МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Источник вдохновения — биология

За добросовестную многолетнюю работу и личный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения учитель биологии средней школы № 108

г. Минска Ирина Богино была отмечена благодарностью Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Качановой. Учитель-методист рассказывает о своём увлечении и профессиональной деятельности.

Ирина Григорьевна, как вы увлеклись биологией?

— Знаете, а ведь этот вопрос задают мне и ученики. А я рассказываю, что всё началось… с дождевых червей! В детстве у меня всегда были домашние животные: канарейки, попугаи, кот, но именно собственные наблюдения (и даже практические опыты) с дождевыми червями подтолкнули меня к изучению живой природы.

Ирина Богино родом из Бобруйска. Училась в бобруйской средней школе № 5 (теперь это гимназия № 3). Считает, что ей повезло с учителем биологии, которая её заметила и способствовала развитию интереса к предмету. До сих пор с трепетом вспоминает школьные уроки, лаборантскую комнату при кабинете, где баночки с различными препаратами вызывали не просто любопытство школьницы, а чувство восхищения. Одно из занятий по биологии стало для Ирины, пожалуй, самым главным школьным уроком.

— Я была настолько тронута рассказом учителя о подвигах учёных, которые, создавая вакцины от опасных болезней, порой испытывали их на себе, чтобы тем самым спасти жизни многих людей, что прямо с той минуты точно знала, кем хочу быть! Фактически учитель, рассказав ту историю, определил мой жизненный путь.

Ирина Григорьевна приводит её современным школьникам. На уроках биологии рассказывает о том, как в 1948 году Хилари Копровский создал первую живую вакцину от полиомиелита и протестировал её на себе.

— В школе посещала кружок по биологии и городскую станцию юных натуралистов. Полученные знания и практические навыки сформировали прочное желание стать учёным-биологом и добиться на этом пути каких-то результатов. Теперь, спустя годы работы учителем, отдаю себе отчёт в том, что и мои уроки повлияли на чей-то выбор. Да, я не совершила открытий в науке, как мечтала в детстве, но сожалений по этому поводу не испытываю: ученики это сделают за меня!

Какие ещё аргументы вы приводите ученикам в пользу своего предмета?

— Каждый год на мои уроки приходят новые ученики — шестиклассники. И первый урок у них начинается со знакомства с новым предметом. Всегда находятся ребята, которые уже имеют представление о том, что изучает эта дисциплина, но есть и те, кому об этом только предстоит узнать. И чтобы биология сразу же их заинтересовала, готовлю творческие задания. А на следующем уроке вижу лес рук и желание ответить: кто-то нашёл информацию об интересных открытиях учёных, кто-то — о профессиях, где нужны знания о биологии. Этот урок всегда проходит на одном дыхании, а впереди — несколько лет изучения науки о живой природе.

Если кто-то из старшеклассников всё же задаёт Ирине Григорьевне вопрос о смысле изучения её предмета (видно, пропустил мои уроки в VI классе, — улыбается педагог), она приводит такой аргумент: все живые организмы в природе по сути родственники, имеют схожие признаки, а значит, рассматривая любой из них, мы изучаем себя. И ничего удивительного в этом нет: мы имеем похожие гены даже с тем же червём! Разве это не вызывает желание более основательно разобраться с тем, как всё устроено в природе?

— В целом, думаю, что каждый отдельный урок всегда должен проходить с подобными аргументами. Это хорошо, когда ребёнок понимает, как та или иная тема поможет ему в реальной жизненной ситуации. Поэтому обучение осуществляется с использованием компетентностного подхода, чтобы развить у учащихся умение самостоятельно решать задачи в разных сферах деятельности, используя социальный и личный опыт. Мой ответ на вопрос, что даст изучение биологии в школе, следующий: «Умение находить решения в любых жизненных ситуациях!»

— А что вас увлекает помимо биологии?

— Лучше биологии только биология! В школьные годы занималась спортивным ориентированием. Сегодня люблю просто пешие прогулки. Рядом с домом находится великолепный лесопарк Степянка, где черпаю силы и вдохновение: наблюдаю за растительным и животным миром экосистемы, делаю фото, которые размещаю на своём сайте «Экологические новости+». Сюда приезжаем с учениками, посещаем экологические тропы, выполняем учебные исследования. Выходит, что мой интерес всё равно биологический: мир вокруг меня. Не проходит ни одного дня, чтобы я не прочитала что-то полезное, что поможет мне сделать уроки насыщенными и познавательными. Детям порой сложно разобраться в огромном информационном пространстве, их жизненный опыт небольшой, поэтому стараюсь найти полезное, чтобы увлечь и предложить им неординарные вопросы и задания.

