Заседание студии профессионального совершенствования молодых педагогов «РОСТ» прошло в стенах средней школы № 6. Тема мероприятия — «Эффективность урока как условие повышения качества образования».
Семидесяти молодым учителям Минска, изъявившим желание принять участие в очередном заседании студии, было предложено рассмотреть концепцию эффективного урока с конкретной целью: уметь делать таковым каждое занятие.
— Студия «РОСТ» была придумана после завершения первого городского молодёжного фестиваля педагогических идей и решений, — вспоминает предысторию начальник управления координации конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО Алла Михеева. — Мы были уверены, что на наш фестиваль попадают неслучайные люди, и нам не хотелось бы их терять. С тех пор от фестиваля к фестивалю студию поддерживает клуб учителей города Минска «Большая перемена», периодически проводя для молодых педагогов мастер-классы и уроки. А темы очередных заседаний студии «РОСТ» возникают из предварительного опроса её участников.
Работа студии была рассчитана на два часа. В течение первых 35 минут проходила «сверка часов»: представители управления координации конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО предложили молодым педагогам сформулировать, что они сами понимают под эффективным уроком. Учителя просматривали короткий видеоролик и давали своё видение проблемы. Работали индивидуально, в парах и группах.
Параллельно получили представление о том, что такое эффективный урок по мнению светил педагогики. Методист управления координации конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО, учитель начальных классов Минской международной гимназии и член клуба «Большая перемена» Лидия Авсюк сослалась на мнение известного белорусского учёного Николая Запрудского, который твёрдо убеждён, что подобный урок прежде всего должен иметь понятные учащимся критерии того, что и как будет проверяться, как будет организована обратная связь.
Методист управления координации конкурсного движения и образовательных инициатив МГИРО Ирина Никонович обратилась к опыту советского педагога Михаила Скаткина, который говорил о необходимости приращения знаний и называл эффективным тот урок, где ребёнок узнал что-то новое и смог его применить в конце занятия (для этого урок должен обязательно включать рефлексию). А вот педагог-гуманист Шалва Амонашвили полагал, что эффективный урок — это урок-подарок: чтобы каждый учащийся чувствовал, что учитель проводил занятие не для всего класса, а для него лично.
Заседание студии состоялось на базе средней школы № 6 неслучайно. В ходе электронной регистрации 50 % участников-студийцев высказали заинтересованность в теме «Эффективный урок», а коллектив учреждения образования в своё время уже реализовывал проект по организации такого урока. По согласованию с администрацией школы молодым педагогам студии «РОСТ» была предоставлена возможность посетить ряд уроков, где учителя 6-й школы демонстрировали оптимальные способы достижения целей эффективного урока.
Заместитель директора по учебной работе средней школы № 6 Алла Федосова сообщила гостям, что учреждение образования является лабораторией учебно-научно-информационного кластера непрерывного педагогического образования БГПУ имени Максима Танка. В школе работают профильные классы педагогической направленности, а начиная с V класса педагоги занимаются ещё и допрофильной подготовкой учащихся.
Панораму открытых уроков для студийцев представили Александра Щурко, Наталья Смерека и Инна Дроздова (начальные классы), Людмила Муравейко (русский язык и литература), Ирина Бичель (математика), Лариса Горбацевич (история), Ирина Пархимович, Ольга Сысоева и Валерия Манаенкова (английский язык).
Завершающий аккорд мероприятия — знакомство с результатами исследования австралийского профессора Джона Хэтти о факторах, влияющих на эффективность обучения. Учёный обобщил более 50 тысяч исследований, в которых было задействовано огромное количество учащихся из разных стран мира. Итоги исследования дают учителям ценную пищу для размышления, а нередко и для переосмысления некоторых устоявшихся подходов. Так, меньше всего влияют на эффективность обучения такие факторы, как размер групп, формирование групп по способностям учащихся, домашнее задание и даже использование компьютеров в обучении. Среди лидирующих факторов — учительские ожидания в успех учеников, их самостоятельное оценивание, управление классом и дискуссии, обратная связь и умение педагога оценивать прогресс учеников (то, что в отечественной педагогике называют активной оценкой).
Активная оценка — тема следующего заседания студии профессионального совершенствования молодых педагогов «РОСТ».