МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Букет успеха

Республиканский фестиваль «Педагогический дебют — 2023» проходил не просто параллельно с республиканским конкурсом профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023», а фактически в тесном переплетении с ним. Финалисты фестиваля в качестве «учеников» участвовали в мастер-классах суперфиналистов конкурса. Едиными были даже церемонии награждения. Замысел организаторов понятен: молодым педагогам предоставлялась возможность набраться опыта у старших коллег.

Герой нашей рубрики, один из триумфаторов фестиваля, заведующий детским садом № 252 «Ласточкино гнездо» Андрей Дмитрук представляет собственную формулу успеха.

Андрей Дмитрук — представитель молодой педагогической династии. Одна из его родных сестёр преподаёт в Минском государственном колледже цифровых технологий, вторая — работает в одной из школ Брестской области. Две его двоюродные сестры тоже связали свою профессиональную деятельность с педагогикой, начав познавать её азы в Солигорском педагогическом колледже.

— Так уж получилось, что вслед за ними туда же решил поступить и я. Учиться мне там было интересно, и учёба давалась легко. В этом смысле, наверное, показательно, что сразу после окончания колледжа отдел образования Солигорского района, куда я попал по распределению, планировал назначить меня на должность заведующего учреждением дошкольного образования. Но неожиданно возникла дилемма: подал документы в Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и в то же время мне поступило предложение о перераспределении в Минск. Подумал, что если смогу поступить в вуз, то, видно, судьба мне ехать в столицу. Так и сложилось: поступил на исторический факультет на заочную форму и параллельно работал воспитателем в детском саду № 532.

— Не раз приходилось слышать, что выпускники педагогических колледжей — неплохие практики. Это не та ситуация, когда бросают в воду, чтобы научить плавать? Колледж вооружил необходимыми для работы практическими навыками?

— В Солигорском педагогическом колледже была сформирована основательная база как теоретических знаний, так и практических навыков. Начиная со второго курса раз в неделю мы проходили практику, причём весь день был посвящён исключительно ей. Нашу работу курировал методист колледжа. Если я, к примеру, проводил занятие для детей, то остальные учащиеся при этом тоже присутствовали, наблюдали. Затем мы анализировали, что получилось, а что требуется учесть в следующий раз. Если же возникали затруднения или что-то было непонятно, рядом были методисты и более опытные педагоги, которые всегда подсказывали, давали совет.

О восьми годах работы в должности воспитателя в детском саду № 532 Андрей Александрович вспоминает с удовольствием. Работал он в слаженном творческом тандеме с опытнейшим воспитателем Еленой Константиновной Дегтярёвой. Некоторые родители воспитанников, с которыми он взаимодействовал, звонят ему и по сей день. Чаще всего интересуются мнением компетентного педагога о том, как им лучше поступить с ребёнком в той или иной сложной ситуации.

— В то время я специализировался на методике ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. На базе нашего учреждения регулярно проходили семинары-практикумы, педагоги с большим стажем работы делились опытом, а мы его охотно перенимали. Сейчас в нашем 252-м детском саду создана группа, которая работает по методике ТРИЗ. Её ведут педагоги, прошедшие специальные курсы. Успешно функционирует группа, где ребята обучаются по методике Зайцева.

— Получив вузовский диплом, как восприняли свой переход на должность заместителя заведующего детским садом № 327?

— Для меня это было вполне естественно. В детском саду № 327 я вёл методическую работу, отвечал за образовательный процесс, то есть за то, чтобы занятия были организованы должным образом.

— Когда вы впервые приехали в микрорайон Сокол, в котором предстояло работать в должности заведующего, каким он вам предстал?

