Республиканский фестиваль «Педагогический дебют — 2023» проходил не просто параллельно с республиканским конкурсом профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023», а фактически в тесном переплетении с ним. Финалисты фестиваля в качестве «учеников» участвовали в мастер-классах суперфиналистов конкурса. Едиными были даже церемонии награждения. Замысел организаторов понятен: молодым педагогам предоставлялась возможность набраться опыта у старших коллег.
Герой нашей рубрики, один из триумфаторов фестиваля, заведующий детским садом № 252 «Ласточкино гнездо» Андрей Дмитрук представляет собственную формулу успеха.
Андрей Дмитрук — представитель молодой педагогической династии. Одна из его родных сестёр преподаёт в Минском государственном колледже цифровых технологий, вторая — работает в одной из школ Брестской области. Две его двоюродные сестры тоже связали свою профессиональную деятельность с педагогикой, начав познавать её азы в Солигорском педагогическом колледже.
— Так уж получилось, что вслед за ними туда же решил поступить и я. Учиться мне там было интересно, и учёба давалась легко. В этом смысле, наверное, показательно, что сразу после окончания колледжа отдел образования Солигорского района, куда я попал по распределению, планировал назначить меня на должность заведующего учреждением дошкольного образования. Но неожиданно возникла дилемма: подал документы в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и в то же время мне поступило предложение о перераспределении в Минск. Подумал, что если смогу поступить в вуз, то, видно, судьба мне ехать в столицу. Так и сложилось: поступил на исторический факультет на заочную форму и параллельно работал воспитателем в детском саду № 532.
— Не раз приходилось слышать, что выпускники педагогических колледжей — неплохие практики. Это не та ситуация, когда бросают в воду, чтобы научить плавать? Колледж вооружил необходимыми для работы практическими навыками?
— В Солигорском педагогическом колледже была сформирована основательная база как теоретических знаний, так и практических навыков. Начиная со второго курса раз в неделю мы проходили практику, причём весь день был посвящён исключительно ей. Нашу работу курировал методист колледжа. Если я, к примеру, проводил занятие для детей, то остальные учащиеся при этом тоже присутствовали, наблюдали. Затем мы анализировали, что получилось, а что требуется учесть в следующий раз. Если же возникали затруднения или что-то было непонятно, рядом были методисты и более опытные педагоги, которые всегда подсказывали, давали совет.
О восьми годах работы в должности воспитателя в детском саду № 532 Андрей Александрович вспоминает с удовольствием. Работал он в слаженном творческом тандеме с опытнейшим воспитателем Еленой Константиновной Дегтярёвой. Некоторые родители воспитанников, с которыми он взаимодействовал, звонят ему и по сей день. Чаще всего интересуются мнением компетентного педагога о том, как им лучше поступить с ребёнком в той или иной сложной ситуации.
— В то время я специализировался на методике ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. На базе нашего учреждения регулярно проходили семинары-практикумы, педагоги с большим стажем работы делились опытом, а мы его охотно перенимали. Сейчас в нашем 252-м детском саду создана группа, которая работает по методике ТРИЗ. Её ведут педагоги, прошедшие специальные курсы. Успешно функционирует группа, где ребята обучаются по методике Зайцева.
— Получив вузовский диплом, как восприняли свой переход на должность заместителя заведующего детским садом № 327?
— Для меня это было вполне естественно. В детском саду № 327 я вёл методическую работу, отвечал за образовательный процесс, то есть за то, чтобы занятия были организованы должным образом.
— Когда вы впервые приехали в микрорайон Сокол, в котором предстояло работать в должности заведующего, каким он вам предстал?
