александра Северина изучали основы алгоритмизации и программирования. На первом курсе это базовый предмет. При этом он признаётся, что интерес к предмету старается поддерживать за счёт мини-проектов. Ребята ведь к нему пришли с надеждой на то, что они будут разрабатывать игры, получать результат, но, если давать им только уравнения программирования, то энтузиазм может и пропасть.

— Говорю: да, теория, какие-то алгоритмы и основы, которые мы изучаем, важны, но вы можете попутно разработать любую программу, которую считаете возможным создать на текущий момент. Есть моё задание, но вместе с тем есть ещё и ваша добрая воля: напишите программы с использованием тех знаний, которые у вас есть, программы, которые не связаны с изучаемыми уравнениями, и принесите их на занятие.

— Какой совет вы могли бы дать педагогам, которые работают со слабовидящими детьми в интегрированных классах минских школ?

— Считаю категорически неправильной ситуацию, когда ребёнок с плохим зрением не имеет представления об ассистивных технологиях и не умеет пользоваться компьютером. Сегодня компьютер для слабовидящего и незрячего — это без преувеличения окно в мир, это инструмент, с помощью которого он сможет зарабатывать себе на жизнь. Точно так же, как белая трость — продолжение моей руки, точно так же компьютер — продолжение моего интеллекта и профессиональных навыков. Необходимо понимать: любому незрячему человеку сегодня нужно быть на уровне как минимум оператора ЭВМ, как максимум — хотя бы что-то знать о программировании. Эти основы должны быть обязательно заложены в школе. Чем лучше выпускник будет разбираться в компьютере, тем проще ему найти работу. Поэтому ребят с плохим зрением или незрячих надо направлять, настаивать на необходимости обучения, а не смотреть на то, как они становятся инвалидами, относясь к ним с жалостью. Надо бросить все силы на то, чтобы каждого такого ребёнка максимально социализировать, и тогда людей, нашедших себя и приносящих пользу обществу, станет больше.

Беседовал Александр КАМЕНЧУКОВ

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка