МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Команда решает всё

За плечами руководителя по военно-патриотическому воспитанию средней школы № 93 г. Минска Виталия Мицкевича — многолетний опыт службы в армии и преподавания в военном вузе. Будучи представителем педагогической династии, он легко находит общий язык с подростками. Убеждён, что одной строгостью руководителю по военно-патриотическому воспитанию в работе с детьми не обойтись. В равной мере необходимы и мягкость, и умение быть с ними на одной волне.

 

 

Виталий Гарриевич — уроженец белорусского Полесья. История его отчества, несколько необычного для тех мест, напрямую связана с Великой Отечественной войной.

— Мой отец — Гарри Александрович, музыкальный педагог, получивший образование в консерватории, родился и жил в Петрикове, в то время глухой белорусской провинции. Откуда там, казалось бы, могло взяться такое имя? Тем более всех его братьев и сестёр звали привычными именами… Оказывается, отца до войны тоже звали обычным именем — Юрий. Дело в том, что мой дед, будучи танкистом, прошёл дорогами Великой Отечественной войны от Калинковичей, где было сформировано его подразделение, до Берлина, где и встретился с танкистами-англичанами. Танкисты вместе от души праздновали победу над фашизмом, подружились, и дед дал слово новому другу, что если вернётся с войны живым, то в его честь назовёт сына. И слово своё сдержал: младший сын Юрий стал Гариком.

В Петрикове во время войны в дом семьи Мицкевичей оккупационные власти поселили двух немцев, служивших в местной комендатуре. Недавние заводские парни обучили пятилетнего Юру играть на губной гармошке, ходили с ним на рыбалку. О том, что они не были ярыми приверженцами фашистской идеологии, свидетельствовало хотя бы то, что накануне карательной эсэсовской операции они предупредили о ней маму мальчика. Дали совет, чтобы забирала детей и уходила за мост, в болотистую местность, куда эсэсовцы вряд ли сунутся. Юре же на память подарили губную гармошку.

— Выходит, интерес к музыке у Гарри Александровича пробудился в годы военного лихолетья?

— Действительно, он был заложен таким вот необычным образом ещё в то трудное время. А уже после войны отец окончил консерваторию и всю жизнь преподавал музыку в школе. Умел играть на разных инструментах: клавишных, баяне, гитаре, саксофоне. Сам я тоже окончил музыкальную школу по классу духовых инструментов. Мама же трудилась учителем начальных классов. Родители встретились в Средней Азии, когда отец служил в Таджикистане в городе Ленинобаде. После службы он забрал маму в родной Петриков. Мама получила педагогическое образование в Мозырском пединституте и устроилась на работу в ту же школу, где преподавал музыку отец.

Виталий Мицкевич окончил среднюю школу № 8 города Мозыря. Поступил в Рязанское высшее училище связи. Окончив его в 1992 году, был распределён в 51-ю дивизию Белорусского военного округа, где последовательно прошёл все должности по армейской карьерной лестнице: от командира взвода до начальника связи бригады центральной группы артиллерии и усиления в Осиповичах (переформированной из прежней 51-й дивизии).

— Как произошло, что судьба из армии привела вас в педагогическую профессию?

— После окончания командно-штабного факультета и защиты дипломной работы мне предложили преподавательскую должность в Военной академии. Через два года я уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить педагогическое образование в Санкт-Петербургской академии связи имени С. М. Будённого. Защитил магистерскую диссертацию по административному управлению в нашей Военной академии, прошёл путь от преподавателя до начальника цикла  — профессора кафедры связи. Завершил службу в воинском знании подполковника. Судьба сложилась таким образом, что сейчас продолжаю заниматься педагогической деятельностью, но уже воспитываю школьников.

— А с чего начиналась ваша деятельность в школе?

