Пленарное заседание IV научно-практической конференции «Актуальные направления и перспективы педагогического образования» (с международным участием) прошло в МГИРО. Модератором мероприятия выступил декан факультета повышения квалификации педагогических работников Минского городского института развития образования Игорь Ганчерёнок.
В приветственном слове первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмилы Борисенко отметила, что педагогам присуще внутреннее стремление к совершенствованию. Подобные конференции помогают адаптироваться к происходящим переменам и идти в ногу временем. Не менее значима возможность почувствовать себя в роли педагога, которая предоставляется учащимся профильных классов. Для кого-то из ребят такая «проба пера» может стать решающей в плане профессионального самоопределения. К тому же система образования города заинтересована в том, чтобы её будущие педагоги были мотивированными и эрудированными людьми.
В ходе выступления ректора МГИРО Татьяны Мороз прозвучала мысль о важности обмена идеями, расширения и дальнейшего сплочения круга единомышленников в рамках работы диалоговой площадки. Широкое проблемное поле проводимой конференции позволяет участникам решать задачи повышения качества образования. Представляемые инновационные разработки могут оказаться полезными как для столичных учебных заведений, так и образовательной системы страны.
Пленарное заседание открыл доклад доцента кафедры социальной педагогики БГПУ имени Максима Танка Анны Пищовой «Цифровая социализация современного учащегося: основные характеристики и технологии педагогического сопровождения». Докладчик сообщила, что на январь 2024 года в Беларуси насчитывалось 8,48 млн интернет-пользователей, уровень проникновения интернета составил 89,5 %. По данным Национального статистического комитета на 2023 год, удельный вес детей 9-17 лет, использующих интернет, достиг 95,5 %. Проблема цифровой социализации была обозначена уже в 90-х годах прошлого века. С тех пор происходила определённая эволюция понятий: от влияния интернет-среды на информационную и читательскую грамотность до обозначенной в 2005 году проблемы влияния киберпространства и вплоть до современного понимания того, что не только информация, но и способы её распространения являются значимым фактором, влияющим на социализацию ребёнка. Важно не только то, какая информация преподносится детям и с помощью каких цифровых технологий. Следует понимать, что интернет — это прежде всего эмоциональная составляющая. Этот аспект нужно учитывать в образовательном процессе. Приводя аргументы в пользу цифровой социализации современного учащегося, Анна Владимировна подчеркнула, что ценный опыт, модели и правила поведения теперь во многом формируются, осваиваются пользователями в процессе их медиаактивности.
Проблемное поле конференции также включало вопросы подготовки учителя к использованию инновационных образовательных и воспитательных технологий в условиях инклюзивного образования. О научно-методических основаниях и потенциале развития специального образования рассказала заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики Академии образования Антонина Змушко. Проблемы моделирования и проектирования адаптивных коррекционно-развивающей образовательной среды для лиц с расстройствами аутистического спектра осветил заведующий кафедрой психологии и инклюзивного образования МГИРО Анатолий Давыдовский.
Тема пленарного доклада доцента кафедры педагогики МГИРО Миланы Бакунович — «Модуль “Познай самого себя”: реальный вариант персонализированного образования для обучающихся профильных классов педагогической направленности». С анализом организации и функционирования классов инженерной направленности в Минске ознакомила начальник управления естественно-математических и технических дисциплин МГИРО Лидия Ермачёк. С интересом был встречен познавательный обзор системы образования Китая и качественных изменений, произошедших в ней с 90-х годов прошлого века, который представил проректор по учебной работе Международного института управления и предпринимательства Чжан Пэнфэй. С видеодокладом, посвящённым становлению восточной педагогики, выступил профессор Совместного Белорусско-Узбекского межотраслевого института Фарит Юзликаев (Ташкент).
Далее конференция продолжила работу в пяти секциях: «Качество столичного образования: теория, методика и практика»; «Формирование и развитие цифровой образовательной среды»; «Современные направления и технологии обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в условиях инклюзивного образования»; «Моя будущая профессия — учитель» и «Интеллектуальный марафон 2024 “Профессия будущего”». Четвёртая и пятая секции (для старшеклассников профильных педагогических классов) проходила на базе постоянных участников и соорганизаторов конференции — гимназии № 20 и средней школы № 86 имени Фомы Занько. В этом году список расширился — к проведению интеллектуального марафона впервые была приглашена средняя школа № 19 имени Я. Купалы.
— Две из пяти секций конференции были отведены учащимся педагогических классов, — отметила проректор по научно-методической работе МГИРО Людмила Воронецкая. — В секции «Моя будущая профессия — учитель» была предусмотрена возможность участия не только через познавательный, но и через соревновательный аспект. Секция «Интеллектуальный марафон 2024 “Профессия будущего”», в которой учащиеся поэтапно участвовали с сентября, включала разнообразные тестовые и творческие задания, самопрезентации, решение конкурсных заданий проблемного характера. Кроме того, прошли практико-ориентированные занятия и мастер-классы ведущих педагогических работников Минска для будущих учителей.
Интеллектуальный марафон был организован в столице уже второй раз, однако в рамках конференции он состоялся впервые. Такая инициатива себя оправдала, поэтому подобная практика вскоре продолжится, в частности она коснётся инженерных классов в ходе предстоящей конференции «Дорожная карта информатизации».
Победители интеллектуального марафона «Профессия будущего» — команда гимназии № 20