Выставка с таким названием предшествовала работе пленарного заседания августовского педагогического форума. Экспозиция отразила деятельность по направлениям, связанным с современными технологиями, инновациями, безопасностью, экологической повесткой, а также эстетическим воспитанием и личностным развитием.
Начальник центра информационных технологий МГИРО Наталья Соколова рассказала, что в рамках выставочного блока «Инновационность: новаторские подходы и методы в образовательном процессе» Минский городской институт развития образования создал единый учебный информационный портал. Цель данной инициативы — объединить все ключевые компоненты образовательного пространства столицы в сфере цифровизации. Передовыми знаниями об информационных технологиях также поделились представители ресурсных центров, которые по рейтингу прошлого учебного года признаны лучшими, — гимназия № 13 и гимназия № 43.
Заместитель директора по учебной работе гимназии № 13 Юлия Бакун подчёркивает, какая богатая практика технологической подготовки учащихся была накоплена педагогическим коллективом за 40 лет трудового стажа. Здесь открыто допрофильное и профильное инженерное направление, поэтому ученики уже переходят к первым собственным старт-ап проектам. Один из них подготовил учащийся VIII класса Ярослав Туляков. Его работа находится на стенде ресурсного центра информационных технологий гимназии. При изготовлении прототипа промышленного робота наиболее сложным для автора оказалось программирование. Созданный интеллектуальный продукт планируется использовать с целью дальнейшего внедрения в экономический сектор.
— Это модель многопрофильного промышленного робота, который способен выполнять упаковочные, погрузочно-разгрузочные работы, паллетирование, а также производство и сборку, — перечисляет возможности своего изобретения Ярослав. — Предполагается, что в будущем он освоит ещё и сварочные работы. В 2025 году мы намерены продемонстрировать робота в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси».
В выставочном блоке арт-галереи «Альбом памяти» директор Минского государственного дворца детей и молодёжи Надежда Великая и заведующий лабораторией инновационных технологий Артём Ржеутский презентовали масштабный макет «Поезда памяти» и яркий художественный проект «Альбом памяти», посвящённый 80-летию освобождения Беларуси.
— Макет «Поезда памяти» создавался в лаборатории инновационных технологий дворца. Сначала на лазерном станке были вырезаны основания, потом на них добавили элементы 3D-печати. Таким образом макет в точности повторил внешний и внутренний виды нескольких вагонов реального «Поезда памяти», — поделился Артём Ржеутский. — В интернете можно найти 3D-тур «Поезда памяти», поэтому объект получится рассмотреть в деталях. Мы учитывали данный аспект, когда делали локации. Свыше 250 фигурок пассажиров поезда и масса мелких 3D-деталей были специально окрашены, а после установлены в макете каждого вагона. В этой кропотливой работе приняли участие около 60 ребят, времени на изготовление поезда ушло чуть больше года.
Учитель трудового обучения гимназии № 6 Денис Цареня и учащийся X класса Максим Корнилов подготовили диораму «Освобождение Минска». Творческий процесс осуществлялся на базе инженерно-технического центра гимназии. В композиции удалось воссоздать макеты зданий Дома правительства, Большого театра, Академии наук и старого железнодорожного вокзала. Последний трудно узнать из-за сильных разрушений, но именно так выглядела белорусская столица в день её освобождения — 3 июля 1944 года. Чтобы добиться максимальной объективности, потребовалось изучить послевоенные фотографии.
Центральный элемент диорамы — танк Т-34 с бортовым номером Л-145, который первым вошёл в Минск. Операцию возглавлял лейтенант Дмитрий Фроликов. В настоящее время прославленная боевая машина располагается на постаменте у Центрального дома офицеров. При изготовлении диорамы было решено создать макет этого памятника. Сам танк проектировали роботизированным: он оснащён блютуз-модулем и способен самостоятельно заезжать на пьедестал. Если сканировать QR-код, находящийся внизу, можно узнать историю объекта.
— Я полностью сделал все модели с нуля, разработал их в 3D-программе. Затем полученные образцы были распечатаны на 3D-принтере, — рассказывает Максим Корнилов. — Сложнее всего оказалось сконструировать модель танка, так как требовалось не только изготовить его 3D-модель, но и оснастить необходимым электронным наполнением и, конечно, написать программный код.
Реализация другого необычного проекта под названием «СмоЎж.бай» стала возможной благодаря усилиям учащихся Минского государственного механико-технологического колледжа. Ребята выбрали тему «Экологическая устойчивость: экологическая грамотность и ответственность, сознательное отношение к окружающей среде и природе». Изначально гигантские улитки ахатины появились в колледже по инициативе учащегося Даниила Рудозуба с гастрономической целью, так как наряду с другими специальностями здесь обучают и кулинарии. Однако вскоре инициатива переросла в ещё одно важное волонтёрское начинание — «Старость в радость», которую с готовностью поддержала администрация колледжа.
— Когда мы приезжаем в дома престарелых и предлагаем пожилым людям потрогать или подержать на ладони гигантскую улитку, они получают массу позитивных эмоций! — рассказывает второкурсница Владислава. — Общение с ахатинами улучшает настроение. Они неприхотливы, гипоаллергенны, их движения плавные. Улитки способны чувствовать вибрации человеческого голоса, поэтому с ними можно даже разговаривать.
С городским образовательным проектом «Экодар» посетителей выставки знакомит заведующий отделом экологии и охраны природы Минского городского туристско-экологического центра Михаил Козлов:
— Наш грандиозный проект, призванный повысить экологическую грамотность учащихся, насчитывает более 5000 ребят из 20 учреждений образования Минска. Дети участвуют в акциях, конкурсах, фестивалях, челленджах, тренингах, проектной деятельности. Мы также организуем для них занятия в рамках объединения по интересам «Экологи столицы».
Ещё один из участников выставки — средняя школа номер № 206 им А. М. Кижеватова. Учреждение образования названо в честь героя-пограничника, поэтому в сентябре 2020 года здесь были открыты профильные классы военно-патриотической (пограничной) направленности для учеников старшей школы. Особое внимание акцентируется на предметах, необходимых для поступления в Институт пограничной службы, а особенностью является обязательное ношение обучающимися военной формы.
— За три года курсантами института стали сразу 10 наших выпускников, — говорит руководитель по военно-патриотическому воспитанию Максим Ковальчук. — Каждый год мы посвящаем всё новых десятиклассников в ряды юных пограничников. Помимо этого, в школе создан военно-патриотический клуб «Совята» при Московском отделе департамента охраны МВД Республики Беларусь, где занимаются учащиеся VIII–IX классов. В школе функционирует музей, посвящённый героям Беларуси. На выставке представлены некоторые его экспонаты, а также грамоты и призы, которыми отмечены наши ученики, в том числе за активное взаимодействие с российскими учреждениями образования, носящими имя Героя Советского Союза А. М. Кижеватова.