— Сокол — это бывший посёлок авиаторов. Сворачиваешь с трассы и сразу попадаешь в живописный микрорайон! На одном из этапов фестиваля, когда по условиям конкурса нужно было представить свою команду, я неслучайно выступал в лётном кителе и фуражке. По сценарию был командиром авиалайнера, а экипаж, бортпроводники — мои заместители и сотрудники — присутствовали в презентации на мультимедийном экране. Я представлял пассажирам (коллегам, жюри), с которыми летели на местный «курорт», базу отдыха, где созданы прекрасные условия для юных отдыхающих. Речь шла о нашем замечательном детском саде: о материальной базе, условиях для комфортного пребывания подопечных, питании, которым с любовью обеспечивают замечательные шеф-повара высокого класса. К слову, одной из особенностей детского сада № 252 является то, что наши воспитатели — в основном многодетные мамы. Ни для кого не секрет, что в микрорайоне Сокол построено много жилья именно для многодетных минчан.

— Среди ваших воспитанников много ребят из многодетных семей?

— Сегодня у нас 220 детей, около 50 % — из многодетных семей. Наши сотрудники имеют богатый опыт успешного воспитания собственных детей и умеют творчески подходить к работе, находить общий язык со всеми ребятами. При этом они находятся в постоянном поиске новых эффективных форм и методов воспитания малышей.

Сокол — компактный микрорайон. Рядом с детским садом № 252 расположено другое дошкольное учреждение, храм Николая Чудотворца, школа. Поблизости находятся учреждение здравоохранения и большая пожарная часть. Коллектив тесно взаимодействует со всеми этими организациями. Есть и другая особенность: несмотря на то, что это часть Минска, практически все здесь друг друга знают!

— На подъезде к микрорайону можно заметить дорожный указатель поворота на деревню Берёзовая Гора и Дом охотника и рыболова... Здесь, кажется, всё располагает к тому, чтобы формировать у детей любовь к природе.

— Однозначно! В своём публичном выступлении на фестивале «Педагогический дебют» затрагивал эту тему, когда собирал символический «букет успеха». Белорусскую природу в моём букете связал с цветком ландыша. Он не только ассоциируется с началом летних каникул и весенним лесом, но и является символом познания окружающего мира, внимательного и бережного отношения к нему. Это направление — одно из приоритетных в нашей педагогической концепции. Привить детям любовь и гуманное отношение к природе, научить их видеть и ценить прекрасное — одна из основополагающих задач дошкольного образования. С этой целью в детском саду особое внимание уделяется ландшафтному оформлению территории. У нас много сезонных клумб, цветочных композиций, созданных руками педагогов и технического персонала, в каждой группе имеется живой уголок.

— Видимо, логичным будет рассказать и о других цветах вашего «букета успеха»?

— В букет белорусских цветов, которые 1 сентября нёс своему классному руководителю, входил, конечно же, василёк. С вашего позволения вкратце расскажу, о чём говорил на фестивале. Василёк — это олицетворение белорусской земли, символ отечественной истории и тех испытаний, которые выдержал наш народ. История увлекала меня с детства, и в школе именно этот предмет был любимым. С огромным интересом изучал исторический путь и гордился победами нашего народа. Мне нравилось слушать белорусские песни, которые пели на родном Полесье, изучал белорусские обряды и любил белорусские сказки, которые в детстве читала мама. Став руководителем учреждения дошкольного образования, особое внимание уделяю формированию самосознания у малышей. Более того, считаю крайне важным развивать у детей интерес к истории. Ведь человек, который не знает своей истории, не имеет будущего!

— Каким образом это происходит?

— Каждый год уделяем внимание таким праздникам, как День белорусской письменности, Купалье, Коляды, праздник урожая. В детском саду есть даже собственный мини-музей «Сялянская хата», который помогает воспитанникам в изучении народного быта и традиций. Следующий цветок моего букета — тюльпан — тоже имеет прямое отношение к формированию у воспитанников патриотизма и гражданственности. Этот цветок распускается одним из первых, и именно его дарят ветеранам Великой Отечественной войны 9 Мая. В дошкольном учреждении традиционно готовим масштабные мероприятия ко Дню Великой Победы, Дню Независимости, Дню Государственного флага, гимна и герба Республики Беларусь, Дню Конституции. В Соколе много улиц названы в честь лётчиков-героев, на площади есть мемориальная доска в их честь. Мы с детьми приносим к ней тюльпаны, посещаем памятные места нашего микрорайона, оформляем патриотические уголки, рассказываем малышам о героизме предков.

