МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Обществоведение: нравственные императивы

VI научно-практическая конференция «Обществоведение: нравственно-правовой потенциал учебного предмета. Актуальность и перспективы» состоялась на базе средней школы № 182 имени Владимира Карвата. Школа является филиалом кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка и одним из организаторов конференции наряду с комитетом по образованию Мингорисполкома, МГИРО и историческим факультетом БГПУ имени Максима Танка. Участников приветствовали директор школы Владислав Крайнов, декан факультета повышения квалификации педагогических работников МГИРО Дмитрий Прохоров и настоятель прихода храма иконы Божьей Матери Донской иерей Михаил Романов. В роли модератора выступила заведующий кафедрой философии и гуманитарных проблем образования МГИРО Оксана Старикова.

В пленарном докладе «Патриотическое воспитание молодёжи в эпоху цифровизации» профессор кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодёжью Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Шилина отметила, что в Российской Федерации, где в отличие от Беларуси долгое время не обращали должного внимания на патриотическое воспитание, в настоящее время в этом отношении происходит активный разворот. Патриотическое воспитание молодого поколения — одно из главных направлений государственной молодёжной политики. В соответствии со стратегией воспитания Российской Федерации до 2025 года основное внимание должно уделяться российской гражданской идентичности, объединению общества на основе общих духовно-нравственных ценностей, социализации молодёжи и её самоопределению. Фокус на системный плановый подход к развитию гражданственности, социальной активности и ответственности.

С презентацией второго издания книги «[Не]забытая война: первая мировая в документах, публицистике, воспоминаниях и исследованиях современников (1914–1941)» перед участниками конференции выступила руководитель филиала кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка Ирина Чикалова. Она обратила внимание аудитории, что год 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков отмечен ещё одной важной датой: 110 лет со дня начала Первой мировой войны. Российская империя участвовала в ней активнейшим образом. Но уже мало что напоминает о ней в Беларуси, через всю территорию которой протягивался восточный фронт. В советское время памятников о Первой мировой вообще не было создано, эта тема отошла далеко на второй план. Однако в наши дни историческая память имеет особое значение и актуальность. Многочисленные письменные источники и документы являются опорой для нашей исторической памяти. Именно на их основе автор, доктор исторических наук, и создавала на протяжении десяти лет свою книгу.

В первой главе отражены эмоционально-патриотические настроения начала войны, обнародована дипломатическая переписка кануна и начала войны. Вторая глава посвящена образам союзников и врагов в российской публицистике военных лет, в частности, показана трансформация образа Германии и немцев в России под влиянием событий войны. Глава третья представляет письма, дневники, воспоминания российских участников войны, касающиеся различных её аспектов, включая важнейшие боевые операции, мнения генералитета о Николае II как Верховном главнокомандующем. А в завершение исследования учёный анализирует значение трудов о той войне как зарубежных, так и советских авторов, изданных в 20–30-е годы ХХ столетия, когда ещё были живы свидетели событий Первой мировой, а авторами выступали те, кто не только её пережил, но и кто был непосредственным её участником.

Ценностным ориентирам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся посвятила доклад доцент кафедры педагогики МГЛУ Ольга Янчукович.

— Мне бы хотелось расставить приоритеты образования, которые обрисовал Виктор Франкл, человек, переживший четыре концлагеря. Его книга «Скажи жизни “Да!”: психолог в концлагере», написанная за девять дней, выдержала издание 109 млн экземпляров только на немецком языке и была переведена на 24 языка мира. Автор говорит о том, что человек реализуется в системе ценностей «истина», «добро», «красота», «справедливость». Виктор Франкл отмечал, что в концлагере, когда отнято всё, человек способен к экзистенциальным взлётам над самим собой в пространство истинного добра и красоты. Именно там, в бездне концлагеря, Франкл высказал замечательную мысль о том, что человек — это тот, кто создал концлагерь, и тот, кто шёл в эти газовые камеры с улыбкой и молитвой на устах. Именно в экзистенциальном взлёте над самим собой мы входим в пространство смысла и любви. Думаю, человечество спасёт само себя только тогда, когда каждый из нас в каждую минуту своей жизни будет решать вопрос «Кто я?».

В развитие идеи Ольга Васильевна привела показательный пример взаимоотношений преподавателя общественных наук Царскосельского лицея Александра Петровича Куницына и его ученика Александра Пушкина. Юный Пушкин плохо себя вёл на занятиях, и Куницын, когда тот в очередной раз нарушал дисциплину, подходил к нему и говорил: «Господин Пушкин, этого ли ждёт от вас Россия?» Пушкин, выйдя из стен лицея, посвящает Куницыну такие слова:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Им чистая лампада возжена,

Поставлен им краеугольный камень!

— Это диалог педагога с учащимся, диалог как встреча личностей, как обмен смыслами, — делает вывод докладчик.

В ходе пленарного заседания был также представлен доклад заведующего кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории БГПУ имени Максима Танка Виталия Йоцюса «Формирование культурологической компетенции в школе», доклад преподавателя Минского городского педагогического колледжа Андрея Кимбора «Сямейная гісторыя як сродак выкарыстання выхаваўчага патэнцыялу вучэбнага прадмета “Грамадазнаўства”» и доклад учителя истории и обществоведения гимназии № 25 имени Риммы Шершнёвой Тимофея Мельника «Применение нейросетей на уроках обществоведения: перспективы и вызовы».

Работа секций конференции была посвящена темам: «Обществоведение: теория, методика и практика преподавания учебного предмета в школе»; «Ответственное поведение человека в условиях техногенного общества»; «Поликультурность как основа воспитания личности современного гражданина и человека». В рамках конференции мастер-классы коллегам дали преподаватель Минского государственного колледжа сферы обслуживания Нина Ероховец и учитель-методист гимназии № 31 Людмила Гуринович. Учащиеся X–XI классов работали в секции «Общество как целостная система жизнедеятельности людей».

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.