Минский городской образовательный форум педагогических работников «Качество образования сегодня — успешное будущее завтра» прошёл в Минском городском дворце культуры. В президиум форума вошли председатель Совета Республики Наталья Кочанова, председатель Мингорисполкома Владимир Кухарев, министр образования Андрей Иванец, помощник Президента Республики Беларусь — инспектор по Минску Юрий Фролов, председатель Минского городского совета депутатов Артём Цуран, заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Стригельский, председатель Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Якубович.
Представляем вниманию наших читателей тезисы выступления основного докладчика форума — председателя комитета по образованию Мингорисполкома Марины Ильиной.
— В период стремительных изменений, происходящих в мире, качественное образование становится необходимостью, а его обеспечение — стратегически важной задачей и нашим долгом перед будущими поколениями, — подчеркнула председатель комитета по образованию. — За каждым событием, достижением, успехом в 2023/2024 учебном году стоит кропотливая ежедневная работа педагогов, руководителей, людей, не равнодушных к вопросам образования.
Особый акцент был сделан на необходимости укрепления единой воспитывающей среды, ориентированной на национальную идентичность и традиционные ценности, важности воспитания патриотизма и ответственности за свою страну, повышения качества и результативности обучения.
Социально-культурное пространство столицы тесно связано с процессом воспитания детей и молодёжи. Развивается сеть военно-патриотических клубов и классов. Масштабным городским проектом стал слёт военно-патриотических клубов «Вершина мужества». Более трети минских школ носят имена героев Великой Отечественной войны. Это стало возможным благодаря усердной организаторской и поисковой работе педагогических коллективов, учащихся, родителей.
— Музейных экспозиций в учреждениях образования уже около 500. Насчитывается 124 музея, из них 43 — музеи боевой и воинской славы. Такую работу следует активно продолжать. Новое звучание воспитательным инициативам придало празднование 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 26 проектов и городских акций объединили все учреждения образования столицы. Уникальный минский проект — Почётная Вахта памяти — в юбилейный год отметил своё сорокалетие. В свете сразу двух торжественных событий в Минске прошёл Международный слёт мемориальных отрядов Постов № 1. Почти 200 участников, постовцев и юнармейцев из 23 городов Беларуси и России провели несколько дней вместе с ребятами из «Поезда памяти». В День Независимости они с трибуны наблюдали за военным парадом, а вечером у Монумента Победы отдали дань памяти героям, подарившим нам мирное небо над головой.
Стоит отметить, что сегодня находится много желающих манипулировать недостаточно сформированной, незрелой позицией школьников. Иммунитет патриотизма, привитый им педагогами, должен защитить от деструктивного влияния извне. Мобилизующий ресурс здесь — осознанное отношение к Родине.
— Впереди знаменательная дата — 80 лет Великой Победы. Сейчас, когда мы становимся очевидцами попыток переписать историю в политических целях, обесценить вклад советского народа в победу над фашизмом, это памятное событие становится ключевым в нашей работе.
Главным вектором в сфере патриотического воспитания остаётся сохранение исторической памяти. Крайне продуктивным является сотрудничество с различными общественными организациями, например БРСМ и БРПО. Регулярное взаимодействие учителей с представителями данных объединений позволит гарантировать решение поставленных перед ними задач, создать необходимые условия для свободной интеграции молодёжи в общество.
— Какими мы хотим видеть наших детей? Целеустремлёнными, заботливыми, любящими, счастливыми, умеющими искренне радоваться, действовать во благо страны. А что нужно сделать, чтобы помочь ребятам вырасти именно такими? Я думаю, привить им ценности, которые определяют всю жизнь человека. Идеология системы образования столицы направлена на то, чтобы наряду с прочными знаниями учащиеся имели сформированные нравственные ориентиры.
В своём докладе Марина Ильина подчеркнула значимость работы с семьёй. В настоящее время для учреждений образования это не менее важная задача, чем обучение детей. Как отметила докладчик, «доверие — главный ресурс сотрудничества». Используя его, нужно вести работу по формированию у родителей ответственности за воспитание детей, причём связывать её не только с профилактикой противоправного поведения. Эффективный инструмент сотрудничества — родительские университеты, поэтому их деятельность целесообразно развивать дальше в тесном сотрудничестве с БГПУ имени Максима Танка.
В настоящее время активно формируется современное информационное общество. Для молодых людей интернет становится средой обитания. Однако те же социальные сети, мессенджеры подталкивают учащихся к антиобщественным моделям поведения. Подтверждением служит и вовлечение подростков в незаконный оборот наркотиков и, казалось бы, уже известные схемы кибермошенничества.
— Буллинг, троллинг, суицид, парасуицид. К сожалению, подобные слова всё чаще звучат применительно к школьной жизни, — констатировала Марина Ильина. — Но на все возникающие вызовы надо отвечать. Увидеть и услышать каждого ребёнка, оказать психологическую помощь — основной посыл нынешнего времени. Один из ценных ресурсов заключается в полной занятости детей в соответствии с их потребностями и возможностями. Вот вектор для совместных усилий школы и центров дополнительного образования. Ещё несколько лет назад началась работа по созданию школьной медиации — специальных служб примирения для формирования психологически безопасной образовательной среды посредством практик по профилактике и разрешению конфликтов. Данное направление деятельности также необходимо сохранить.
