Александра РЕМИЗЕВИЧ, педагог-организатор Минского государственного механико-технологического профессионально-технического колледжа
Кейс-study по гражданско-патриотическому воспитанию
В настоящее время у учреждениях образования остро встал вопрос о совершенствовании форм работы по патриотическому воспитанию и вовлечению подрастающего поколения в деятельность молодёжных организаций. Одним из форм может стать метод конкретных ситуаций (case-study). Предложенная кейс-разработка призвана содействовать повышению престижа и популяризации деятельности ОО «Белорусский республиканский союз молодёжи» среди учащихся, формированию у них активной гражданской позиции.
Цель гражданско-патриотического воспитания, как и всего воспитательного процесса, определена интересами общества: формирование не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданской долг.
Среди эффективных направлений гражданско-патриотического воспитания в учреждении образования можно назвать деятельность БРСМ, цель которой заключается в создании условий для всестороннего развития молодёжи, содействии развитию в Республике Беларусь гражданского общества, в основе которого лежат патриотические и духовно-нравственные ценности.
В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регламентирующих отношения между учреждениями образования и молодёжными объединениями. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодёжной политики» определяет цели, задачи, принципы, основные направления государственной молодёжной политики. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» формирует нормативные правовые основы государственной поддержки молодёжных объединений, а также взаимодействия с ними учреждения образования. Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодёжи"» определяет приоритеты педагогической поддержки в учреждениях образования Белорусского республиканского союза молодёжи.
Во всех вышеназванных законодательных и нормативных правовых документах обозначена значимость гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, развития молодёжного движения и молодёжных социально значимых инициатив.
Выбор такой интерактивной формы для популяризации БРСМ, как кейс, обусловлен ведущим видом деятельности подростков — межличностным общением. Подростки склонны больше доверять информации от равных себе по возрасту и являющихся носителями схожей субкультуры. Непринуждённая атмосфера общения позволяет молодым людям быть более откровенными, открытыми, высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, обсуждать значимые проблемы, обмениваться опытом и т. д.
Формат проведения кейса — заседание ученического актива колледжа, в состав которого входят ребята 2-го и 3-го курсов, проявившие себя в период обучения, старосты учебных групп, секретари БРСМ. Данная форма позволяет учащимся предложить свой алгоритм решения представленной ситуации, проявить креативность и творческий подход, выступить перед сверстниками, услышать мнение товарищей и совместными усилиями найти подходящий выход из ситуации.
Цель кейс-ситуации: приобщение учащихся к деятельности БРСМ, формирование положительного образа организации.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о деятельности БРСМ;
- создать благоприятные условия для формирования ценностных ориентаций учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и БРСМ;
- популяризировать БРСМ среди учащихся 1-го курса, привлечь их к участию в акциях и мероприятиях БРСМ, увеличить количество членов БРСМ;
- повысить активность членов БРСМ в интернет-пространстве по созданию позитивного имиджа учреждения образования;
- привлечь активистов БРСМ к созданию официальной группы учреждения образования в соцсетях, информационному сопровождению проводимых в учреждении мероприятий;
- пробудить стремление учащихся к участию в культурно-массовых мероприятиях;
- предоставить возможность принять участие в общественно-значимых делах и волонтёрской деятельности.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мультиборд, фото- и видеоматериалы, информационные брошюры, раздаточный материал.
Метод case-study — интерактивная технология обучения, вовлекающая всех присутствующих в дискуссию. Участники должны применить свои знания, личностные качества и умения для решения практической задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения вопроса.
Компетенции, которые формирует работа с кейс-ситуациями:
- аналитические навыки и умение прогнозировать;
- способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств;
- умение формулировать и обосновывать точку зрения;
- способность искать варианты в условиях неопределённости.
