МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Цифровая трансформация: новые реалии

Пленарное заседание ХI Открытой международной научно-практической конференции «Дорожная карта цифровой трансформации образования» состоялось в Минском городском институте развития образования. Модераторами выступили проректор по научно-методической работе Людмила Воронецкая и декан факультета повышения квалификации педагогических работников Дмитрий Прохоров.

С приветственным словом к участникам конференции обратились первый проректор МГИРО Сергей Стренковский, руководитель представительства Нижегородской области Российской Федерации в Республике Беларусь Андрей Дудкин, ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова.

— Жизнь в ХХІ веке без цифровизации, цифровой трансформации, невозможна, — подчеркнул особую актуальность мероприятия Сергей Стренковский. — Внедрение новых информационных технологий, несомненно, позволило человечеству шагнуть вперёд, и в этом плане система образования должна быть в авангарде. Если она не будет внедрять и использовать передовые технологии, то это негативно скажется и на остальных сферах жизни.

— Конференция является мероприятием, которое ещё раз показывает единение двух наших народов, русского и белорусского, — отметил Андрей Дудкин. — Приятно, что наше сотрудничество в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах всё более активно укрепляется. Показательно, что опыт, который можно назвать одним из лучших в Российской Федерации по тематике конференции, сегодня будет представлять наша нижегородская компания «Цифровое пространство».

Елена Окунькова поблагодарила руководство МГИРО за приглашение к участию в конференции и выразила готовность к продолжению сотрудничества, а также уверенность в том, что у обеих сторон есть чем поделиться друг с другом, в том числе и в сфере цифровизации.

Открыл пленарные выступления доклад заместителя начальника секретариата наблюдательного совета Парка высоких технологий Александра Мартинкевича «Возможности использования нейросети в образовательном процессе». Своё выступление Александр Михайлович начал с выражения благодарности педагогам со стороны белорусской ИТ-индустрии:

— Благодаря вам и всему тому, что вы делаете для подрастающего поколения, наши компании получают образованных сотрудников. Именно качественное образование даёт белорусской ИТ-отрасли те конкурентные преимущества, которые позволяют оставаться крупнейшим ИТ-кластером среди постсоветских стран.

Говоря же о нейросетях, мы подразумеваем искусственный интеллект, и наоборот, говоря об искусственном интеллекте, подразумеваем нейросети.

Представив впечатляющий обзор современных достижений искусственного интеллекта, Александр Мартинкевич делает однозначный выбор в пользу передовых технологий (хотя бы потому, что детям они интересны, это дополнительно мотивирует их к обучению). Вместе с тем своё выступление он завершил метафорически, не отрицая возможных проблем и опасностей, обусловленных развитием нейросетей:

— Многие дети сейчас пользуются нейросетью. Но смотрите, что получается. Я как ученик зашёл в нейросеть, решил задачу, сбросил вам. Вы как учитель, чтобы не проверять её, можете взять задачу, «закатать» её в нейросеть и получить ответ, правильно или неправильно она решена. Однако о каком качестве образования может идти речь в таком случае? — задаёт риторический вопрос докладчик. — И всё же мне нравится фраза, которая даёт надежду, что искусственный интеллект не победит человека: мы способны управлять тиграми не потому, что мы сильнее, а потому что умнее.

Опыт российской ИТ-компании в разработке и применении виртуальной реальности в образовании представил директор ООО «Цифровое пространство» Артём Трахин. Компания, которую он возглавляет, на протяжении четырёх лет занимается созданием иммерсивных VR-уроков для российских школ.

— В 2022 году в Администрации Президента компанию назвали фабрикой цифрового контента для школ. Мы благодарны за эти слова и используем их как девиз. У компании два основных продукта: «VR-школа» и «Конструктор создания уроков», в России они используются в 1200 учреждениях образования. Иммерсивная школа — это экосистема обучения для учеников и преподавателей, российский аналог таких платформ, как Apple Store, Google Store, предназначенный для запуска технологий виртуальной реальности. А программный комплекс «Конструктор» позволяет создавать как технологии VR, так и технологии XR на VR-очках, персональном компьютере и планшете, которые работают в некой единой системе.

Докладчик также сообщил о программе повышения квалификации, которая согласована с Министерством образования Российской Федерации, и уже более 4 тыс. педагогов прошли её бесплатно. Такую же возможность Артём Трахин готов предоставить и белорусским педагогам.

«Актуальный профиль магистерской программы “Цифровая дидактика”: преобразование практики подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде» — тема доклада профессора департамента методики обучения Московского городского педагогического университета Марины Романовой.

