МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Учимся онлайн

В период пандемии человечество столкнулось с вызовом, при котором возможности традиционного обучения были весьма ограничены. Согласно данным Организации Объединённых Наций (концептуальная записка за август 2020 года) пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся более чем в 190 странах и на всех континентах. Однако случившийся коллапс послужил стимулом для изменений в образовательной сфере и дал возможность в полной мере применить различные форматы дистанционного обучения, тем самым обеспечив его непрерывность.

Согласно Кодексу Республики Беларусь «Об Образовании» (статья 17) дистанционная форма получения образования трактуется как вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий. Попробуем разобраться, что же такого особенного в дистанционном обучении.

Достоинства дистанционной системы обучения:

  • объективность;
  • достоверность;
  • оперативность (быстрота обратной связи);
  • информативность;
  • мобильность.

Недостатки дистанционной системы обучения:

  • сбой или отсутствие интернета;
  • отсутствие непосредственного контакта с учителем;
  • недостаток в практических навыках;
  • проблема идентификации пользователя.

В дистанционном формате происходит изменение роли учителя: он уже не столько транслятор знаний, сколько фасилитатор. Поскольку главная задача учителя — обеспечивать успешную групповую коммуникацию, ему необходимо с особой тщательностью отбирать материал, чтобы взаимодействие было максимально продуктивным. Учитель должен стараться направлять детей, чтобы они «добыли» своё знание, таким образом стимулируя навыки самостоятельности. Педагог организует среду, в которой дети развиваются и учатся, и даёт обратную связь, чтобы процесс был эффективным и целенаправленным, иначе говоря, создаёт условия для успешной учёбы учащихся.

Форматы дистанционного обучения

Выделяют синхронные и асинхронные форматы дистанционного обучения.

Синхронные форматы дистанционного обучения:

  • вебинар — трансляция презентаций, лекций с помощью специальных приложений; учитель и учащиеся общаются в одно и то же время; педагог объясняет материал, учащиеся задают вопросы в чате;
  • веб-конференция — урок происходит в реальном времени, однако здесь присутствует деление на выступающего и слушателей, учащиеся — наравне с учителем;
  • виртуальный класс — урок проходит на цифровой платформе, присутствуют онлайн-форматы, которые повторяют традиционные;
  • онлайн-тренинг — практическая задача, которая решается учащимися под руководством учителя.

Асинхронные форматы дистанционного обучения:

  • блоги и подкасты — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа, на веб-сайт, страницу пользователя в интернете, канал;
  • обучение посредством электронной почты — задание высылается учителем на электронную почту обучаемого с последующей обратной связью от учащегося в виде готового упражнения;
  • онлайн-литература — электронные учебные пособия и книги, рабочие тетради и т. п.;
  • онлайн-ресурсы — научные библиотеки, различные каналы с учебными материалами;
  • открытые онлайн-курсы массового доступа — учебные текстовые, аудио- и видеоматериалы, размещённые на образовательных платформах;
  • электронные курсы — курсы, заранее подготовленные учителями, на определённых образовательных платформах для самостоятельного ознакомления и изучения учащимися.

Безусловно, у каждого формата — свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные из них.

Достоинства синхронных форматов дистанционного обучения:

  • совместное обсуждение при работе в команде;
  • педагог предлагает задание в реальном времени, сразу может отвечать на вопросы, менять стиль преподавания.

Недостатки синхронных форматов дистанционного обучения:

  • единое по времени расписание для учителя и учащихся;
  • отсутствие возможности уделить внимание всем и сразу;
  • отсутствие контроля за вовлечённостью каждого;
  • эффективность обучения зависит от личности учителя.

Достоинства асинхронных форматов дистанционного обучения:

  • индивидуальное обучение, в том числе учащихся с ограниченными возможностями;
  • подходит для учащихся с разным уровнем подготовки.

Недостатки асинхронных форматов дистанционного обучения:

  • учитель не может в режиме реального времени указать на ошибки учащихся и организовать полноценное общение;
  • у учащихся должен быть высокий уровень контроля за дисциплиной, чтобы заниматься самостоятельно.

Площадки для онлайн-обучения

Естественно, наиболее удобным способом дистанционного обучения является совмещение и комбинирование асинхронных и синхронных форматов. Например, учащиеся могут активно участвовать в вебинарах и онлайн-тренингах, разбирая сложный материал с преподавателем, а в свободное время учиться в удобном для себя режиме и темпе. Однако, на наш взгляд, помимо вышеназванного, наиболее полно обучение можно организовать через систему дистанционного образования Moodle. Данная платформа предоставляет широкий спектр для создания проверочных заданий различной категории, позволяет загружать учебные материалы, составлять тестовые задания, собирать домашние задания от учащихся (учащийся может выслать задание в текстовом документе на проверку).

Это одна из наиболее удобных площадок для проведения контроля знаний учащихся. Интерфейс программы прост и обладает удобной навигацией. Здесь есть возможность сформировать классы для учащихся по предмету. После того как учитель задал задание, обеспечил учащихся необходимым учебным материалом по теме (презентациями, видео, тренировочными материалами и т. п.), прикрепляемыми под пояснительной запиской, учащиеся приступают к выполнению итогового теста.

При этом педагог обладает правом редактировать настройки теста (ограничивать его по времени выполнения, задавать параметры начала и окончания доступа к тесту, определять количество заданий и их уровень сложности (тип тестового вопроса — одиночный или множественный выбор, краткий ответ и т. п.), количество попыток на выполнение, количество баллов за задание и т. д.).

После прохождения теста учащимися, учитель видит активность каждого. Все результаты по классу группируются в таблицу, где отображается затраченное время на работу, количество набранных баллов, задания в которых допущены ошибки, рекомендуемая отметка.

Все эти параметры помогают учителю оценить работу учащегося по теме и выставить отметку за занятие.

Если же учреждение образования не подключено к платформе дистанционного образования Moodle, то альтернативой ей может стать интернет-портал ЯКласс. Материал сайта соответствует школьной программе Республики Беларусь и может использоваться учащимися для подготовки к контрольным и экзаменам, в качестве виртуального репетитора и повышения успеваемости; учителями — во время урока, например, чтобы провести фронтальный опрос, а также задать домашнее задание через интернет.

На данный момент можно также использовать Единый информационно-образовательный ресурс. Платформа призвана обеспечить хранение, регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов (материалы по подготовке к централизованному тестированию, образовательные ресурсы, в том числе и электронные), поддержку участников учебной деятельности с помощью дистанционных технологий и т. п.

Подводя итог, можно отметь, что приведённые платформы и интернет-порталы позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса, автоматизируя его и повышая доступность.

Ксения Кайзинович, методист отдела электронных образовательных услуг и

сервисов Центра информационных технологий Минского городского института развития образования

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.