— Сокол — это бывший посёлок авиаторов. Сворачиваешь с трассы и сразу попадаешь в живописный микрорайон! На одном из этапов фестиваля, когда по условиям конкурса нужно было представить свою команду, я неслучайно выступал в лётном кителе и фуражке. По сценарию был командиром авиалайнера, а экипаж, бортпроводники — мои заместители и сотрудники — присутствовали в презентации на мультимедийном экране. Я представлял пассажирам (коллегам, жюри), с которыми летели на местный «курорт», базу отдыха, где созданы прекрасные условия для юных отдыхающих. Речь шла о нашем замечательном детском саде: о материальной базе, условиях для комфортного пребывания подопечных, питании, которым с любовью обеспечивают замечательные шеф-повара высокого класса. К слову, одной из особенностей детского сада № 252 является то, что наши воспитатели — в основном многодетные мамы. Ни для кого не секрет, что в микрорайоне Сокол построено много жилья именно для многодетных минчан.
— Среди ваших воспитанников много ребят из многодетных семей?
— Сегодня у нас 220 детей, около 50 % — из многодетных семей. Наши сотрудники имеют богатый опыт успешного воспитания собственных детей и умеют творчески подходить к работе, находить общий язык со всеми ребятами. При этом они находятся в постоянном поиске новых эффективных форм и методов воспитания малышей.
Сокол — компактный микрорайон. Рядом с детским садом № 252 расположено другое дошкольное учреждение, храм Николая Чудотворца, школа. Поблизости находятся учреждение здравоохранения и большая пожарная часть. Коллектив тесно взаимодействует со всеми этими организациями. Есть и другая особенность: несмотря на то, что это часть Минска, практически все здесь друг друга знают!
— На подъезде к микрорайону можно заметить дорожный указатель поворота на деревню Берёзовая Гора и Дом охотника и рыболова... Здесь, кажется, всё располагает к тому, чтобы формировать у детей любовь к природе.
— Однозначно! В своём публичном выступлении на фестивале «Педагогический дебют» затрагивал эту тему, когда собирал символический «букет успеха». Белорусскую природу в моём букете связал с цветком ландыша. Он не только ассоциируется с началом летних каникул и весенним лесом, но и является символом познания окружающего мира, внимательного и бережного отношения к нему. Это направление — одно из приоритетных в нашей педагогической концепции. Привить детям любовь и гуманное отношение к природе, научить их видеть и ценить прекрасное — одна из основополагающих задач дошкольного образования. С этой целью в детском саду особое внимание уделяется ландшафтному оформлению территории. У нас много сезонных клумб, цветочных композиций, созданных руками педагогов и технического персонала, в каждой группе имеется живой уголок.
— Видимо, логичным будет рассказать и о других цветах вашего «букета успеха»?
— В букет белорусских цветов, которые 1 сентября нёс своему классному руководителю, входил, конечно же, василёк. С вашего позволения вкратце расскажу, о чём говорил на фестивале. Василёк — это олицетворение белорусской земли, символ отечественной истории и тех испытаний, которые выдержал наш народ. История увлекала меня с детства, и в школе именно этот предмет был любимым. С огромным интересом изучал исторический путь и гордился победами нашего народа. Мне нравилось слушать белорусские песни, которые пели на родном Полесье, изучал белорусские обряды и любил белорусские сказки, которые в детстве читала мама. Став руководителем учреждения дошкольного образования, особое внимание уделяю формированию самосознания у малышей. Более того, считаю крайне важным развивать у детей интерес к истории. Ведь человек, который не знает своей истории, не имеет будущего!
— Каким образом это происходит?
— Каждый год уделяем внимание таким праздникам, как День белорусской письменности, Купалье, Коляды, праздник урожая. В детском саду есть даже собственный мини-музей «Сялянская хата», который помогает воспитанникам в изучении народного быта и традиций. Следующий цветок моего букета — тюльпан — тоже имеет прямое отношение к формированию у воспитанников патриотизма и гражданственности. Этот цветок распускается одним из первых, и именно его дарят ветеранам Великой Отечественной войны 9 Мая. В дошкольном учреждении традиционно готовим масштабные мероприятия ко Дню Великой Победы, Дню Независимости, Дню Государственного флага, гимна и герба Республики Беларусь, Дню Конституции. В Соколе много улиц названы в честь лётчиков-героев, на площади есть мемориальная доска в их честь. Мы с детьми приносим к ней тюльпаны, посещаем памятные места нашего микрорайона, оформляем патриотические уголки, рассказываем малышам о героизме предков.
