Использование логопедических сказок при коррекции звукопроизношения у детей
К моменту выпуска из дошкольного учреждения ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности: правильно произносить все звуки, владеть словарём и грамматическим строем речи, переходить от диалогической речи к связному высказыванию. Нарушения звукопроизношения могут являться как самостоятельными дефектами речи (дислалия, дизартрия, ринолалия), так и частью других, более сложных, речевых нарушений (общего недоразвития речи, алалии и др.). Если они не устранены в дошкольном возрасте, то зачастую они могут привести к нарушениям чтения и письма. Поэтому в коррекционно-образовательный процесс обязательно необходимо включать и работу над звукопроизношением.
Постановка звуков, а особенно их автоматизация — длительный, трудоёмкий, кропотливый процесс. Методы работы по коррекции звукопроизношения — достаточно изученная тема специальной педагогики, но при проведении коррекционно-развивающих занятий возникает вопрос, как заинтересовать и вовлечь в учебную деятельность детей с нарушением звукопроизношения. Дети в возрасте до 5–6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 10–15 минут занятия их внимание рассеивается. Поэтому во время любых действий, совершаемых в присутствии ребёнка, необходимо проговаривать вслух всю тему, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Сказка для ребёнка — это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Логосказки — это целостный логопедический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.
Сказка на коррекционном занятии
Цель использования сказки на коррекционно-развивающих занятиях по формированию правильного звукопроизношения — создать положительную мотивацию к занятию через одушевление абстрактных символов в сказочном образе мира, в котором живут персонажи.
Существуют следующие виды логосказок:
- артикуляционные — для развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
 - пальчиковые — для развития мелкой моторики;
 - фонетические — для уточнения артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации звуков;
 - лексико-грамматические — для обогащения словарного запаса, закрепления знаний грамматических категорий;
 - сказки, способствующие формированию связной речи;
 - сказки по обучению грамоте.
 
Логосказка используется как целое занятие, его часть, дидактическая игра. Можно расширить логосказку до серии занятий по постановке и автоматизации звука.
Отличительная особенность в том, что каждая отдельная логосказка отвечает за определённый звук на всём протяжении работы над ним. Вначале, при постановке звука, ребёнок знакомится с началом сказки и её первым героем. По мере развития событий (на каждом последующем занятии) добавляются новые герои со своими заданиями. К концу работы со звуком, его автоматизацией, заканчивается и логосказка.
Логосказка — всестороннее развитие ребёнка
Важно отметить, что в процессе работы с логосказками происходит обогащение словарного запаса, постановка и автоматизация звуков, а также введение этих звуков в самостоятельную речь. В работе над текстом сказки ребёнок учится пересказывать, придумывать, осуществлять поиск ответов на вопросы, что в свою очередь развивает связную речь.
Формированию положительных черт характера содействует введение сказочного героя в логопедическое занятие. Например, в сказке «Колобок», когда бабка печёт Колобка, идёт работа над постановкой звука, когда Колобок скатывается по лесенке, — автоматизация звука в слогах.
Для работы с дошкольниками подходят хорошо известные сказки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.
Сказки, используемые на коррекционно-развивающих занятиях по исправлению нарушенного звукопроизношения у детей:
- [С] — «Кот в сапогах»;
 - [С’] — «Гуси-лебеди»;
 - [З] — «Заюшкина избушка»;
 - [З’] —«Про Кузю»;
 - [Ц] — «Лисица-хитрица»;
 - [Ш] — «Красная Шапочка»;
 - [Ж] — «Пых»;
 - [Ч] — «Бычок — смоляной бочок»;
 - [Щ] — «По щучьему велению»;
 - [Л] — «Колобок»;
 - [Л’] — «Лисичка со скалочкой»;
 - [Р] — «Рукавичка»;
 - [Р’] — «Репка».
 
