VI научно-практическая конференция «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы» состоялась на базе средней школы № 182 имени Владимира Карвата. Школа является филиалом кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка и одним из организаторов конференции наряду с комитетом по образованию Мингорисполкома, МГИРО и историческим факультетом БГПУ имени Максима Танка. Участников приветствовали директор школы Владислав Крайнов, декан факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО Дмитрий Прохоров и настоятель прихода храма иконы Божьей Матери Донской иерей Михаил Романов. В роли модератора выступила заведующий кафедрой философии и гуманитарных проблем образования МГИРО Оксана Старикова.
В пленарном докладе «Патриотическое воспитание молодёжи в эпоху цифровизации» профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодёжью Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Шилина отметила, что в Российской Федерации, где в отличие от Беларуси долгое время не обращали должного внимания на патриотическое воспитание, в настоящее время в этом отношении происходит активный разворот. Патриотическое воспитание молодого поколения — одно из главных направлений государственной молодёжной политики. В соответствии со стратегией воспитания Российской Федерации до 2025 года основное внимание должно уделяться российской гражданской идентичности, объединению общества на основе общих духовно-нравственных ценностей, социализации молодёжи и её самоопределению. Фокус — на системный плановый подход к развитию гражданственности, социальной активности и ответственности.
С презентацией второго издания книги «[Не]забытая война: первая мировая в документах, публицистике, воспоминаниях и исследованиях современников (1914–1941)» перед участниками конференции выступила руководитель филиала кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка Ирина Чикалова. Она обратила внимание аудитории, что год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков отмечен ещё одной важной датой: 110 лет со дня начала Первой мировой войны. Российская империя участвовала в ней активнейшим образом. Но уже мало что напоминает о ней в Беларуси, через всю территорию которой протягивался восточный фронт. В советское время памятников о Первой мировой вообще не было создано, эта тема отошла далеко на второй план. Однако в наши дни историческая память имеет особое значение и актуальность. Многочисленные письменные источники и документы являются опорой для нашей исторической памяти. Именно на их основе автор, доктор исторических наук, и создавала на протяжении десяти лет свою книгу.
В первой главе отражены эмоционально-патриотические настроения начала войны, обнародована дипломатическая переписка кануна и начала войны. Вторая глава посвящена образам союзников и врагов в российской публицистике военных лет, в частности, показана трансформация образа Германии и немцев в России под влиянием событий войны. Глава третья представляет письма, дневники, воспоминания российских участников войны, касающиеся различных её аспектов, включая важнейшие боевые операции, мнения генералитета о Николае II как Верховном главнокомандующем. А в завершение исследования учёный анализирует значение трудов о той войне как зарубежных, так и советских авторов, изданных в 20–30-е годы ХХ столетия, когда ещё были живы свидетели событий Первой мировой, а авторами выступали те, кто не только её пережил, но и кто был непосредственным её участником.
Ценностным ориентирам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся посвятила доклад доцент кафедры педагогики МГЛУ Ольга Янчукович.
— Мне бы хотелось расставить приоритеты образования, которые обрисовал Виктор Франкл, человек, переживший четыре концлагеря. Его книга «Скажи жизни “Да!”: психолог в концлагере», написанная за девять дней, выдержала издание 109 млн экземпляров только на немецком языке и была переведена на 24 языка мира. Автор говорит о том, что человек реализуется в системе ценностей «истина», «добро», «красота», «справедливость». Виктор Франкл отмечал, что в концлагере, когда отнято всё, человек способен к экзистенциальным взлётам над самим собой в пространство истинного добра и красоты. Именно там, в бездне концлагеря, Франкл высказал замечательную мысль о том, что человек — это тот, кто создал концлагерь, и тот, кто шёл в эти газовые камеры с улыбкой и молитвой на устах. Именно в экзистенциальном взлёте над самим собой мы входим в пространство смысла и любви. Думаю, человечество спасёт само себя только тогда, когда каждый из нас в каждую минуту своей жизни будет решать вопрос «Кто я?».
В развитие идеи Ольга Васильевна привела показательный пример взаимоотношений преподавателя общественных наук Царскосельского лицея Александра Петровича Куницына и его ученика Александра Пушкина. Юный Пушкин плохо себя вёл на занятиях, и Куницын, когда тот в очередной раз нарушал дисциплину, подходил к нему и говорил: «Господин Пушкин, этого ли ждёт от вас Россия?» Пушкин, выйдя из стен лицея, посвящает Куницыну такие слова:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Им чистая лампада возжена,
Поставлен им краеугольный камень!
— Это диалог педагога с учащимся, диалог как встреча личностей, как обмен смыслами, — делает вывод докладчик.
В ходе пленарного заседания был также представлен доклад заведующего кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка Виталия Йоцюса «Формирование культурологической компетенции в школе», доклад преподавателя Минского городского педагогического колледжа Андрея Кимбора «Сямейная гісторыя як сродак выкарыстання выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета “Грамадазнаўства”» и доклад учителя истории и обществоведения гимназии № 25 имени Риммы Шершнёвой Тимофея Мельника «Применение нейросетей на уроках обществоведения: перспективы и вызовы».
Работа секций конференции была посвящена темам: «Обществоведение: теория, методика и практика преподавания учебного предмета в школе»; «Ответственное поведение человека в условиях техногенного общества»; «Поликультурность как основа воспитания личности современного гражданина и человека». В рамках конференции мастер-классы коллегам дали преподаватель Минского государственного колледжа сферы обслуживания Нина Ероховец и учитель-методист гимназии № 31 Людмила Гуринович. Учащиеся X–XI классов работали в секции «Общество как целостная система жизнедеятельности людей».