Ситуация
По результатам проведённого в начале года анкетирования выявлено, что среди учащихся 1-го курса членами БРСМ на момент поступления в колледж являются 60 человек (30 %). Эти показатели в два раза меньше, чем численность членов БРСМ на момент поступления в прошлом учебном году (120 человек, или 53 % от общего количества учащихся).
Задание
Предложите алгоритм действий по популяризации деятельности БРСМ со стороны актива учащихся старших курсов.
Вопросы
- Как можно провести изучение интересов учащихся 1-го курса?
- Какими способами можно повысить численность БРСМ колледжа?
- Предложите комплекс мероприятий для учащихся 1-го курса по популяризации деятельности БРСМ.
- Какими методами можно повысить активность членов БРСМ в интернет-пространстве?
- Составьте топ-5 предложений, почему я должен быть в БРСМ.
- Считаете ли вы эффективной деятельность БРСМ?
- Необходимо ли взаимодействие педагогов и студенческого актива колледжа для популяризации деятельности БРСМ?
Разбор кейса
Вопрос 1. Изучение интересов учащихся можно провести с помощью анкетирования. В анкете необходимо использовать вопросы о хобби учащихся, их времяпрепровождении, увлечениях и интересах.
Интерпретация педагога-организатора. При разработке анкеты также необходимо учитывать, что большинство учащихся 1-го курса проживает в общежитии, дополнить анкету вопросами о возможности организации досуга в общежитии.
Вопрос 2. Численность БРСМ можно повысить, привлекая новых членов из учащихся 1-го курса, проводя совместные мероприятия и приглашая первокурсников. Рассказывать о деятельности организации и проведённых мероприятиях в минувшем учебном году в каждой группе нового набора. Проводить индивидуальные беседы с учащимися нового набора, приводить примеры из личного опыта (участие в конкурсах и акциях, грамоты БРСМ). Проводить promo-акции в холле 1-го и 2-го этажей.
Интерпретация педагога-организатора. Для организации работы по популяризации БРСМ необходимо изучить основные направления организации, проводить совместные мероприятия и конкурсы, подготовить видео- и фотоматериалы.
Вопрос 3. Для популяризации деятельности БРСМ среди учащихся 1-го курса можно провести интеллектуальные викторины и творческие конкурсы, тематические акции, встречи с интересными людьми и представителями БРСМ.
Интерпретация педагога-организатора. Для популяризации деятельности БРСМ необходимо подготовить алгоритм работы с учащимися 1-го курса по формированию позитивного образа БРСМ, а также раздаточный материал и анкеты для проведения акций, фото- и видеоматериалы для проведения тематических информационных часов.
Вопрос 4. Активность членов БРСМ в интернет-пространстве, можно повысить с помощью интернет-розыгрышей и челленджей, приуроченных к различным праздникам и памятным датам.
Интерпретация педагога-организатора. Для активации учащихся в интернет-пространстве необходимо наполнить аккаунт интересным контентом, публиковать актуальную информацию о проводимых мероприятиях, делать интересные обзоры о проводимых акциях и встречах, популяризировать аккаунт среди учащихся колледжа, размещать на стендах информацию о проводимых Instagram-конкурсах.
Вопрос 5. Я должен быть в БРСМ, потому что это:
- возможность реализовать себя в различных направлениях;
- возможность участвовать в интересных конкурсах и проектах;
- бонусы карточки БРСМ (скидки в магазинах и кафе);
- возможность найти новых друзей и единомышленников;
- занятость во внеучебное время;
- возможность первого трудоустройства в студенческом отряде;
- грамоты и ценные призы;
- встречи с интересными и знаменитыми людьми;
- возможность найти себе занятие «по душе»;
- участие в спортивных мероприятиях, спартакиадах, городских, республиканских и международных форумах;
- активный отдых.
Интерпретация педагога-организатора. Для популяризации деятельности БРСМ необходимо проводить информационные встречи с учащимися. Не все учащиеся, которые обучаются в колледже, знают о возможностях, которые им даёт БРСМ. Необходимо подготовить раздаточный материал с указанием различных направлений деятельности БРСМ, размещать актуальную информацию о возможностях ребят.