— Наверняка в вашем букете был и цветок, символизирующий семейные устои белорусов?

— Да, цветком семьи в моём букете был пион. Считаю, что успех в жизни обязательно приходит к тому человеку, который воспитывался в семье, где выстроены здоровые детско-родительские отношения. И я счастливый человек, потому что вырос в большой семье в атмосфере любви и взаимного уважения. Родители учили меня искать и находить выход из ситуаций, которые на первый взгляд могли показаться безвыходными. Этого принципа я придерживаюсь и в управленческой деятельности. В работе с коллективом для меня важно относиться друг к другу по-человечески, с полным доверием к опыту передовых педагогов. Мы ведь тоже своего рода семья и так же, как мамы и папы, на личном примере показываем детям, как находить друг с другом взаимопонимание, проявлять сочувствие и сопереживание.

— Полагаю, что должна быть ещё и некая идея, которая, как ленточка, связывает букет воедино?

— Собственно, с этих слов и начинал своё публичное выступление. Говорил о том, что именно время детства и есть самое трогательное, наивное и вместе с тем фундаментальное, дающее основу на всю жизнь. Это время, когда мир кажется цветным и до звёзд можно дотянуться рукой. Став взрослым, каждый из нас вспоминает детство с доброй улыбкой и благодарностью, мечтает вернуть хотя бы на день это незабываемое время. Все мы родом из детства, и мне кажется, что счастливое детство — одна из самых больших удач в жизни человека! Именно желание делать детей счастливыми и привело меня в многогранный и вместе с тем очень ответственный мир педагогики. За 10 лет педагогического пути я ни разу не пожалел о своём выборе. Более того, я открыл для себя в педагогике ещё сферу управленческой деятельности. Шаг за шагом, подобно тому, как ребёнок осваивает этот мир, с огромным любопытством учусь быть руководителем дошкольного учреждения образования и вывожу свою личную формулу успеха.

— Руководителю дошкольного учреждения, видимо, важно найти правильную пропорцию строгости и доброжелательности?

— Главное — это человечность. Каждого нужно выслушать, вникнуть в суть проблемы и найти правильное решение. Что же касается частого вопроса, является ли педагогика в большей мере женской профессией, считаю, что этот вид деятельности нельзя делить на мужское и женское дело. Он оценивается исключительно уровнем профессионализма.

— Микрорайон Сокол, детский сад «Ласточкино гнездо», заведующий выступает на фестивале в роли командира авиалайнера… Разве в воздухе не витает идея о профориентационной работе среди воспитанников?

— Всё верно. Мы не просто планируем это сделать, а уже ведётся работа в этом направлении. Определена комната для создания музейной экспозиции, посвящённой лётчикам и авиации, а на стенах можно увидеть элементы декоративного оформления с соответствующими тематическими элементами.

— А как планируете восстанавливать силы после такого напряжённого фестивального марафона?

— Для меня лучший способ восстановиться — это побывать на малой родине, побродить по лесу, пообщаться с природой, пособирать грибы. Всё это аккумулирует жизненные силы. Могу судить об этом по своему дедушке, у которого было большое хозяйство. До 82 лет он сам заготавливал им сено: косил, сушил его, сгребал и складывал в скирды. Он был для меня образцом для подражания!

— Если вам предложат участвовать в новом конкурсе, не откажетесь?

— Нет, потому что это прекрасная возможность узнать что-то новое и вырасти в профессиональном плане. Фактически учёба у нас не прекращается никогда, не случайно ведь педагоги проходят регулярное обучение на курсах повышения квалификации. И педагог, и управленец постоянно должен развиваться как за счёт самообразования, так и за счёт участия в конкурсах профессионального мастерства.

— В качестве педагогического кредо вы взяли слова Константина Ушинского: «Сильным и опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд». Какой главный вывод вы сделали по результатам анализа своего участия в республиканском фестивале?

— Мой главный вывод заключается в том, что по большому счёту успех в нём стал возможным благодаря усилиям сплочённой команды профессионалов и единомышленников, работавших на общий результат.

Беседовал Александр Каменчуков

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.