Магистерская программа «Цифровая дидактика» предлагает формирование полного комплекса знаний и навыков, необходимых для успешной работы в цифровой образовательной среде. Она охватывает различные аспекты цифровой теории обучения, включая использование электронных учебников, интерактивных платформ и онлайн-курсов, изменение содержания занятия, планирование визуального сопровождения и использования актуальных платформ для проведения качественного и интересного урока.

— Воплощение выделенных компонентов, — детализировала Марина Романова, — находит отражение в таких дисциплинах, как «Информационная безопасность детей в цифровой среде», «Цифровая культура педагога и безопасность», «Основы цифровой дидактики», «Цифровые образовательные технологии и коммуникации», «Педагогический дизайн цифровой образовательной среды», «Цифровые ресурсы и сервисы в учебном процессе», «Разработка цифровых инструментов образования» и др. Перспективы развития магистерской программы видятся в её адаптации под нужды конкретных регионов или школ. Учитывая, что каждое учебное заведение имеет свою специфику и требует определённого подхода к внедрению цифровых технологий, программа может быть модифицирована и дополнена в соответствии с этими потребностями.

Реализацию модели управляемого развития электронных сервисов в учреждении дополнительного образования взрослых представил первый проректор МГИРО Сергей Стренковский.

В докладе было отмечено, что в текущем году планируется использовать ресурсы, введённые в эксплуатацию в системе образования региона: автоматизированную систему обработки данных «Открытая платформа “Образование”» (данные о педагогах) и информационный ресурс «Повышение квалификации» (данные о пройденных образовательных программах повышения квалификации каждого педагога с указанием периода, места и тематики).

— Ожидается, что внедрение модели управляемого развития электронных сервисов для повышения качества предоставления образовательных услуг в учреждении дополнительного образования взрослых позволит решить ряд проблемных вопросов, с которыми неизбежно сталкивается система образования, работающая в условиях инновации в сфере цифровизации. Это необходимость развития национальных стандартов в области создания, развития, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем и программных комплексов; объединение применяемых инструментов и программных платформ для автоматизации одних и тех же процессов в системе образования региона; унификация современных автоматизированных систем и программных комплексов, применяемых в системе образования, для неспециалистов в области цифровизации.

Начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Белорусского национального технического университета Татьяна Канашевич представила доклад «Инженерные классы в системе непрерывного инженерно-технического образования».

Для обеспечения функционирования инженерных классов работниками БНТУ созданы учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» межпредметного характера для Х–XI классов; методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий (размещены на интернет-странице «Инженерные классы с БНТУ»). На сайте БНТУ и телеграм-канале «Инженерные классы с БНТУ» размещена актуальная информация для организации работы по реализации программы «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», учебная программа повышения квалификации для педагогов учреждений общего среднего образования «Педагогические стратегии реализации учебной программы факультативных занятий "В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию"».

— За первое полугодие 2023/2024 учебного года на базе БНТУ учащиеся инженерных классов смогли посетить практические занятия, профориентационные мероприятия, побывать на факультетах университета, в научно-технологическом парке БНТУ «Политехник». Общее количество учащихся, которые приняли участие в данных мероприятиях, составляет 1053 человека.

В докладе начальника центра учебно-методической работы с кадрами образования Могилёвского государственного областного института развития образования Светланы Кондратьевой был представлен опыт организационно-методического сопровождения инженерных классов, функционирующих в Могилёвской области с 2023/2024 учебного года.

В 28 учреждениях общего среднего образования Могилёвской области открыты 29 групп (классов) инженерной направленности, в которых обучаются 263 десятиклассника. Помимо изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне, учащиеся осваивают учебную программу факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».

С целью повышения профессиональных компетенций педагогических работников области, работающих в классах (группах) инженерной направленности, специалисты МГОИРО осуществляют их организационно-методическое сопровождение, консультирование по реализации программы упомянутого выше факультатива. Совместно с представителями Белорусско-Российского университета разработана программа повышения квалификации для педагогических работников учреждений общего среднего образования, работающих в профильных классах (группах) инженерной направленности.

Доцент кафедры математики и компьютерной безопасности Полоцкого государственного университета Анастасия Мателёнок поделилась опытом реализации принципов преемственности (предложенных Галиной Худяковой) и профессиональной направленности (сформулированных Анатолием Сманцером) в обучении математике в математических классах. Был представлен практический опыт взаимодействия Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой и Полоцкой государственной гимназии № 2 по организации обучения учащихся в инженерных классах.

—  На занятиях мы рассматриваем темы, которые не входят в содержание общеобразовательной программы по математике или рассматриваются неглубоко. При этом акцент делается на том, чтобы наши будущие абитуриенты и, возможно, студенты лучше представили, чем они будут заниматься в процессе обучения, получили знания по профессиональной направленности, разобрались, что собой представляет специальность, которую они смогут получить в вузе.

 

 

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.