Вопрос 6. Деятельность БРСМ эффективна, но многие учащиеся не знают о возможностях организации, о проводимых ею мероприятиях и конкурсах.
Интерпретация педагога-организатора. Часто можно столкнуться с проблемой неосведомлённости учащихся о деятельности БРСМ. Спецификой нашего учреждения образования является большое количество иногородних учащихся. В учреждениях образования в небольших городах, возможно, деятельность данной организации развита недостаточно, поэтому целесообразно проводить масштабные мероприятия и встречи с представителями БРСМ, чтобы наглядно показать ребятам плодотворные результаты нашего сотрудничества.
Вопрос 7. Работу по популяризации деятельности БРСМ необходимо проводить в тесном взаимодействии педагогов и студенческого актива колледжа.
Интерпретация педагога-организатора. Для продуктивного сотрудничества педагогов с активом учащихся колледжа по популяризации деятельности БРСМ необходимо разработать и провести тематический педагогический совет с использованием интерактивных форм работы через организацию коллективно-творческого дела.
Взаимодействие с молодёжными общественными организациями
Взаимодействие с молодёжными организациями происходит на уровне колледжа и района (города). В колледже проводится множество мероприятий и акций в сотрудничестве с БРСМ Октябрьского района г. Минска, в частности:
- акция, посвящённая Дню учителя;
- акция «Сигарету на конфету»;
- экскурсия в музей Великой Отечественной войны;
- поход в батутную арену;
- лотерея к международному женскому дню;
- сельскохозяйственная акция;
- трудовой десант;
- дежурство молодёжного отряда охраны порядка (МООП);
- акция «Труд крут!».
Главная задача — показать ребятам, что БРСМ — это не только членские взносы, но и возможности для развития себя как личности, совершенствование своих коммуникативных компетенций.
Родной свой край люби и знай!
Учащимся первого курса необходимо сформировать команду из шести человек до начала проведения мероприятия, выбрать капитана и придумать название. Участникам заранее объявляются темы для подготовки к мероприятию. Они знакомятся с известными личностями нашей страны (знаменитыми спортсменами, политическими деятелями, писателями, музыкантами и художниками), изучают достопримечательности, а также крупные предприятия и организации, которые расположены в Октябрьском районе г. Минска. Для команд-участниц заранее подготовлены бланки ответов для каждого блок вопросов.
Цель: приобщение учащихся к историческому и культурному наследию родного края, воспитание в молодых людях качеств гражданина и патриота.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся о малой родине;
- расширить краеведческую эрудицию учащихся;
- пробудить стремление учащихся к более глубокому изучению истории и культуры родного края;
- предоставить возможность испытать патриотический подъем, чувство любви и уважения к своей земле.
Оборудование и материалы: экран, проектор, столы, стулья, микрофон, аппаратура для музыкального блока, фото известных белорусов (спортсменов, политических и государственных деятелей, писателей и художников), предприятий, учреждений и достопримечательностей Октябрьского района г. Минска, героев Великой Отечественной войны и Советского Союза, в честь которых названы улицы Октябрьского района, музыкальные композиции белорусских исполнителей.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Родной свой край люби и знай!».
Ведущий 2. Как отметил Глава государства, малая родина важна в судьбе каждого человека, она многолика. Для одних — это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы…
Ведущий 1. Для других — это кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя….
Ведущий 2. Наш колледж находится на улице Казинца, которая расположена в Октябрьском районе г. Минска. Интеллектуальная игра поможет определить, насколько вы осведомлены об известных местах, достопримечательностях, крупных предприятиях, организациях и учреждениях Октябрьского района, об известных белорусских исполнителях, а также знаменитых личностях нашей страны.