Председатель комитета по образованию анонсировала, что в предстоящем учебном году столичное образование запускает ряд новых проектов. Информационно-просветительский проект «Точка опоры» представляет собой синтез диалоговых площадок и молодёжных форумов. Местом его проведения станет Минский городской дворец культуры, а спикерами — медийные персоны, общественные деятели и лидеры мнений. Открытые дискуссии с педагогами «Про образование и не только» нацелены на становление среди учителей собственного активного отношения к происходящему, осознание смысла своей работы, укрепление профессиональной и гражданской позиции. Формат работы проектов «Школьный медиацентр» и «Школьный театр» подразумевает создание психологически комфортной обстановки, экологическую безопасность ученика.
Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку способствует воспитанию основных качеств личности, определяющих характер будущего развития и становления ребёнка. Говоря о качестве дошкольного образования, следует фокусироваться на его доступности и безопасности.
— Сегодня всем детям предоставляется место в детском саду при первом обращении родителей, — напомнила Марина Ильина. — Ежегодно открывается несколько дошкольных учреждений. Только за два последних года построено 8 детских садов почти на 1880 мест. 2024 год тоже не станет исключением: сеть дошкольных учреждений столицы увеличится ещё на два детских сада. Хочется отдельно отметить, что в дошкольных учреждениях столицы созданы условия для развития личности воспитанника, стремящегося к познанию, уважающего историю и культуру своей семьи, малой и большой Родины. Главное — не упустить самый благоприятный период, ведь образы восприятия действительности, культурного пространства в этом возрасте наиболее яркие и сильные.
Система общего среднего образования демонстрирует устойчивые положительные результаты. Многое уже достигнуто, однако, чтобы успевать отвечать на современные запросы, необходимо ставить перед собой перспективные и амбициозные задачи. Повышение качества результатов обучения и воспитания остаётся главным направлением педагогической деятельности.
— Почти 60 % выпускников IX и 82 % XI классов при итоговой аттестации показали высокий и достаточный уровень знаний. Сто баллов на ЦЭ получили 241 одиннадцатиклассник из 108 школ и гимназий, причём 15 из них по двум предметам одновременно. Есть рекордсмены. У выпускников гимназий № 1, 5, 12 и 43 сумма итоговых баллов составила 400. В гимназии № 13 выдали 14 стобалльных сертификатов. Конечно, это повод для нашей общей гордости и ориентир для совершенствования образовательного процесса.
Среди выпускников, показавших лучшие результаты по всем учебным предметам, учащиеся Центрального и Советского районов. Наиболее высокий средний балл отмечен по физике, истории Беларуси, белорусскому языку, а самый низкий — по биологии и немецкому языку.
Важный элемент системы общего среднего образования — активная ориентация на будущую профессию. Последовательная работа должна быть направлена не только на формирование весомого багажа знаний. В Минске активно развивается сеть профильных классов.
— Подход к организации допрофильной подготовки должен быть чётким и понятным. В качестве приоритета выбраны предметы технологической направленности. Снижение процента преобладания иностранного языка над предметами естественно-математического цикла идёт медленными темпами. В 2024/2025 учебном году количество базовых десятых классов сокращено до 38 %. Потребность рынка труда в квалифицированных кадрах постоянно растёт. Колледжам и школам рекомендуется совместно и поступательно продолжить грамотное позиционирование и продвижение профессионально-технического и среднего специального образования. Нужно стремиться сформировать у выпускников позитивное представление: «Обучение в колледже равно жизненный успех».
Из общего числа сформированных в 2023 году десятых классов 30 % приходилось на долю профильных классов профессиональной направленности. За прошлый учебный год количество военно-патриотических классов увеличилось в 4 раза. Были открыты инженерные и аграрные классы. В 2024 году данный показатель составил более 60 % десятиклассников и 279 классов профессиональной направленности. Лидерами являются Первомайский и Советский районы.
— Главное, чтобы цифры не оставались только частью статистики, — заметила Марина Ильина. — Ожидаем увеличения количества выпускников, поступивших на востребованные экономикой специальности в соответствии с профилем обучения, в том числе по целевому направлению.
Отдельно председатель комитета по образованию коснулась ситуации с изучением китайского языка. На фоне укрепления всестороннего стратегического партнёрства Беларуси и Китая необходимо уделять должное внимание взаимному культурному сотрудничеству. Существующая в столице сеть классов с изучением китайского языка давно остаётся практически неизменной. Требуются более решительные действия в этом направлении.
— Согласно итогам республиканской олимпиады по учебным предметам, Минск занимает первое место в стране, — упомянула докладчик, обозначив ещё одну актуальную проблему, которая влияет на качество образования. — Однако конкуренция становится крайне серьёзной, поэтому необходимо наращивать уровень качества подготовки участников олимпиадного движения, задействовать новые ресурсы и опыт учреждений-лидеров. Следует пересмотреть подходы к подготовке по таким предметам, как русский язык и литература, астрономия, география, биология, химия, иностранные языки, физическая культура, трудовое обучение. Результаты по данным предметам могут и должны стать лучше.
