МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Жизнь, полная чудес и приключений

Использование логопедических сказок при коррекции звукопроизношения у детей

К моменту выпуска из дошкольного учреждения ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности: правильно произносить все звуки, владеть словарём и грамматическим строем речи, переходить от диалогической речи к связному высказыванию. Нарушения звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи (дислалия, дизартрия, ринолалия), так и частью других, более сложных, речевых нарушений (общего недоразвития речи, алалии и др.). Если они не устранены в дошкольном возрасте, то зачастую они могут привести к нарушениям чтения и письма. Поэтому в коррекционно-образовательный процесс обязательно необходимо включать и работу над звукопроизношением.

Постановка звуков, а особенно их автоматизация — длительный, трудоёмкий, кропотливый процесс. Методы работы по коррекции звукопроизношения — достаточно изученная тема специальной педагогики, но при проведении коррекционно-развивающих занятий возникает вопрос, как заинтересовать и вовлечь в учебную деятельность детей с нарушением звукопроизношения. Дети в возрасте до 5–6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 10–15 минут занятия их внимание рассеивается. Поэтому во время любых действий, совершаемых в присутствии ребёнка, необходимо проговаривать вслух всю тему, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.

Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребёнка — это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Логосказки — это целостный логопедический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Сказка на коррекционном занятии

Цель использования сказки на коррекционно-развивающих занятиях по формированию правильного звукопроизношения — создать положительную мотивацию к занятию через одушевление абстрактных символов в сказочном образе мира, в котором живут персонажи.

Существуют следующие виды логосказок:

  • артикуляционные — для развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
  • пальчиковые — для развития мелкой моторики;
  • фонетические — для уточнения артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации звуков;
  • лексико-грамматические — для обогащения словарного запаса, закрепления знаний грамматических категорий;
  • сказки, способствующие формированию связной речи;
  • сказки по обучению грамоте.

Логосказка используется как целое занятие, его часть, дидактическая игра. Можно расширить логосказку до серии занятий по постановке и автоматизации звука.

Отличительная особенность в том, что каждая отдельная логосказка отвечает за определённый звук на всём протяжении работы над ним. Вначале, при постановке звука, ребёнок знакомится с началом сказки и её первым героем. По мере развития событий (на каждом последующем занятии) добавляются новые герои со своими заданиями. К концу работы со звуком, его автоматизацией, заканчивается и логосказка.

Логосказка — всестороннее развитие ребёнка

Важно отметить, что в процессе работы с логосказками происходит обогащение словарного запаса, постановка и автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребёнок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, что в свою очередь развивает связную речь.

Формированию положительных черт характера содействует введение сказочного героя в логопедическое занятие. Например, в сказке «Колобок», когда бабка печёт Колобка, идёт работа над постановкой звука, когда Колобок скатывается по лесенке, — автоматизация звука в слогах.

Для работы с дошкольниками подходят хорошо известные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.

Сказки, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по исправлению нарушенного звукопроизношения у детей:

  • [С] — «Кот в сапогах»;
  • [С’] — «Гуси-лебеди»;
  • [З] — «Заюшкина избушка»;
  • [З’] —«Про Кузю»;
  • [Ц] — «Лисица-хитрица»;
  • [Ш] — «Красная Шапочка»;
  • [Ж] — «Пых»;
  • [Ч] — «Бычок — смоляной бочок»;
  • [Щ] — «По щучьему велению»;
  • [Л] — «Колобок»;
  • [Л’] — «Лисичка со скалочкой»;
  • [Р] — «Рукавичка»;
  • [Р’] — «Репка».

Алгоритм создания сказок

  1. Введение в сказочную страну.
  2. Разрушение благополучия.
  3. Обращение к ребёнку.
  4. Выход из сказочной страны.

Введение в сказочную страну

Ведётся рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране. Проводится так называемый ритуал «входа» в сказку. Цель — создание настроя на совместную деятельность. Осуществляется на занятии на этапе организационного момента.

Ребята приветствуют друг друга. В основном данный этап сопровождается словами: «Сегодня я начну (продолжу) рассказывать сказку «…», но мне потребуется помощь. Итак, жили-были…». Предлагается наборное полотно со сказочным героем, главным на конкретном занятии.

Разрушение благополучия

В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи, стихийные бедствия, колдовство, тяжёлое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, отсутствие друзей и т. д.).

Обращение к ребёнку

Чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну, нужно пройти испытания, а значит, выполнить определённое задание:

  • на повторение — его цель состоит в том, чтобы ребёнок вспомнил то, чему научился, какой опыт приобрёл ранее;
  • на расширение — для того, чтобы расширить представления ребёнка о чём-либо, приобрести новый опыт, закрепить его;
  • на интеграцию — чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью.

Всё это осуществляется на основном этапе занятия.

Пальчиковая гимнастика

Подбирается по смыслу к конкретной сказке. Проводится в течение всей серии коррекционных занятий по постановке и автоматизации одного звука. Например, сказка «Гуси-лебеди»: «Вот гуси-лебеди уже догоняют девочку. Давайте их задержим, покажем пальчиками, как они летят. Лебедь белая летит, шею изгибает».

Развитие дыхания

При включении сказки в серию занятий решаются задачи развития просодической стороны речи: развитие речевого дыхания, различной силы выдыхания, голоса с постепенной сменой силы, плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы), интонации. Эти задачи реализуются на примере сказочных героев. Используются различные приспособления: свистки, колпачки от ручек, пластиковые бутылочки с соломинками и т. д. Например, сказка «Рукавичка»: «За окошком воет зимняя вьюга. Подуем в трубочку, как она (используется колпачок от ручки). Ой, у деда пёс сбежал. Набери носом воздух и позови его, как можно дольше: “Пёоооос”».

Артикуляционная гимнастика

На данных этапах занятия осуществляется работа по развитию артикуляционной моторики. Проводится характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Обязательно подключается герой сказки, который показывает, как он умеет это делать. Предъявляются картинки с изображениями (например: подъём языка вверх в форме чашечки — изображение чашечки и др.); зеркало; педагог как образец для подражания.

Например, в сказке «Колобок» используются следующие общие артикуляционные упражнения: «Укатился Колобок от деда и бабы. Покатился по дороже. Жарко стало. Разморило его. Стал зевать. Но спать на улице одному нельзя. Давайте научим его не зевать».

  1. Открываем и закрываем рот — зевок с закрытым ртом.
  2. Противостояние, не закрывается ротик — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
  3. Шарик — перегонка воздуха из одной щеки в другую.

Автоматизация звука

При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться некоторыми требованиями.

  1. Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребёнка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей, которые могут возникнуть при дефектном произношении этих звуков.
  2. Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [С] не следует предлагать слова типа: «сушка», «стужа» и т. д., включающие шипящие звуки).
  3. Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребёнком данного возраста.

Лариса Андросик, учитель-дефектолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района г. Минска

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.