МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Поиски и находки поликультурного образования

Международный научно-практический семинар «Образование в поликультурном мире: от науки к практике» в рамках плана международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» состоялся в Минском городском институте развития образования в режиме онлайн. Модераторами мероприятия выступили проректор МГИРО Наталья Борисёнок и заведующий кафедрой психологии и инклюзивного образования института Анатолий Давыдовский.

Мероприятие открыл доклад декана факультета повышения квалификации Института развития образования Омской области Натальи Белан и декана факультета профессиональной переподготовки Светланы Голиковой, которые поделились опытом формирования положительного имиджа региона при повышении квалификации педагогов. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки института включают учебные элементы и консультации, способствующие формированию этнической региональной культуры и гражданской идентичности. В частности, для учителей географии, химии, биологии, технологии в ходе изучения темы «Формирование положительного образа региона» организуются экскурсии на предприятия Омска — города химии, оборонной и космической промышленности. Педагогический марафон для учителей истории, обществознания, изобразительного искусства включает в числе прочего игровую мастерскую в русской избе.

В повышении квалификации педагогов также активно задействован Омский мультимедийный исторический парк «Россия — моя история». Учителя русского языка и литературы, иностранного языка в рамках курса повышения квалификации рассматривают такие специальные дидактические единицы, как «Фольклор народов Сибири и русского Прииртышья», «Сибирские старожильческие говоры», «Современное городское просторечие». Проводится областной конкурс сочинений «Знатоки русского языка» для школ с этнокультурным компонентом. Для учителей информатики, физики и математики данный компонент реализуется с учётом особенностей рынка труда региона. В научно-практической конференции имени А. С. Клинышкова «Россия — космическая держава» школьники не только готовят соответствующие проекты, но и участвуют в конкурсе рисунка на космическую тематику «Космос глазами детей». Для учителей физкультуры, дополнительного образования, методистов, старших вожатых проводятся курсы, посвящённые воспитательной работе как непосредственно в историческом парке, так и с привлечением юнармейцев, Сибирского войскового казачьего общества, кадетского корпуса. А для дошкольников подготовлено пособие «Маленькие жители Омского Прииртышья», тетради, в которых дети выполняют задания по данной тематике вместе с родителями.

В семинаре приняли участие также представители институтов развития образования Ярославской, Тюменской областей, г. Челябинска, лицея при УлГТУ № 45 г. Ульяновска, гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры» г. Санкт-Петербурга.

Роли декоративно-прикладного и изобразительного искусства в формировании поликультурного сознания школьников был посвящён доклад учителя технологии и художественного труда гимназии № 111 г. Алматы Оксаны Глущенко (Казахстан). Она отметила, что одежда отражает историю, обычаи и духовное наследие народа. В древности орнаменты на одежде и украшениях имели глубокий символический смысл. Например, орнамент «туетабан» (верблюжий след) на одежде указывал, что она предназначена для дальних путешествий, а «кусмурын» (птичий клюв) и «кусканат» (птичье крыло) обозначали пожелания счастья, свободы и независимости. Культурное наследие всегда вдохновляло дизайнеров. Сравнительный анализ национальной одежды разных народов мира позволяет увидеть уникальность и оригинальность каждой культуры, а изучение истории, традиций и культуры помогает передавать из поколения в поколение исторический и духовный опыт.

С докладом «Антропологические и социально-педагогические последствия и риски цифровой трансформации образования» выступил заведующий кафедрой психологии и инклюзивного образования МГИРО Анатолий Давыдовский. Обширный опыт деятельности музея как центра идейно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи представила директор гимназии № 25 имени Риммы Шершнёвой г. Минска Татьяна Яновская. О значении международного сотрудничества в социокультурном контексте рассказала заместитель директора по учебной работе средней школы № 53 г. Минска Марина Тарасова, а о возможностях формирования экологических компетенций студентов — старший преподаватель МГЭИ имени А. Д. Сахарова БГУ Анна Короткевич.

Наработками в реализации этнокультурологического подхода в деятельности учреждения образования поделилась с участниками семинара заместитель директора по учебной работе гимназии № 146 г. Минска Вера Сечкова.

Этнокультурологическое направление имеет три этапа реализации: пропедевтики, обучения и погружения в практику. Особое место в системе этнокультурологического образования занимает практика, а необходимым условием такой деятельности является готовность к ней педагогов, их понимание феномена этнической культуры, принятие духовных ценностей и готовность приобщать к ним учащихся, способность к межкультурному общению. Это требует выстраивания соответствующей работы: проведения семинаров, лекций, встреч со специалистами, которые подготовили бы педагогов к реализации данного направления и вооружили бы учителей современными формами работы на уроках.

На первой ступени общего среднего образования важны игры, инсценировки, театральные постановки, которые приближают детей к национальной культуре. Можно создать клуб знатоков этнопедагогики из учителей, создать творческую мастерскую из педагогов и учащихся, проводить выездные занятия на базе музеев, организовывать специальные этнокультурные дни, концерты, отмечать дни культуры разных народов и национальные белорусские праздники. На второй ступени общего среднего образования учеников можно привлекать к созданию видеорепортажей, участию в этноолимпиадах, этнопедагогических уроках, лабораторных и практических занятиях во внеурочное время. А уже на третьей ступени общего среднего образования, когда учащиеся подготовлены к лекционной, семинарской системе, можно использовать лекции и семинары по этнопедагогике, круглые столы, в ходе которых старшеклассники могут участвовать в раскрытии той или иной темы.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.