Немало сделано в сфере цифровой трансформации образования. Цифровая среда создана в каждом учреждении образования и способствует гибкости, мобильности, адаптивности учебного процесса. Приоритетной провозглашена задача объединения ресурсов и сервисов в доступную и удобную для пользователей единую цифровую систему. Технологической основой станет Московская электронная школа. Для осуществления на первом этапе в 2024/2025 учебном году определены 10 школ и гимназий — районных ресурсных центров информационных технологий.
— Целенаправленно и последовательно ведётся деятельность по реализации важнейшего принципа государственной политики, принципа инклюзии в образовании. В настоящий момент каждый десятый ребёнок в Минске нуждается в особом внимании и поддержке. Интегрированным обучением и воспитанием охвачено около 80 % таких детей, а сеть интегрированных классов и групп постоянно расширяется. Эта работа точно не потеряет своей актуальности в ближайшее время.
Сегодня пять минских колледжей ведут обучение лиц с особенностями психо-физического развития по семи специальностям и восьми квалификациям. В 2024 году впервые осуществлён набор на интеллектуальные профессии учащихся с расстройствами аутистического спектра в колледже цифровых технологий. Педагоги занимают активную позицию по привлечению детей с ОПФР в объединения по интересам, а также систему дополнительного образования детей и молодёжи столицы. За три года в школах плюс 30 % охвата, в центрах дополнительного образования плюс 41 %. Нельзя не упомянуть о некоторых недочётах, прежде всего связанных с обучением и воспитанием детей с СДВГ.
— Задача педагога — вовремя распознать такого ребёнка и своими профессиональными действиями не допустить конфликта. В работе с такими детьми важен комплексный подход, продуманная стратегия совместных действий педагогов и родителей. Она может во многом способствовать коррекции нежелательного поведения. Один из путей решения этой проблемы — классы совместного обучения и воспитания, которые наиболее приемлемы для детей с СДВГ. В этом учебном году в Минске открыты более 30 таких классов. Первостепенной задачей в условиях развития инклюзивного пространства становится грамотный подбор кадров, повышение уровня их профессиональной подготовки и психологической готовности работать с такими детьми.
Для Минска совершенствование системы профессионально-технического и среднего специального образования — ценнейший ресурс развития экономики столицы в условиях сложившейся технологической повестки. Продолжается курс на содержательное и структурное обновление системы профессионального образования. С 2020/2021 года расходы на модернизацию инфраструктуры колледжей выросли в 6,5 раза.
— Мы всё чаще отмечаем, что у современных подростков нет культа высшего образования. Их цель — реальная профессия и ускоренный выход на рынок труда, с чем успешно справляется система профессионально-технического и среднего специального образования. Наш ответ на этот тренд — ежегодное увеличение мест для поступающих в колледжи. В новом учебном году подготовка рабочих кадров будет осуществляться по 49 специальностям и 113 квалификациям, специалистов со средним специальным образованиям — по 41. Ориентируясь на предприятия партнёров, мы открываем, а порой возобновляем набор по тем профессиям, которые востребованы именно в Минске.
С 1 сентября в столице появится три дополнительные квалификации по рабочим профессиям и пять новых специальностей. Существующая квалификационная структура подготовки рабочих специалистов в принципе не может оказаться застывшей, поэтому мобильность необходимо сохранять всем, а не только сложившемуся пулу лидеров. Особую важность данный тезис приобретает в связи с расширением сети городских колледжей. До конца календарного года в ведомство комитета по образованию будет передано 6 колледжей, в данный момент находящихся в структуре высших учебных заведений. А это более 9 тысяч учащихся и 600 работников.
Развитие системы образования в целом и отдельного учреждения в частности определяет в первую очередь грамотная кадровая политика, выстроенная в долгосрочной перспективе. Потенциал для восполнения кадровых ресурсов видится в повышении эффективности деятельности педагогических классов, использовании возможностей целевой подготовки, увеличении набора и расширении спектра педагогических специальностей в Минском городском педагогическом колледже.
— Год назад мы поставили цель улучшить позиции по закрепляемости молодых специалистов и достигли определённых успехов. 78 % молодых педагогов остались после распределения, продолжили строить свою карьеру. Положительную динамику планируется закрепить. Главное, чтобы должное внимание на местах получил каждый педагог. Молодым учителям особенно нужна поддержка и последовательная деятельность института наставничества.
В докладе была отмечена роль профсоюза в поддержании слаженной работы коллективов учреждений образования. Перед системой образования Минска и профсоюзом стоят общие задачи, направленные на создание условий для качественной и непрерывной работы отрасли. Потому конструктивный социальный диалог председатель комитета считает значимым и весомым.
В канун нового учебного года Марина Александровна поздравила педагогическое сообщество Минска, учащихся и их родителей с наступающим праздником — Днём знаний и пожелала новых профессиональных успехов.