МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Актуальные проблемы и приоритетные направления специального образования

Ольга КАПЛИНА, директор Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

В стране выстроена чёткая система обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития. Специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В Минке работают 13 специальных детских садов, 5 специальных школ, одна специальная школа-интернат, 10 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Многие учащиеся с ограниченными возможностями, поведенческими и социальными проблемами обучаются в инклюзивных классах.

В городском банке данных о детях с особенностями психофизического развития (ОПФР), сформированном на основании районных банков, учтено 35 085 детей, из которых 3601 ребёнок-инвалид. В текущем учебном году количество детей с ОПФР в банке данных Минска увеличилось на 1302 ребёнка (4 %) по сравнению с показателем прошлого года. За три учебных года отмечается значительный рост количества детей с интеллектуальной недостаточностью на 20 % и детским аутизмом на 35 % соответственно.

В учреждениях специального образования обучаются 20 % детей с ОПФР. В течение 5 лет наблюдается снижение количества воспитанников практически во всех специальных детских садах: в целом более чем на 20 %. Наша задача на 2024/2025 учебный год — проанализировать наполняемость специальных детских садов и открыть группы для детей с различными нарушениями в зависимости от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц и их возраста для оказания помощи по месту жительства.

Вызывает озабоченность переукомплектованность специальной школы и специальной школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью, в которых обучаются дети, имеющие наиболее тяжёлые нарушения, в том числе поведения. Это помогает сохранить перспективу получения образования в условиях учреждения, а не на дому, и позволяет родителям работать. Руководителям этих учреждений образования необходимо задействовать все перепрофилированные помещения для открытия дополнительных первых классов как второго, так и первого отделения.

Инклюзия — доступность образования

Доля интегрированного обучения и воспитания составляет 80 %. В 2023/2024 учебном году получение специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования организовано в 315 учреждениях дошкольного образования и 140 учреждений общего среднего образования, в которых созданы специальные группы (классы) и группы (классы) интегрированного обучения и воспитания.

Для большинства детей, нуждающихся в обучении в интегрированном классе, обеспечена шаговая доступность учреждений образования.

Вместе с тем по итогам анализа комплектования специальных групп и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания выявлены проблемы с превышением норм наполняемости в учреждениях дошкольного и общего среднего образования во всех районах города.

При проведении комплектования учреждений образования на 2024/2025 учебный год необходимо предусмотреть расширение сети учреждений образования со специальными классами (группами), классами (группами) интегрированного обучения и воспитания.

Профессиональная ориентация детей с ОПФР

Особое внимание необходимо уделять системе оценивания детей с ОПФР. Отметки часто завышены и не отражают знания учащихся согласно программным требованиям. Как результат, чрезмерные ожидания родителей, которые не всегда оправдываются. Это влечёт последствия, влияющие на дальнейшую жизнь ребёнка. По окончании школы учащиеся не могут поступить в специальные группы системы профессионально образования при наличии свидетельства общего среднего образования, а также получить группу инвалидности в соответствии с тяжестью состояния ребёнка.

Следует организовать целенаправленную работу по профессиональной ориентации учащихся с ОПФР для дальнейшего получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

Наряду с различными формами интегрированного обучения и воспитания в 2023/2024 учебном году впервые открыты 24 класса совместного обучения и воспитания для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении и нарушениями речи с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). В настоящее время СДВГ не относится к особенностям психофизического развития, однако обучение таких детей требует особого внимания со стороны педагогических работников, родителей и социума.

Коррекционно-педагогическая помощь в учреждениях общего образования

Детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении содержания образовательных программ дошкольного и общего среднего образования, оказывается коррекционно-педагогическая помощь (КПП). С этой целью функционируют 477 пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

По результатам проведённого анализа ПКПП открыты в 58 % учреждений дошкольного образования и 89 % учреждений общего среднего образования. Данный вид помощи очень востребован. В Кодексе Республики Беларусь об образовании ПКПП предусмотрена и при реализации программ специального образования с учётом рекомендаций центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Стоит продолжить работу по открытию ПКПП в гимназиях города, отрегулировать количество ставок учителей-дефектологов в ПКПП учреждений образования исходя из количества нуждающихся в получении данного вида помощи.

Не следует полагаться на оказание КПП в ЦКРОиР. В работе центров приоритетом должно стать оказание ранней комплексной помощи детям до трёх лет.

Кроме того, ЦКРОиР, учитывая состав педагогов с различной специализацией, их высокую квалификацию, необходимо сосредоточиться на обеспечении коррекционно-педагогического и психологического сопровождения обучающихся с более сложными нарушениями, чем нарушения речи: расстройствами аутистического спектра, СДВГ, проблемами со слухом, зрением, трудностями в обучении.

Обеспечение прав детей с ОПФР

В настоящее время большое внимание уделяется межведомственному взаимодействию учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты по реализации нормативных правовых документов. Важно актуализировать деятельность в районах по распространению алгоритма работы с индивидуальной программой реабилитации, абилитации ребёнка-инвалида (ИПРА) в учреждении образования, который закреплён приказом комитета по образованию Мингорисполкома от 02.05.2023 № 203-ос «О дополнительных мерах по осуществлению работы с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов».

Гарантирование соблюдения реализации прав детей с особенностями психофизического развития на участие в программах дополнительного образования детей и молодёжи является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Дополнительное образование для детей с ОПФР

Дополнительным образованием на базе специальных учреждений образования, учреждений дошкольного и общего среднего образования охвачено более 60 % учащихся с ОПФР.

Значимым достижением стала организация занятий по плаванию для детей с аутизмом. В 36 учреждениях образования (3 ЦКРОиР, 10 средних школ, 23 детских сада) оздоровительные занятия по плаванию организованы для 250 детей с расстройствами аутистического спектра.

В продолжение этой работы планируется устроить широкую информационно-разъяснительную кампанию по привлечению в объединения по интересам центров дополнительного образования детей и молодёжи обучающихся с ОПФР, инвалидностью.

Социальная реабилитация и интеграция обучающихся с ОПФР включает проведение:

  • городских информационных кампаний к Международным дням глухих, слепых, инвалидов, человека с синдромом Дауна и Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма;
  • социокультурных и спортивных конкурсов, выставок, городских мероприятий, посвящённых Международному дню защиты детей;
  • республиканских благотворительных акций «Наши дети» и «Благие дела».

Участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях социокультурной деятельности способствует информированию общественности о возможностях и способностях этой категории детей, позволяет создать условия для развития инклюзивных тенденций в Республике Беларусь.

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма в 2024 году в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь открылась выставка работ ребят с аутизмом с символичным названием "РАСпрекрасен этот мир". Далее экспозиция демонстрировалась в Министерстве образования Республики Беларусь, комитете по образованию Мингорисполкома, перед заседанием Президиума Минского городского комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Мероприятие вызвало большой общественный резонанс. Месяц спустя в торговом центре "Столица" состоялась выставка-продажа работ детей с ОПФР, обучающихся в учреждениях образования, под общим названием "Пасха в искусстве".

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.