Ведущий 1. Квиз состоит из пяти блоков с тематическими вопросами. В каждом блоке вопросы постепенно усложняются.
Ведущий 2. За правильный ответ на первый вопрос в блоке вы получаете 10 баллов, за неправильный — теряете 10, за отсутствие ответа — также теряете 10 баллов. За правильный ответ на пятый вопрос получаете 50 баллов, за неправильный — теряете 50, за отсутствие ответа — теряете 50 баллов.
Ведущий 1. Побеждает в интеллектуальной игре та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов по итогам пяти этапов. После прочтения вопроса даётся 40 секунд на обсуждение и фиксацию ответа в бланке. Необходимо указать фамилию, название организации или предприятия, название улицы или музыкального исполнителя. В конце розыгрыша всех вопросов блока помощники собирают бланки ответов, исправления в них не допускаются.
Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем познакомиться с командами.
Ведущий 1. Слово представляется капитану первой команды.
Капитан команды оглашает название команды и номер группы. Так представляются все шесть команд.
Ведущий 1. Теперь пришло время представить компетентное жюри.
Члены жюри выбираются из состава администрации и педагогов. Ведущие представляют членов жюри.
Ведущий 1. С командами мы познакомились, жюри представили. Можем начинать интеллектуальный квиз!
Волонтёры разносят бланки ответов для первого блока заданий.
Ведущий 2. Внимание! Первый блок вопросов «Известные личности».
На экране изображение А. Г. Лукашенко.
Ведущий 1. Белорусский политический и государственный деятель.
На экране изображение А. А. Солодухи.
Ведущий 2. Вопрос на 20 баллов. Это советский и белорусский певец. Заслуженный артист Республики Беларусь. Автор таких песен, как «Здравствуй, чужая милая» и «Виноград».
На экране изображение М. З. Шагала.
Ведущий 1. Третий вопрос из блока «Известные личности». Российский и французский художник белорусского еврейского происхождения. Одна из известнейших картин этого художника «Прогулка». Итак, время.
На экране изображение В. В. Быкова.
Ведущий 2. Следующая известная личность — советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Большинство его произведений — повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны. В его произведениях показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.
На экране изображение И. В. Карпенко.
Ведущий 1. И заключительный вопрос в блоке «Известные личности». На экране белорусский политик, министр образования Республики Беларусь, председатель ЦИК. Время.
После ответа на последний вопрос волонтёры собирают бланки ответов для жюри.
Ведущий 1. Спасибо всем!
Ведущий 2. Пока члены жюри подсчитывают баллы, давайте послушаем правильные ответы.
Ведущий 1. Правильный ответ на первый вопрос — Александр Григорьевич Лукашенко. Родился 30 августа 1954 года, Копысь, Оршанский район Витебской области. Действующий Президент Республики Беларусь с 20 июля 1994 года.
Ведущий 2. Правильный ответ на второй вопрос — Александр Антонович Солодуха. Родился 18 января 1959 года. 10 января 2018 года присвоено звание Заслуженного артиста Беларуси.
Ведущий 1. Ответ на третий вопрос — Марк Захарович Шагал. Родился 7 июля 1887 года в Витебской губернии. Один из самых известных представителей художественного авангарда ХХ века.
Ведущий 2. Ответ на четвёртый вопрос — Василь Владимирович Быков. Василь Быков — известный советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, член союза писателей СССР.
Ведущий 1. Ответ на заключительный вопрос — Игорь Васильевич Карпенко. Родился в Новокузнецке Кемеровской области в 1964 году. Был министром образования Республики Беларусь, председатель ЦИК.
Ведущий 2. Внимание! Теперь мы переходим к блоку «Знаменитые спортсмены».
Ведущий 1. Наши спортсмены добились высоких результатов не только в Республике Беларусь, но и далеко за её пределами.
На экране изображение Д. Домрачевой.
Ведущий 2. Белорусская биатлонистка, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь. Назовите фамилию и имя этой женщины.
