Пленарное заседание II Открытой городской научно-практической конференции «Педагогическая наука — школе XXI века: новые инструменты и форматы образования» прошла в Минском городском институте развития образования. Модераторами мероприятия выступили проректор по научно-методической работе Людмила Воронецкая и декан факультета повышения квалификации педагогических работников Дмитрий Прохоров.
Об интересе к обсуждаемой теме свидетельствует широкая география участников: Минск, Могилёв, Могилёвская, Гродненская и Гомельская области, Москва, Нижний Новгород, Бор, Омск. Особый символизм конференции, посвящённой развитию системы образования, подчеркнула в приветственном слове ректор МГИРО Татьяна Мороз. Мероприятие проходило параллельно с VII Всебелорусским народным собранием, где в ряду стратегических вопросов, определяющих развитие страны, рассматривалась Концепция национальной безопасности. Современная система образования как важнейший социальный институт, подчеркнула Татьяна Ивановна, также является одним из значимых факторов национальной безопасности.
— Мы отвечаем за воспитание — идеологическое, патриотическое — будущих поколений. И такое понимание лежит в основе наших взаимоотношений с коллегами из Российской Федерации. Эти вопросы мы открыто осуждаем на конференциях и круглых столах, отдавая дань памяти тем, кто погиб, защищая нашу страну в годы Великой Отечественной войны.
Системность подхода к обеспечению сферы образования актуальным инструментарием и современными образовательными форматами отразила тематика конференции: наряду с актуальной воспитательной проблематикой обсуждались особенности организации обучения в условиях инклюзивного образования, современная управленческая деятельность, эффективные методики и технологии образования, включая цифровые.
С приветственным словом к участникам обратилась также депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член комитета Государственной Думы по просвещению Анна Скрозникова.
Работу пленарного заседания открыл доклад директора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Александра Савенкова «Когнитивное и метакогнитивное развитие будущих педагогов». Было подчёркнуто, что когнитивные способности являются одной из важнейших характеристик учителя, и вместе с этим ему важно понимать, как мыслят ученики, какой материал становится им доступен, а какой нет. Собственно, такое понимание и отражает метакогнитивные способности педагога. Наиболее интересным вариантом развития метакогнитивных способностей у студентов оказалась версия рефлексивно-деятельностного подхода. Она предполагает обучение студентов руководству исследовательской и проектной деятельностью младших школьников.
— Когда студентов приводят в университетскую школу — не на прохождение практики, а именно на учебное занятие, — они не имеют представления, как вести работу с ребёнком. Но когда студент в течение семестра руководит исследовательской и проектной деятельностью конкретного ученика, то происходит почти как в описанной в своё время психологом Лией Славиной практике прикрепления отличника за неуспевающим учеником с целью его «подтягивания». Выяснив, что такой приём не работает, она предложила выступить в роли «буксира» для двоечника такому же двоечнику из класса постарше. И когда тот видел, что у его сверстника проблемы с учёбой ещё больше, чем у него самого, то в нём вдруг открывался педагогический талант, и он не только подтягивал своего подопечного из перманентного двоечничества, но и сам из него выбирался. Примерно в такой же позиции оказываются и студенты, которые вынуждены доходчиво объяснять младшим школьникам задания по проектной и исследовательской деятельности.
Александр Ильич отметил, что исследовательская и проектная деятельность учащихся рассматривается как одно из ведущих средств общего когнитивного развития. Активизация учебно-исследовательской работы на всех уровнях образования стала одним из ведущих направлений современного образования и в настоящее время хорошо обеспечена методически. Освоение этой методики студентами в режиме непосредственно руководства работой младших школьников рассматривается как ценная возможность.
О роли государственно-общественного управления в контексте формирования и укрепления суверенной национальной системы образования Российской Федерации до 2030 года рассказал президент Национальной ассоциации взаимодействия управляющих советов образовательных организаций Андрей Алфёров. Были освещены направления деятельности управляющих советов как коллегиальных органов государственно-общественного управления, имеющих полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательной организации. Докладчик напомнил, что осенью состоится IV Всероссийский съезд управляющих советов с международным участием.
С пленарными докладами выступили декан факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО Дмитрий Прохоров («Концептуальные положения системы повышения квалификации учителей с использованием веб-ориентированных ресурсов»); доцент кафедры физики, техники и технологического образования Новосибирского государственного педагогического университета Ирина Некрасова («Перспективы и возможности подготовки студентов НГПУ к работе в инженерно-технологических классах города Новосибирска»); доцент кафедры педагогики БГПУ имени Максима Танка Екатерина Артемёнок («Технология педагогического диагностирования как средства повышения качества образовательного процесса»); проректор Нижегородского института развития образования Дмитрий Кабешев («Опыт цифровой трансформации системы образования Нижегородской области»); заместитель начальника управления образования и молодёжной политики администрации городского округа г. Бор Нижегородской области Татьяна Буренина («Система образования городского округа город Бор: пространство инноваций и сетевого взаимодействия»).
Работа четырёх тематических секций конференции была организована на базе гимназии № 25 г. Минска имени Риммы Шершнёвой, средних школ № 25, 161 и МГИРО. Показательно, что в этом году впервые участники панорамы успешного опыта инновационной деятельности учреждений образования г. Минска представили свои наработки на заседании специально выделенной для этого секции конференции «Педагогическая наука — школе XXI века: новые инструменты и форматы образования».