Торжественная церемония награждения участников III городского фестиваля исследовательских работ учащихся V–VII классов «Познание. Творчество. Открытие» состоялось в Большом конференц-зале Национальной академии наук Беларуси. Фестиваль традиционно организуется Минским городским институтом развития образования в сотрудничестве с Советом молодых учёных и при поддержке Президиума Национальной академии наук Беларуси.
В ходе мероприятия благодарностями организатора были отмечены коллективы ордена Трудового Красного Знамени гимназии № 50, гимназии № 18 имени И. С. Миренкова и гимназии № 12, на базе которых с 11 по 13 марта проходили конференции по секциям «Естественные науки», «Технические науки», «Гуманитарные науки». Благодарность была также выражена издательству «Адукацыя і выхаванне», выступившему спонсором фестиваля: вместе с дипломами каждый из 175 юных исследователей из 75 школ и гимназий г. Минска получил книги.
Представителей секции «Гуманитарные науки» награждали заведующий кафедрой педагогики МГИРО Ольга Наталевич и председатель Совета молодых учёных, директор Центральной научной библиотеки имени Якуба Коласа НАН Беларуси Станислав Юрецкий. Был отмечен достойный уровень работ и подчёркнута важность преемственности исследовательской работы, основы которой закладываются в школьных классах, продолжаются в студенческих аудиториях, а своё воплощение в итоге находят в научных разработках отечественных учёных.
Ольга Наталевич отметила качество конкурсных работ, часть из которых была представлена юными исследователями на белорусском языке, уровень владения которым в последние годы заметно вырос.
— Вельмі ўразіла, напрыклад, работа з параўнальным аналізам рускіх, беларускіх і кітайскіх прыказак і прымавак пра працу. Дзяўчына абараняла работу на беларускай мове, пры гэтым яна называла прыказкі на кітайскай мове. Другая дзяўчына з першай гімназіі склала альбом музычных твораў і расказала, як уплывае музыка на адносіны да навучання. Падчас абароны яна не толькі гаварыла, але яшчэ і грала на скрыпцы! Тут усё звязана: цудоўная падрыхтоўка, уклад навуковага кіраўніка, бацькоў, настаўнікаў музыкі. Вельмі творчы падыход! Паказальная зацікаўленасць юных удзельнікаў. Члены журы кажуць аднаму з навучэнаў: «Дзякуй, цікавая работа, дастаткова». А ён не пагаджаецца: «Трэба ж разабрацца!..» Хацелася б таксама адзначыць уклад навуковых кіраўнікоў. Навучэнцы толькі ўваходзяць у гэтую сферу, таму падтрымка і дапамога ў тым, каб работы былі на належным узроўні і адпавядалі патрабаванням фестывалю, ім вельмі патрэбныя.
Станислав Юрецкий также отмечает важность заинтересованного подхода детей к исследуемым проблемам.
— С институтом развития образования системно работаем уже многие годы. Фестиваль «Познание. Творчество. Открытие» — это лишь одна из форм нашего сотрудничества. Недавно с помощью института собирали в этом зале ребят, когда велась трансляция из космоса: дети смотрели и переживали за наших белорусских космонавтов. Пробуждению их исследовательского интереса служат и экскурсии, которые традиционно организуются для школьников в различные научные подразделения Академии наук, где их знакомят их с молодыми учёными. Наряду со школьными учителями они тоже могут стать для ребят наставниками и оказать помощь в их будущих научных работах. Ну а после завершения школы, а затем и вуза ждём выпускников в Академии наук уже в статусе молодых учёных!
Культурно-просветительская и образовательная программа фестиваля предполагала не только встречи с учёными, экскурсии в институты и научно-практические центры Национальной академии наук Беларуси, но и экскурсии на производственные предприятия завода «Атлант» и холдинга «Горизонт».