Алгоритм создания сказок
- Введение в сказочную страну.
 - Разрушение благополучия.
 - Обращение к ребёнку.
 - Выход из сказочной страны.
 
Введение в сказочную страну
Ведётся рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране. Проводится так называемый ритуал «входа» в сказку. Цель — создание настроя на совместную деятельность. Осуществляется на занятии на этапе организационного момента.
Ребята приветствуют друг друга. В основном данный этап сопровождается словами: «Сегодня я начну (продолжу) рассказывать сказку «…», но мне потребуется помощь. Итак, жили-были…». Предлагается наборное полотно со сказочным героем, главным на конкретном занятии.
Разрушение благополучия
В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи, стихийные бедствия, колдовство, тяжёлое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, отсутствие друзей и т. д.).
Обращение к ребёнку
Чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну, нужно пройти испытания, а значит, выполнить определённое задание:
- на повторение — его цель состоит в том, чтобы ребёнок вспомнил то, чему научился, какой опыт приобрёл ранее;
 - на расширение — для того, чтобы расширить представления ребёнка о чём-либо, приобрести новый опыт, закрепить его;
 - на интеграцию — чтобы связать полученный опыт с реальной жизнью.
 
Всё это осуществляется на основном этапе занятия.
Пальчиковая гимнастика
Подбирается по смыслу к конкретной сказке. Проводится в течение всей серии коррекционных занятий по постановке и автоматизации одного звука. Например, сказка «Гуси-лебеди»: «Вот гуси-лебеди уже догоняют девочку. Давайте их задержим, покажем пальчиками, как они летят. Лебедь белая летит, шею изгибает».
Развитие дыхания
При включении сказки в серию занятий решаются задачи развития просодической стороны речи: развитие речевого дыхания, различной силы выдыхания, голоса с постепенной сменой силы, плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы), интонации. Эти задачи реализуются на примере сказочных героев. Используются различные приспособления: свистки, колпачки от ручек, пластиковые бутылочки с соломинками и т. д. Например, сказка «Рукавичка»: «За окошком воет зимняя вьюга. Подуем в трубочку, как она (используется колпачок от ручки). Ой, у деда пёс сбежал. Набери носом воздух и позови его, как можно дольше: “Пёоооос”».
Артикуляционная гимнастика
На данных этапах занятия осуществляется работа по развитию артикуляционной моторики. Проводится характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Обязательно подключается герой сказки, который показывает, как он умеет это делать. Предъявляются картинки с изображениями (например: подъём языка вверх в форме чашечки — изображение чашечки и др.); зеркало; педагог как образец для подражания.
Например, в сказке «Колобок» используются следующие общие артикуляционные упражнения: «Укатился Колобок от деда и бабы. Покатился по дороже. Жарко стало. Разморило его. Стал зевать. Но спать на улице одному нельзя. Давайте научим его не зевать».
- Открываем и закрываем рот — зевок с закрытым ртом.
 - Противостояние, не закрывается ротик — нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.
 - Шарик — перегонка воздуха из одной щеки в другую.
 
Автоматизация звука
При подборе речевого материала на всех этапах логопедической работы по автоматизации правильного звукопроизношения следует руководствоваться некоторыми требованиями.
- Соблюдение онтогенетического принципа, согласно которому из речевого материала исключаются слова, содержащие звуки более позднего онтогенеза, чем автоматизируемый. Это позволяет сосредоточить внимание ребёнка только на отрабатываемом звуке и препятствует созданию дополнительных артикуляторных трудностей, которые могут возникнуть при дефектном произношении этих звуков.
 - Исключение материала, содержащего звуки, акустически и артикуляторно близкие автоматизируемому (например, при закреплении произношения звука [С] не следует предлагать слова типа: «сушка», «стужа» и т. д., включающие шипящие звуки).
 - Доступность речевого и наглядного материала для понимания ребёнком данного возраста.
 
Лариса Андросик, учитель-дефектолог Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Заводского района г. Минска