В одной из своих методических разработок вы утверждаете, что без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся лишь созерцательный интерес к предмету. Проиллюстрируйте, пожалуйста, свою мысль примерами. Как это происходит на ваших уроках?

— Биологию точно нельзя отнести к созерцательным предметам. Если стану просто преподносить детям информацию, урок пройдёт нерезультативно. Выйдя из учебного кабинета, не многие вспомнят пройденную тему, а тем более смогут использовать учебный материал в повседневной жизни. Учёные вообще считают, что чем больше при обучении задействовано органов чувств, тем лучше происходит запоминание и воспроизведение. При этом особый акцент я бы всё же сделала на моторную (двигательную) память, так как она является основой для различных навыков, связанных с практической деятельностью.

Активная деятельность, подчёркивает Ирина Богино, предполагает включение детей в такие формы работы, которые способствуют формированию познавательного интереса к изучению предмета. Поэтому учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решения проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Опять же, такие операции как раз и составляют основу компетентностного подхода к обучению.

— В домашней библиотеке до сих пор стоит книга Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» 1999 года издания, которая сплошь исписана на полях и подчёркнута карандашом. Признаться, именно она научила меня активным методам и приёмам, которые до сих пор использую в педагогической практике: проблемному диалогу, деловой (ролевой) игре, тренингам на решение творческих учебных задач, мозговому штурму, дискуссии и ряду других.

В качестве иллюстрации нестандартной формы проведения уроков по биологии собеседница предлагает рассмотреть ролевую игру «Урок-суд». Можно провести суд над бактериями, ядовитыми растениями, насекомыми-вредителями, а можно — над человеком, который обвиняется в загрязнении окружающей среды. Роль игровых судов в том, чтобы сформировать общее мнение об определённой проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения «виновен — не виновен», главное найти ответы на поставленные вопросы.

— Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей. Повторяя, обобщая и анализируя учебный материал, мы развиваем логическое мышление, совершенствуем навыки самостоятельной работы и работы в группах, попутно способствуем развитию у школьников творческого потенциала, воспитанию у них нравственных, этических и эстетических ценностей, формированию положительной мотивации к обучению.

Ирина Богино использует на уроках интерактивные методы обучения, сформированные под влиянием публикаций Анатолия Гина и Сергея Кашлева. Считает, что именно интерактивное обучение предполагает несколько иную, отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Для педагога очевидно: если хочешь получить компетентностного выпускника, то просто «нести знания» мало, надо использовать деятельностный подход к обучению.

Как учитель может проверить, насколько ученик хорошо усвоил изучаемый материал?

— Можно, например, предложить ему представить изученный материал в виде структурно-логической схемы. Именно такой способ деятельности предполагает практически все цели образовательного процесса, например формирование универсальных компетенций, обобщение и систематизация знаний учащихся.

Фактически речь идёт об умении ребёнка структурировать получаемую информацию?

— Совершенно верно. Важно учить ученика осмысленному чтению при работе с текстом. Например, у шестиклассников наблюдаются поверхностное осмысление прочитанного, неумение выделить главную мысль, ключевые слова, ребята не могут ответить на вопросы к параграфу. Естественно, что всё это неизбежно сказывается на качестве усвоения учебного материала и ведёт к низкой успеваемости. В шестом классе при изучении биологии мы ставим целью формирование читательской грамотности. Ребята работают с текстом, опираясь на предложенный алгоритм действий. В результате у них вырабатываются умения находить информацию, осмысливать текст и использовать его, создавать структурно-логические схемы.

А на чём строится ваша проектно-исследовательская деятельность в области экологического краеведения?

— Заняться такой деятельностью меня побудило то, что большая часть учащихся мало знает об основных источниках ухудшения экологической обстановки в родном регионе и не осознаёт своей роли и личного участия в сохранении и улучшении окружающей среды. Мне близка модель формирования экологической компетентности учащихся на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса, предложенная Натальей Демидовой, Галиной Камериловой и Анной Матвеевой. С учётом приведённых ими рекомендаций разработала собственный учебно-исследовательский проект «Оценка состояния окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска». Его мы реализуем вместе с учащимися, исследуя территорию района для оценки экологического состояния окружающей среды.

