Заседание столичного клуба учителей «Большая перемена» состоялось в Минском городском институте развития образования. Мероприятие было приурочено к 16-летию со дня создания клуба, членами которого являются участники различных конкурсов профессионального мастерства. По словам ректора МГИРО Татьяны Мороз, такой возраст принято считать юным, но налицо творческое взросление. Члены клуба — личности яркие и неординарные, способные генерировать интересные идеи, вносить свой вклад в развитие выросшей из советской педагогической школы белоруской системы образования.
По сути, именно путям реализации этой сверхзадачи и было посвящено заседание, вела которое начальник управления конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО Алла Михеева. Так, рассуждая о миссии клуба, участники пришли к выводу, что она заключается в определении потребностей педагогов столицы и в том, чтобы, совершенствуясь, творчески вдохновлять и поддерживать единомышленников, повышать профессионализм. Для решения этой задачи у «Большой перемены» есть необходимые качества: опыт, мощь, единство.
С целью обобщить результаты деятельности за прошедший учебный год и вкратце напомнить историю клуба на заседании были представлены направления, формы и методы деятельности, которые сложились за минувшие годы. Они рассматривались через приём, называемый сторителлингом.
Одно из направлений деятельности «Большой перемены» — брендинг. Это не только эмблема, девиз и название. Заместитель директора по учебной работе Минской международной гимназии Лидия Авсюк рассказала о совместном с учителем физики средней школы № 45 Максимом Евлановым ярком выступлении на отчётном собрании республиканского клуба «Хрустальный журавль»:
— Мы с Максимом Витальевичем говорили о том, что «Большая перемена» живёт активной жизнью, что у неё много разных форм работы, что у нас проводится грандиозный молодёжный фестиваль. Внимание всех было приковано к нашей презентации. И если раньше такие моменты назывались отчётами региональных клубов, то после этого события их было решено называть клубами-партнёрами. На следующий год наше выступление ждали, для нас уже были подготовлены вопросы, что свидетельствовало об интересе коллег.
Трогательным был эпизод летнего заседания членов клуба «Хрустальный журавль» в Озёрах, когда координатор деятельности, методист отдела профессионального развития педагогов центра дополнительного образования взрослых Академии образования Иван Фёдоров попросил минчан передать огромное спасибо за работу «минскому крылу» — клубу учителей «Большая перемена».
Одно из направлений деятельности клуба — партнёрство (через опыт участия и взаимодействия в Минском молодёжном фестивале педагогических идей и решений, который фактически является детищем клуба) — раскрыл заместитель директора по учебной работе средней школы № 111 Николай Курилович, обладатель звания «Минчанин года — 2024» в области образования:
— В прошлом году великолепной команде участников клуба «Большая перемена» на осенних каникулах выпала возможность быть партнёрами фестиваля. Молодёжный фестиваль — это совместное творчество, мега-партнёрство! Это обучение молодых, и вместе с тем ты и сам многому учишься, поэтому три дня фестиваля пролетают незаметно. А опыт такого эффективного партнёрства распространяется в районах Минска. В Ленинском районе, например, оно продолжилось через создание молодёжного кластера.
О таких формах работы, как педагогическая экспедиция и методический десант, рассказала учитель-методист, учитель начальных классов средней школы № 16 Юлия Белова:
— Экспедиция и десант — это то, что мне нужно, потому что люблю путешествовать. В экспедиции мы получаем что-то новое и возвращаемся домой, обогатившись впечатлениями, методическими приёмами и знакомствами. Десант же предполагает ещё и необходимость самому поделиться новыми методическими идеями, представить их коллегам.
Для Юлии Валентиновны визит в Могилёв в составе делегации клуба запомнился не только знакомством с интересным городом и людьми. В ходе подготовки к поездке ей была поставлена задача занимательно и красиво рассказать о самоанализе урока. Пришлось перечитать множество литературы, пересмотреть все записи, но благодаря этим усилиям в голове сложилась отчётливая и структурированная картина. Очевидно, что подобные трудности способствуют профессиональному росту.
Дополнила картину методического десанта история, представленная учителем начальных классов гимназии № 36 Ириной Некраш:
— Когда обучала педагогов на молодёжном фестивале, казалось, что знаю несколько больше, чем они, поэтому было проще. А вот в ходе нашего методического десанта в 32-ю школу в аудитории присутствовали и опытные коллеги. Не скрою, волновалась. Благодаря поддержке друзей и единомышленников у меня всё получилось.
Историю об участии в акции «ОТЛИЧНЫЙ урок», проходившей на базе НДООЦ «Зубрёнок», учитель английского языка гимназии № 35 Екатерина Алексеюк начала с признания о том, что это событие исполнило её давнюю мечту — побывать в «Зубрёнке».
— Для меня этот урок был важен ещё и потому, что во время таких мероприятий ты ведёшь урок для души, а не стремишься заработать баллы. Ты просто делишься своим опытом и идеями с коллегами, которые не оценивают методическую правильность занятия. И точно так же происходит с детьми: для ребят такое взаимодействие — новый интересный опыт. Могу сказать, что вместе мы растём как профессионалы!
Стоит отметить, что «ОТЛИЧНЫЙ урок», который организовал «Зубрёнок», был назван так потому, что он отличается от традиционного, его проводят действительно отличные педагоги.
Особенности ещё одной формы работы — «дружеского визита», когда члены клуба наведываются в гости к одному из его участников, раскрыла учитель истории гимназии № 40 Ирина Марчёнок:
— В преддверии праздника 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков заседание предполагало рассказ военной биографии дедов и прадедов участников клуба. Хочу ещё раз поблагодарить всех за то, что поделились личными историями. Это было сложно, проходило через переживания, порой через слёзы. В эмоциональном плане эта встреча отличалась от наших традиционных, но она была очень важна.
В завершение мероприятия состоялась церемония вручения участникам «Большой перемены» благодарностей МГИРО за активную работу в системе дополнительного образования взрослых, самооценкой участников (диагностикой степени их вовлеченности в работу клуба), выборами совета клуба, а также символическим вручением удостоверения члена клуба начальнику центра поддержки и развития инновационной образовательной практики МГИРО Людмиле Венцеревой, стоявшей у истоков создания «Большой перемены». Финальным аккордом стало вручение участникам заседания календарей, год в которых начинается с 16 октября — дня, когда был создан профессиональный клуб.