МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Дарим радость детям, исполняя вместе...

Евгения ШКЕЛЁНОК, учитель музыки специальной школы № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых

Логопедические песни для развития речи и чувства ритма у детей с ОПФР

У детей с тяжёлыми нарушениями речи имеются особенности звукопроизношения: часто нарушены звуки разных групп, слоговая структура слов, «выпадают» слоги в трёх-четырёхсложных словах, особенно со стечением согласных. Словарный запас ограничен, наблюдаются низкий уровень развития чувства ритма и музыкальных способностей, скорость двигательных реакций, нарушение со стороны моторики и координации в пространстве, неустойчивость внимания, утомляемость. Такие дети сдержаны в проявлении эмоций, стеснительны, зачастую у них тихий голос из-за неразвитого диафрагмального дыхания и неуверенности в себе, может наблюдаться волнение, тревожность и заикание. Им требуется эмоциональная «разгрузка». Доступный материал весёлых песен побуждает ребят к совместной деятельности, помогает развиваться творчески: раскрепощает, развивает звукопроизношение, чувство ритма, силу голоса и певческие навыки, расширяет активный словарь, способствует коррекции эмоционально-волевой сферы.

Представляем авторские песни, которые позволяют автоматизировать и дифференцировать звуки разных групп с целью быстрого их становления, развивать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи, диафрагмальное дыхание, способствовать эмоциональному раскрепощению и музыкальному развитию учащихся, формировать и развивать коммуникативную и социальную компетенции в процессе совместной музыкальной деятельности. О методических аспектах при работе с логопедическими песенками читайте в журнале «Минская школа сегодня», № 5, 2024.

Красная песенка

Песенка-распевка (попевка) способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, звуков [с], [ш], [ч];
  • формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры двух- и трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (1–2 стечения);
  • отработке навыка словообразования с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов на примере игры «Большой — маленький»: клубника — клубничка, малина — малинка, рябина — рябинка, клён — клёник, щёки — щёчки.

В работе с песенкой можно проработать все оттенки красного цвета (если с маленькими детьми), объяснить значение цвета «алый», названия драгоценных камней «рубин», «гранат», «коралл», «агат», показать их на картинках, видео, найти разнообразные оттенки красного цвета в предметах из окружающего мира: ягодах, овощах, фруктах.

 

 

Оранжевая песенка

Песенка-распевка (попевка) способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, шипящих звуков [ж], [ш], [ч], свистящих звуков [з], [с], парных звуков [б]–[п], [д]–[т];
  • формированию интонирования, чёткой слоговой структуры 2–5-ти сложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (1–2 стечения);
  • отработке навыка словообразования с использованием суффиксов -онк-, -ишк-;
  • формированию навыка правильного согласования слов-предметов и слов-признаков с предлогами.

Целесообразно отработать слова из песенки на примере игры «Большой – маленький» и дополнить эту работу дополнительными словами на своё усмотрение: девочки — девчонки, мальчики — мальчишки, юбки — юбчонки, штаны — штанишки и т. д.

Жёлтая песенка

Песенка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации шипящих звуков [ж] – [ш] – [ч], звуков [л] – [л’], свистящих звуков  [с] – [с’], [з], [ц] в двух- и трёхсложных словах со стечением согласных в начале, в середине слов (1–2 стечения);
  • формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
  • отработке навыка словообразования с использованием суффиксов.

В работе с песенкой можно проработать все оттенки жёлтого цвета (если с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, в овощах и фруктах, растениях, предметах из окружающего мира. Уделить внимание словообразованию на примере игры «Большой — маленький»: песня — песенка, солнце — солнышко, окно — окошечко, стена — стеночка, щека — щёчка, нос — носик, живот — животик.

 

 

Зелёная песенка

Весёлая песенка-попевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [з’] – [c] – [ц], шипящих звуков [ж] – [ш] – [ч], звуков [л’], [р] – [р’];
  • формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры двух-, трёх- и четырёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова        (1–2 стечения);
  • укреплению мышц диафрагмы.

В песенке важна отработка чередующихся навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто). Рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавное, затем отрывистое.

 

Подарим радость детям

Тематическая песня ко Дню защиты детей и для использования на детских массовых праздниках. В запевах каждые 2–4 строки могут исполняться солистами, последние строчки — хором.

«Цветные» песенки-распевки, музыкальные игры и крупные тематические песни автора помогут разнообразить уроки и занятия, мероприятия и праздники музыкальным руководителям, учителям музыки, дефектологам, логопедам, воспитателям, учителям начальных классов в работе с детьми от 4 до 10 лет, используя творческий подход и фантазию. Они доступны детскому восприятию, осмыслению и исполнению, имеют несложные слова, которые легко запомнить и произнести. Их прекрасно ритмизировать хлопками, шлепками, используя цветные фишки-крышечки, карточки на разные ритмы, тело, щелчки, постукивания пальцами, ладошками.

Занятия помогают детям с ОПФР (ТНР, аутистическими проявлениями, заиканием, нарушением слоговой структуры слов) раскрепоститься, повысить эмоциональный фон, «отказаться» от двигательных стереотипов, развить творческое мышление и чувство ритма.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.