Международный научно-практический семинар «Образование в поликультурном мире: от науки к практике» в рамках плана международного методического центра «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» состоялся в Минском городском институте развития образования в режиме онлайн. Модераторами мероприятия выступили проректор МГИРО Наталья Борисёнок и заведующий кафедрой психологии и инклюзивного образования института Анатолий Давыдовский.
Мероприятие открыл доклад декана факультета повышения квалификации Института развития образования Омской области Натальи Белан и декана факультета профессиональной переподготовки Светланы Голиковой, которые поделились опытом формирования положительного имиджа региона при повышении квалификации педагогов. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки института включают учебные элементы и консультации, способствующие формированию этнической региональной культуры и гражданской идентичности. В частности, для учителей географии, химии, биологии, технологии в ходе изучения темы «Формирование положительного образа региона» организуются экскурсии на предприятия Омска — города химии, оборонной и космической промышленности. Педагогический марафон для учителей истории, обществознания, изобразительного искусства включает в числе прочего игровую мастерскую в русской избе.
В повышении квалификации педагогов также активно задействован Омский мультимедийный исторический парк «Россия — моя история». Учителя русского языка и литературы, иностранного языка в рамках курса повышения квалификации рассматривают такие специальные дидактические единицы, как «Фольклор народов Сибири и русского Прииртышья», «Сибирские старожильческие говоры», «Современное городское просторечие». Проводится областной конкурс сочинений «Знатоки русского языка» для школ с этнокультурным компонентом. Для учителей информатики, физики и математики данный компонент реализуется с учётом особенностей рынка труда региона. В научно-практической конференции имени А. С. Клинышкова «Россия — космическая держава» школьники не только готовят соответствующие проекты, но и участвуют в конкурсе рисунка на космическую тематику «Космос глазами детей». Для учителей физкультуры, дополнительного образования, методистов, старших вожатых проводятся курсы, посвящённые воспитательной работе как непосредственно в историческом парке, так и с привлечением юнармейцев, Сибирского войскового казачьего общества, кадетского корпуса. А для дошкольников подготовлено пособие «Маленькие жители Омского Прииртышья», тетради, в которых дети выполняют задания по данной тематике вместе с родителями.
В семинаре приняли участие также представители институтов развития образования Ярославской, Тюменской областей, г. Челябинска, лицея при УлГТУ № 45 г. Ульяновска, гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры» г. Санкт-Петербурга.
Роли декоративно-прикладного и изобразительного искусства в формировании поликультурного сознания школьников был посвящён доклад учителя технологии и художественного труда гимназии № 111 г. Алматы Оксаны Глущенко (Казахстан). Она отметила, что одежда отражает историю, обычаи и духовное наследие народа. В древности орнаменты на одежде и украшениях имели глубокий символический смысл. Например, орнамент «туетабан» (верблюжий след) на одежде указывал, что она предназначена для дальних путешествий, а «кусмурын» (птичий клюв) и «кусканат» (птичье крыло) обозначали пожелания счастья, свободы и независимости. Культурное наследие всегда вдохновляло дизайнеров. Сравнительный анализ национальной одежды разных народов мира позволяет увидеть уникальность и оригинальность каждой культуры, а изучение истории, традиций и культуры помогает передавать из поколения в поколение исторический и духовный опыт.
С докладом «Антропологические и социально-педагогические последствия и риски цифровой трансформации образования» выступил заведующий кафедрой психологии и инклюзивного образования МГИРО Анатолий Давыдовский. Обширный опыт деятельности музея как центра идейно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи представила директор гимназии № 25 имени Риммы Шершнёвой г. Минска Татьяна Яновская. О значении международного сотрудничества в социокультурном контексте рассказала заместитель директора по учебной работе средней школы № 53 г. Минска Марина Тарасова, а о возможностях формирования экологических компетенций студентов — старший преподаватель МГЭИ имени А. Д. Сахарова БГУ Анна Короткевич.
Наработками в реализации этнокультурологического подхода в деятельности учреждения образования поделилась с участниками семинара заместитель директора по учебной работе гимназии № 146 г. Минска Вера Сечкова.
Этнокультурологическое направление имеет три этапа реализации: пропедевтики, обучения и погружения в практику. Особое место в системе этнокультурологического образования занимает практика, а необходимым условием такой деятельности является готовность к ней педагогов, их понимание феномена этнической культуры, принятие духовных ценностей и готовность приобщать к ним учащихся, способность к межкультурному общению. Это требует выстраивания соответствующей работы: проведения семинаров, лекций, встреч со специалистами, которые подготовили бы педагогов к реализации данного направления и вооружили бы учителей современными формами работы на уроках.
На первой ступени общего среднего образования важны игры, инсценировки, театральные постановки, которые приближают детей к национальной культуре. Можно создать клуб знатоков этнопедагогики из учителей, создать творческую мастерскую из педагогов и учащихся, проводить выездные занятия на базе музеев, организовывать специальные этнокультурные дни, концерты, отмечать дни культуры разных народов и национальные белорусские праздники. На второй ступени общего среднего образования учеников можно привлекать к созданию видеорепортажей, участию в этноолимпиадах, этнопедагогических уроках, лабораторных и практических занятиях во внеурочное время. А уже на третьей ступени общего среднего образования, когда учащиеся подготовлены к лекционной, семинарской системе, можно использовать лекции и семинары по этнопедагогике, круглые столы, в ходе которых старшеклассники могут участвовать в раскрытии той или иной темы.