Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает игра, поэтому на данном занятии преобладающими являются игровые методы и приёмы взаимодействия педагога и воспитанников (игровые упражнения, сюрпризные моменты, соревнования, решение проблемных задач и т.д.) Игра поддерживает интерес детей к занятию, обеспечивает речевую, познавательную и творческую активность воспитанников.
Подбор игр на данном занятии осуществляется с обязательным учётом наличия в них математического содержания и развивающей направленности. Из чего и вытекают цели и задачи данного занятия-развлечения.
На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение, игровая, музыкальная, физкультурная, познавательная. Благоприятному эмоциональному климату способствует демократический стиль общения воспитателя с детьми, сотрудничество, диалоговое взаимодействие, использование поощрений, одобрений.
На протяжении занятия обеспечивается «обратная связь» с воспитанниками: своевременное реагирование на снижение внимания, активности, работоспособности при выполнении заданий; оказание поддержки каждому ребёнку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение — успешно справившемуся), проявление внимания к настроению, потребностям воспитанников, стимулирование к проявлению детьми своих чувств и мыслей.
Данное занятие позволяет успешно развивать личностные качества воспитанников: познавательные интересы, мотивацию, активность, любознательность, самостоятельность, стремление находить ответы на интересующие вопросы, сообразительность, настойчивость. Данное занятие направлено для развития:
- сенсорики — восприятия, оценивания, сопоставления, сравнения, зрительного распознавания объектов по существенным признакам;
- логики — сравнения, упорядочения, классификации, сериации;
- исследовательских умений — моделирования, преобразования;
- математических умений — счёта и графических умений.
В конспекте предоставлены современные подходы к формированию у воспитанников средних групп элементарных математических представлений, умений и навыков по разделам «Количество и счёт», «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время».
Занятие проводится в начале учебного года и может реализовываться как между воспитанниками одной возрастной группы (среднего возраста с детьми от 4 до 5 лет), так и между группами воспитанников (среднего возраста с детьми от 4 до 5 лет).
Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи:
- систематизировать представления детей о геометрических фигурах (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, ром, трапеция); о частях суток;
- закрепить умения считать количественным счётом в пределах трёх, знания о цифрах 2 и 3;
- практиковать в умении строить сереционный ряд (от большого к маленькому, от маленького к большому);
- закрепить представления о пространственных положениях и ориентировке на листе бумаги;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, наглядно-образное мышление, воображение, смекалку;
- воспитывать познавательный интерес, взаимопомощь.
Материалы и оборудование: эмблемы команд, медали, письмо, звукозапись «Полёт в космос», образец для постройки ракет и набор геометрических фигур, звёзды, плакаты «Звёздное небо», «Соедини предметы с цифрой», фломастеры, магнитные доски, цветные магниты, белые листы бумаги с изображением цифр 2 и 3 из точек, круги жёлтого, синего, чёрного и белого цвета на каждого ребёнка для игры «Части суток».
Ход занятия
Дети под музыкальное сопровождение заходят в музыкальный зал и становятся полукругом.
Воспитатель 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поиграть, показать свои знания и умения по математике, посоревноваться между командами «Цифрики» и «Фигурики». Готовы? Согласны? (Ответы детей.) А перед тем, как начать, давайте команды поприветствуют друг друга!
Приветствие команды «Цифрики»:
Раз, два, четыре, пять!
Любят Цифрики считать! Могут всё пересчитать!
Сколько в комнате углов, сколько крыльев у воробьёв!
Сколько в садике скамеек, сколько в пяточке копеек!
Приветствие команды «Фигурики»:
В кругу друзей лучше считать,
Легче решать и побеждать!
У наших «Фигуриков» все стороны равны!
И наши все ребята дружбою сильны!
Команды занимают свои места на стульчиках.
Воспитатель 2. Ребята, сегодня я пришла на работу и нашла вот этот конверт с письмом. (Показывает письмо.) Интересно, от кого оно? (Это письмо прислал Котик-математик!) Давайте его прочитаем!
Дорогие ребята! Пишет вам Котик-математик! Я люблю путешествовать и узнавать много нового и интересного. Моё путешествие в космосе привело меня на планету Матемантию. Там я подружился с местными жителями и Звездочётом. Но вдруг прилетел злой волшебник и всех заколдовал! Чтобы снять заклятие, необходимо справиться с заданиями! Нужна ваша помощь! Ждём вас!