Дети участвуют в работе школьного волонтёрского отряда по экологическому направлению «Наше поколение», задействованы в проведении мониторинга загрязнения почвы, воздуха и водных ресурсов на обследуемой территории. Школьники изучают биоразнообразие в условиях городской среды и выявляют факторы, изменение которых может привести к улучшению экологической ситуации в районе и городе, организуют и проводят различные эколого-краеведческие мероприятия и акции. А результаты своей деятельности выкладывают на сайте «Экологические новости+».

Какова отдача, обратная связь, которую вы получаете от учащихся? Насколько это им интересно, познавательно? Где уже побывали, реализуя ваши проекты?

— В ходе исследований изучаем не только природные объекты в черте нашего района, но и на всей территории Минска и даже (для сравнения экологической ситуации) в некоторых городах Беларуси. В последнее время проводили исследования по выявлению и описанию вредителей зелёных насаждений столицы, знакомились с видовым составом инвазионных растений в республиканских биологических заказниках «Лебяжий», «Глебковка», на территории памятника природы республиканского значения «Дубрава». Уже на протяжении двух лет изучаем характер распространения растения-полупаразита омелы белой в городских экосистемах. С этой целью побывали в городах Минской, Могилёвской областей, в Гродно, Гомеле. Участники проектной деятельности — учащиеся VII–XI классов. Это, как известно, возраст, когда происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, развитие профессиональной ориентации. Меня радует, что многие юные участники нашего проекта хотят связать свою будущую профессию с экологией и биологией.

Как возникла идея панельной дискуссии об устойчивом развитии, за разработку которой вы были отмечены дипломом лауреата Республиканского конкурса методических материалов «Обучаем. Продвигаем. Действуем»?

— В последнее время панельная дискуссия широко стала применяться в телевизионных передачах для обсуждения различных вопросов и проблем. Идея воспользоваться таким форматом пришла после организации подобного мероприятия с участниками районного учебно-методического объединения учителей биологии. И проведение панельной дискуссии по вопросам устойчивого развития с учащимися IX–XI классов показало, что такой формат способствует формированию коммуникативных компетенций, а это важно для выпускника школы. Во время обсуждения были затронуты пути достижения трёх целей устойчивого развития как в Беларуси, так и в мире: ЦУР-2 (голод), ЦУР-3 (здоровье, медицина), ЦУР-13 (последствия глобального потепления). Дискуссия была проведена и со студентами БГПУ имени М. Танка с участием молодёжных послов ЦУР в Беларуси.

Какие ещё достижения вспоминаете с чувством удовлетворения?

— Их немало. Прежде всего — это победы моих учеников на городских и республиканских конкурсах исследовательских работ. Но есть и другие заметные достижения. Так, в декабре прошлого года команда учащихся средней школы № 108 стала лауреатом фестиваля инновационных ОУР-практик (образование в целях устойчивого развития) в номинации «Зелёный переход» за инициативу и реализацию проекта «Экогород Минск». Фестиваль проходил на базе БГПУ имени М. Танка. В этом учебном году в школе открыт инженерный класс с повышенным изучением химии и биологии. Трое наших учащихся прошли обучение в Национальном детском технопарке по направлениям «Биотехнологии», «Инженерная экология», достойно выполнили и защитили исследовательские проекты. Такие результаты обусловлены имеющимся у них опытом проектно-исследовательской деятельности, сформированным в школе. Важным событием считаю также третье место, которое заняла команда инженерного класса на недавнем городском фестивале инженерных профессий.

Нередко говорят о том, что воспитательную функцию должны нести не только уроки гуманитарного цикла, но и естественно-математического. Очевидно, вам близка эта идея?

— Конечно, ведь и на учебных занятиях, и на экскурсиях мы формируем не только экологические знания, но и экологическое мышление, восприятие природы как непреходящей ценности, понимание человека как части всего живого. Здесь хочу привести слова из книги «Страницы экологического краеведения» (авторы В. Конюшко, В. Лешко, С. Чубаро): «Есть истины, составляющие устои нашей жизни. Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать это драгоценное качество в человеке невозможно лозунгами и призывами. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя её тайны, решать вопросы, связанные с охраной окружающей среды». Лучше и не скажешь. Убеждена, что никогда знания и умения не станут достоянием личности, если они не закреплены эмоциональным и практическим опытом. В этом и заключается воспитательный потенциал урока.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.