На экране изображение братьев Костицыных.
Ведущий 1. За правильный ответ на этот вопрос вы можете получить 20 баллов. Братья — белорусские хоккеисты. В своё время выступали в Национальной и Континентальной хоккейных лигах.
На экране изображение М. Мирного.
Ведущий 1. Следующий спортсмен — профессиональный теннисист, заслуженный мастер спорта.
На экране изображение А. А Гуськовой.
Ведущий 2. Правильно ответив на этот вопрос, вы получите 40 баллов. Эта девушка показала себя во фристайле.
На экране изображение Р. Салея.
Ведущий 1. И завершает спортивный блок спортсмен, белорусский хоккеист, заслуженный мастер спорта Республики Беларусь. Он погиб вместе с командой «Локомотив» 7 сентября 2011 года при взлёте самолёта в ярославском аэропорту. Итак, время…
После ответа на последний вопрос волонтёры собирают бланки ответов для жюри.
Ведущий 1. Спасибо за ответы!
Ведущий 2. Внимание, правильные ответы.
Ведущий 1. Правильный ответ на первый вопрос блока — Дарья Домрачева. Первая в истории спорта женщина, которой присвоено звание Героя Беларуси.
Ведущий 2. Ответ на второй вопрос — Андрей и Сергей Костицыны.
Ведущий 1. На третий вопрос правильный ответ — Максим Мирный. 29 ноября 2018 года Максим объявил о завершении спортивной карьеры.
Ведущий 2. Четвёртый вопрос — Анна Гуськова. На Олимпийский играх в 2018 году завоевала золото, а в 2022-м — серебро.
Ведущий 1. Заключительный вопрос — Руслан Салей. Белорусский хоккеист, защитник, капитан национальной сборной. Заслуженный мастер спорта Беларуси (2002). Жизнь Руслана трагически оборвала авиакатастрофа 7 сентября 2011 года.
Ведущий 2. Мы переходим к блоку «Улицы Октябрьского района г. Минска, названные в честь героев Советского Союза и Великой Отечественной войны».
Ведущий 1. Наш колледж расположен в Октябрьском районе г. Минска, где много улиц названо в честь великих людей. И сейчас мы окунемся в историю.
На экране изображение улиц сменяется фотографиями героев, в честь которых они названы.
Ведущий 2. Эта улица названа в честь белорусского инженера еврейского происхождения. Именно на улице, названной в честь этого Героя Советского Союза, находится наш колледж. Назовите фамилию этого человека.
Ведущий 1. Следующая улица названа в честь пулемётчика 199-го гвардейского стрелкового полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта. Памятник этому Герою Советского Союза установлен и в нашем районе, на улице, названной в его честь. Назовите этого человека.
Ведущий 2. Эта улица названа в честь советского офицера, Героя Советского союза, лейтенанта.
Ведущий 1. Ответив правильно на этот вопрос, вы получите 40 баллов. Улица названа в честь одного из организаторов и руководителей Минского коммунистического подполья в годы Великой Отечественной войны. Схвачен гитлеровцами, после пыток казнён.
Ведущий 2. Заключительный вопрос на 50 баллов. Улица названа в честь советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза. Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).
Ведущий 1. Спасибо за ответы!
Ведущий 2. А сейчас правильные ответы для блока «Улицы Октябрьского района г. Минска, названные в честь Героев Советского Союза и Великой Отечественной войны».
Ведущий 1. Правильный ответ на первый вопрос — Исай Павлович Казинец. Во время оккупации Минска нацистской Германией в 1941 году возглавил подполье в Минске. Был арестован 26 марта и казнён 7 мая 1942 года. Герой Советского Союза.
Ведущий 2. Ответ на второй вопрос — Джумаш Асаналиев. Он совершил героический подвиг у деревни Лабейки Витебской области, подорвав себя и окруживших его гитлеровцев последней гранатой.