Воспитатель 1. Ребята, поможем Котику-математику и его друзьям? (Да.) Тогда в путь! А на чём можно долететь до планеты Матемантии? (Ответы детей.) Правильно! На ракете!
Педагоги предлагают воспитанникам встать в круг.
Ритмопластика «Космонавты» (движения выполняются по тексту и под музыку):
Мы космонавты славные, в космосе мы главные!
К полёту мы готовы — заводим мы моторы!
Ввысь ракета ты лети, через звёздные пути.
Наш космический корабль на орбиту выводи.
Вокруг планеты облетели и на землю тихо сели!
Воспитатель 1. Давайте построим наши ракеты.
Воспитатели вывешивают для команд образцы построек ракет и раздают наборы геометрических фигур. Команды становятся вокруг столов для выполнения задания.
Дидактическая игра «Построй ракету».
Воспитатель 2. Наши ракеты готовы! Занимайте свои места и в путь!
Дети садятся на стульчики, звучит звукозапись полёта ракеты в космос.
Воспитатель 1. Вот мы и прилетели на планету! Посмотрите, ребята, злой волшебник заколдовал цифры. Для того чтобы снять заклятие, надо выложить цифры из цветных магнитов по точкам, назвать цифру, которую расколдовали.
Дидактическая игра «Заколдованные цифры».
Дети под музыку выполняют задание.
Воспитатель 2. С первым заданием замечательно справились! Расколдовали цифры 2 и 3! А теперь давайте проверим, как вы умеете считать. Посчитайте количество предметов и соедините ответ с нужной цифрой.
На магнитную доску вывешиваются плакаты с заданием, раздаются фломастеры.
Дидактическая игра «Соедини предметы с цифрой».
Воспитатель 1. Давайте проверим, всё ли вы правильно сделали. Молодцы, ребята!
Динамическая пауза «Я ракета» (движения выполняются по тексту и под музыку).
Дети стоят в рассыпную по залу.
На магнитную доску вывешивается плакат «Звёздное небо».
Воспитатель 1. Посмотрите, злой волшебник заколдовал и звёздное небо. Давайте расставим звёзды по местам. Команда «Цифрики» будет выкладывать в левый нижний угол звёзды жёлтого цвета от самой большой к самой маленькой, а команда «Фигурики» — звёзды зелёного цвета в левый нижний угол от самой маленькой к самой большой.
Дидактическая игра «Звёздное небо».
После задания педагоги проверяют вместе с детьми правильность выполнения задания.
Воспитатель 2. Молодцы, ребята! С этим заданием вы замечательно справились!
Воспитатель 1. Ребята, злой волшебник заколдовал и жителей звёздной планеты. Давайте их расколдуем?! (Да.) Для этого вам надо сложить разрезные картинки.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Команды подходят к своим столам и собирают разрезные картинки под музыкальное сопровождение.
Воспитатель 2. И с этим заданием, вы ребята, замечательно справились! Расколдовали звёздных девочек и мальчиков.
Звучит «волшебная» музыка, к детям выходит Звездочёт.
Звездочёт. Спасибо, ребята! Вы сняли заклятие злого волшебника! Расколдовали меня и всех жителей нашей планеты, цифры и мои любимые звёзды! Котик-математик передаёт вам привет и спасибо! Он отправился путешествовать дальше. А сейчас я хочу поиграть с вами и проверить, знаете ли вы части суток, каким цветом они обозначаются?! Я буду загадывать загадки, а вы будете показывать карточку нужного цвета.
Дидактическая игра «Части суток».
На реке зоря встаёт.
На дворе петух поёт.
Умываются котята.
Просыпаются ребята. Кто знает, кто скажет, когда это бывает?
Звездочёт. Правильно, утром. А что утром делайте вы? (Ответы детей.)
Солнце в небе высоко.
До заката далеко.
Зёрна в норку тащит мышь,
Учит азбуку малыш. Кто знает, кто скажет, когда это бывает?
Звездочёт. Правильно, это день. А что вы делайте днём? (Ответы детей.)
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт.
Сказку он с собой ведёт. Кто знает, кто скажет, когда это бывает?
Звездочёт. Правильно, это вечер. А что делайте вы по вечерам? (Ответы детей.)
Юлия Коломина, воспитатель детского сада № 47 г. Гродно