Евгения ШКЕЛЁНОК, учитель музыки специальной школы № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых
Логопедические песни для развития речи и чувства ритма у детей с ОПФР
У детей с тяжёлыми нарушениями речи имеются особенности звукопроизношения: часто нарушены звуки разных групп, слоговая структура слов, «выпадают» слоги в трёх-четырёхсложных словах, особенно со стечением согласных. Словарный запас ограничен, наблюдаются низкий уровень развития чувства ритма и музыкальных способностей, скорость двигательных реакций, нарушение со стороны моторики и координации в пространстве, неустойчивость внимания, утомляемость. Такие дети сдержаны в проявлении эмоций, стеснительны, зачастую у них тихий голос из-за неразвитого диафрагмального дыхания и неуверенности в себе, может наблюдаться волнение, тревожность и заикание. Им требуется эмоциональная «разгрузка». Доступный материал весёлых песен побуждает ребят к совместной деятельности, помогает развиваться творчески: раскрепощает, развивает звукопроизношение, чувство ритма, силу голоса и певческие навыки, расширяет активный словарь, способствует коррекции эмоционально-волевой сферы.
Представляем авторские песни, которые позволяют автоматизировать и дифференцировать звуки разных групп с целью быстрого их становления, развивать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи, диафрагмальное дыхание, способствовать эмоциональному раскрепощению и музыкальному развитию учащихся, формировать и развивать коммуникативную и социальную компетенции в процессе совместной музыкальной деятельности. О методических аспектах при работе с логопедическими песенками читайте в журнале «Минская школа сегодня», № 5, 2024.
Красная песенка
Песенка-распевка (попевка) способствует:
- развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, звуков [с], [ш], [ч];
- формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры двух- и трёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (1–2 стечения);
- отработке навыка словообразования с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов на примере игры «Большой — маленький»: клубника — клубничка, малина — малинка, рябина — рябинка, клён — клёник, щёки — щёчки.
В работе с песенкой можно проработать все оттенки красного цвета (если с маленькими детьми), объяснить значение цвета «алый», названия драгоценных камней «рубин», «гранат», «коралл», «агат», показать их на картинках, видео, найти разнообразные оттенки красного цвета в предметах из окружающего мира: ягодах, овощах, фруктах.
Оранжевая песенка
Песенка-распевка (попевка) способствует:
- развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, шипящих звуков [ж], [ш], [ч], свистящих звуков [з], [с], парных звуков [б]–[п], [д]–[т];
- формированию интонирования, чёткой слоговой структуры 2–5-ти сложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (1–2 стечения);
- отработке навыка словообразования с использованием суффиксов -онк-, -ишк-;
- формированию навыка правильного согласования слов-предметов и слов-признаков с предлогами.
Целесообразно отработать слова из песенки на примере игры «Большой – маленький» и дополнить эту работу дополнительными словами на своё усмотрение: девочки — девчонки, мальчики — мальчишки, юбки — юбчонки, штаны — штанишки и т. д.
Жёлтая песенка
Песенка способствует:
- развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации шипящих звуков [ж] – [ш] – [ч], звуков [л] – [л’], свистящих звуков [с] – [с’], [з], [ц] в двух- и трёхсложных словах со стечением согласных в начале, в середине слов (1–2 стечения);
- формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
- отработке навыка словообразования с использованием суффиксов.
В работе с песенкой можно проработать все оттенки жёлтого цвета (если с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, в овощах и фруктах, растениях, предметах из окружающего мира. Уделить внимание словообразованию на примере игры «Большой — маленький»: песня — песенка, солнце — солнышко, окно — окошечко, стена — стеночка, щека — щёчка, нос — носик, живот — животик.
Зелёная песенка
Весёлая песенка-попевка способствует:
- развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [з’] – [c] – [ц], шипящих звуков [ж] – [ш] – [ч], звуков [л’], [р] – [р’];
- формированию чистоты интонирования, чёткой слоговой структуры двух-, трёх- и четырёхсложных слов со стечением согласных в начале и в середине слова (1–2 стечения);
- укреплению мышц диафрагмы.
В песенке важна отработка чередующихся навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто). Рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавное, затем отрывистое.
Подарим радость детям
Тематическая песня ко Дню защиты детей и для использования на детских массовых праздниках. В запевах каждые 2–4 строки могут исполняться солистами, последние строчки — хором.
«Цветные» песенки-распевки, музыкальные игры и крупные тематические песни автора помогут разнообразить уроки и занятия, мероприятия и праздники музыкальным руководителям, учителям музыки, дефектологам, логопедам, воспитателям, учителям начальных классов в работе с детьми от 4 до 10 лет, используя творческий подход и фантазию. Они доступны детскому восприятию, осмыслению и исполнению, имеют несложные слова, которые легко запомнить и произнести. Их прекрасно ритмизировать хлопками, шлепками, используя цветные фишки-крышечки, карточки на разные ритмы, тело, щелчки, постукивания пальцами, ладошками.
Занятия помогают детям с ОПФР (ТНР, аутистическими проявлениями, заиканием, нарушением слоговой структуры слов) раскрепоститься, повысить эмоциональный фон, «отказаться» от двигательных стереотипов, развить творческое мышление и чувство ритма.