Ведущий 1. Третий — Андрей Митрофанович Кижеватов. Один из руководителей обороны Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны, начальник 9-й пограничной заставы 17-го Брестского пограничного отряда войск Народного Комиссариата внутренних дел СССР, Герой Советского Союза.
Ведущий 1. Чтобы получить 40 баллов, необходимо дать ответ: «Николай Константинович Корженевский». Один из организаторов и руководителей Минского коммунистического подполья в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий 2. Правильный ответ на последний вопрос — Валерий Павлович Чкалов. Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза (1936). Погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.
Ведущий 2. Внимание! Вот мы и подошли к заключительном блоку нашей интеллектуальной игры «Родной свой край люби и знай!».
Ведущий 1. Наш последний конкурс покажет, насколько хорошо вы знаете Октябрьский район г. Минска. В этом блоке будут вопросы о достопримечательностях, известных организациях и предприятиях, которые находятся в нашем районе.
На экране — изображение предприятия.
Ведущий 2. Первый вопрос и 10 баллов за правильный ответ. Здесь производят колбасы, копчёности и мясные полуфабрикаты. Проходят производственную практику учащиеся нашего колледжа. Назовите это предприятие.
Ведущий 1. Назовите предприятие в Октябрьском районе, которое занимается разработкой и производством интегральных микросхем (ИМС). Время.
На экране — изображение усадьбы.
Ведущий 2. Эта достопримечательность расположена на улице Казинца, 54. Памятник усадебно-парковой архитектуры неоклассицизма. Есть сведения, что во время Великой Отечественной войны в этом здании располагался немецкий штаб. Время.
На экране — изображение храма.
Ведущий 1. Правильный ответ на этот вопрос принесёт 40 баллов. Приход этого храма был создан в 1996 году. Назовите его. Время.
Ведущий 2. Ответив правильно на заключительный вопрос нашего интеллектуального квиза, вы можете заработать 50 баллов.
На экране изображение учреждения.
Ведущий 1. Его история началась 1 марта 1956 года, когда приказом Главного управления мясной промышленности Министерства промышленности мясных и молочных продуктов БССР была образована школа ФЗУ Минского мясокомбината. Назовите полное название этого учреждения сегодня.
Ведущий 2. Пока наше жюри подводит итоги, мы узнаем правильные ответы на вопросы заключительного блока.
Ведущий 1. Правильный ответ на первый вопрос — ОАО «Минский мясокомбинат». Относится к числу наиболее старых в Республике Беларусь из действующих мясокомбинатов. Предприятие основано в 1922 году.
Ведущий 2. Ответ на второй вопрос — ОАО «Интеграл». Это белорусский производитель интегральных схем и жидкокристалдлических индикаторов. Предприятие основано в 1962 году.
Ведущий 1. Третий вопрос и 30 баллов для команды, если вы ответили Белая дача.
Ведущий 2. Правильный ответ — приход храма Праведной Софии Слуцкой. Был основан в 1996 году, когда создавалось большинство действующих городских религиозных общин. Благодаря инициативе настоятеля прихода, священника Анатолия Мозолевского, в 1998 году был заложен фундамент нового храма.
Ведущий 1. На заключительный вопрос блока необходимо дать ответ: «УО «Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж». Надеемся, что все команды справились с этим заданием!
Ведущий 2. Для подведения итогов предоставляем слово председателю жюри.
Слово жюри, подведение итогов.
Ведущий 2. Сегодня мы узнали много нового и интересного, пополнили свои знания об Октябрьском районе, известных личностях и спортсменах нашей страны.
Ведущий 1. Хочется сказать огромное спасибо всем участникам, членам жюри, а также группам поддержки за активное участие в интеллектуальной игре!
Ведущий 2. Победители конкурса будут награждены дипломами колледжа, а остальные участники получат грамоты за активное участие. Всего хорошего! До новых встреч!