— Наверняка в вашем букете был и цветок, символизирующий семейные устои белорусов?
— Да, цветком семьи в моём букете был пион. Считаю, что успех в жизни обязательно приходит к тому человеку, который воспитывался в семье, где выстроены здоровые детско-родительские отношения. И я счастливый человек, потому что вырос в большой семье в атмосфере любви и взаимного уважения. Родители учили меня искать и находить выход из ситуаций, которые на первый взгляд могли показаться безвыходными. Этого принципа я придерживаюсь и в управленческой деятельности. В работе с коллективом для меня важно относиться друг к другу по-человечески, с полным доверием к опыту передовых педагогов. Мы ведь тоже своего рода семья и так же, как мамы и папы, на личном примере показываем детям, как находить друг с другом взаимопонимание, проявлять сочувствие и сопереживание.
— Полагаю, что должна быть ещё и некая идея, которая, как ленточка, связывает букет воедино?
— Собственно, с этих слов и начинал своё публичное выступление. Говорил о том, что именно время детства и есть самое трогательное, наивное и вместе с тем фундаментальное, дающее основу на всю жизнь. Это время, когда мир кажется цветным и до звёзд можно дотянуться рукой. Став взрослым, каждый из нас вспоминает детство с доброй улыбкой и благодарностью, мечтает вернуть хотя бы на день это незабываемое время. Все мы родом из детства, и мне кажется, что счастливое детство — одна из самых больших удач в жизни человека! Именно желание делать детей счастливыми и привело меня в многогранный и вместе с тем очень ответственный мир педагогики. За 10 лет педагогического пути я ни разу не пожалел о своём выборе. Более того, я открыл для себя в педагогике ещё сферу управленческой деятельности. Шаг за шагом, подобно тому, как ребёнок осваивает этот мир, с огромным любопытством учусь быть руководителем дошкольного учреждения образования и вывожу свою личную формулу успеха.
— Руководителю дошкольного учреждения, видимо, важно найти правильную пропорцию строгости и доброжелательности?
— Главное — это человечность. Каждого нужно выслушать, вникнуть в суть проблемы и найти правильное решение. Что же касается частого вопроса, является ли педагогика в большей мере женской профессией, считаю, что этот вид деятельности нельзя делить на мужское и женское дело. Он оценивается исключительно уровнем профессионализма.
— Микрорайон Сокол, детский сад «Ласточкино гнездо», заведующий выступает на фестивале в роли командира авиалайнера… Разве в воздухе не витает идея о профориентационной работе среди воспитанников?
— Всё верно. Мы не просто планируем это сделать, а уже ведётся работа в этом направлении. Определена комната для создания музейной экспозиции, посвящённой лётчикам и авиации, а на стенах можно увидеть элементы декоративного оформления с соответствующими тематическими элементами.
— А как планируете восстанавливать силы после такого напряжённого фестивального марафона?
— Для меня лучший способ восстановиться — это побывать на малой родине, побродить по лесу, пообщаться с природой, пособирать грибы. Всё это аккумулирует жизненные силы. Могу судить об этом по своему дедушке, у которого было большое хозяйство. До 82 лет он сам заготавливал им сено: косил, сушил его, сгребал и складывал в скирды. Он был для меня образцом для подражания!
— Если вам предложат участвовать в новом конкурсе, не откажетесь?
— Нет, потому что это прекрасная возможность узнать что-то новое и вырасти в профессиональном плане. Фактически учёба у нас не прекращается никогда, не случайно ведь педагоги проходят регулярное обучение на курсах повышения квалификации. И педагог, и управленец постоянно должен развиваться как за счёт самообразования, так и за счёт участия в конкурсах профессионального мастерства.
— В качестве педагогического кредо вы взяли слова Константина Ушинского: «Сильным и опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд». Какой главный вывод вы сделали по результатам анализа своего участия в республиканском фестивале?
— Мой главный вывод заключается в том, что по большому счёту успех в нём стал возможным благодаря усилиям сплочённой команды профессионалов и единомышленников, работавших на общий результат.
Беседовал Александр Каменчуков