— Началось всё с того, что директор средней школы № 93 Оксана Цимбаленко предложила работу в должности руководителя военно-политического воспитания. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, открывая школу-новостройку, отметил, что само её местоположение обязывает создавать в ней классы, где ребята могли бы осваивать основы военного дела. Начинала школа с одного военно-патриотического класса, ребята, обучавшиеся в нём, уже выпустились. Сейчас в учреждении образования сформированы восемь классов военно-патриотической направленности. Мы тесно сотрудничаем с Военной академией, уже создана сильнейшая материальная база.

— Основательная материальная база — результат активной внебюджетной деятельности?

— Да, в оказании различных услуг населению наша школа не уникальна, а вот если сравнить объём вложений в развитие военно-патриотического направления, то здесь, безусловно, мы среди лидеров. В чём наша особенность? Мы приглашаем педагогов Военной академии и военнослужащих 120-й бригады, которые проводят ребятами занятия по основам военного дела. В школе созданы специальные кабинеты со стендами по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», комната для хранения учебных винтовок и автоматов Калашникова, стрелковый тир.

— Почему это важно?

— Когда сам учился в школе, у нас ещё был военрук. А вот в 1989 году в моей школе этой должности уже не было — её сократили. И на протяжении долгого времени в учреждениях образования не существовало педагога, который затрагивал бы вопросы защиты Родины, ориентировал бы ребят на поступление в учебные заведения, которые готовят специалистов для обеспечения национальной безопасности страны. Я считаю, что такая работа должна вестись в школах, ведь основы патриотизма и гражданственности необходимо закладывать в юном возрасте, и очень рад, что должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию снова появилась в учреждениях образования.

Важным решением, подчёркивает собеседник, стал Указ Президента Республики Беларусь от 2 января 2003 года № 3, который определил льготы выпускникам военно-патриотических классов. Раньше существовали льготы только для суворовцев и кадет. Теперь же ребята могут поступать не только в Военную академию или Институт пограничной службы, но и в вузы, где есть военные факультеты (БГУ, БНТУ, БГУИР). Если учащийся прослушал факультативный патриотический курс «Готовы Родине служить» и «Юный пограничник» (при наличии в документе об образовании отметок не ниже шести баллов по всем учебным предметам учебного плана и рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое он окончил), то он имеет право на льготы.

— Видимо, при поступлении у ребят в аттестатах должны быть достаточно высокие баллы?

— Да, поэтому на основании упомянутого указа в марте 2023 года вышло письмо Министерства образования «О функционировании профильных классов профессиональной направленности», которое определило особенности формирования классов, критерии и требования к профильным классам военно-патриотической направленности. Прежде всего эти классы ориентированы на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Зачисление в них проходит на основании конкурса: средний балл по профильным предметам должен быть не ниже семи. На повышенном уровне изучаются учебные предметы вступительных испытаний: математика и история Беларуси, химия и биология, химия и математика, обществоведение и иностранный язык, география и математика и другие. В характеристике выпускника также должно быть прописано, что педагогический совет рекомендует ему поступать в определённый вуз на конкретную специальность.

— Ребят мотивирует возможность внеконкурсного поступления?

— Конечно. К тому же уже были случаи, когда даже на наиболее популярные у абитуриентов специальности, например «Практическая психология в военном деле», где проходной балл достигает 360, по отдельному списку проходили именно выпускники военно-патриотических классов.

— А бывает ли так, что в ходе обучения у учащегося военно-патриотического класса снижается успеваемость?

— Мне такие случаи не известны. Как правило, ребята высокомотивированы. Хотя бы потому, что углублённое изучение, скажем, математики и физики точно пригодится, если не для поступления в Военную академию, то просто в гражданской сфере.

— В каких мероприятиях могут проявлять свои навыки дети, которые учатся в классах военно-патриотической направленности?

— Ребята участвуют в военно-патриотических фестивалях, недавно вот первое место заняли в фестивале «В единстве сила». Мы активно сотрудничаем со 120-й отдельной механизированной бригадой. Именно под их брендом «Орлята 120-й» учащиеся участвуют в республиканских военно-спортивных конкурсах «Зарничка», «Зарница», «Орлёнок», где занимают первые и вторые места. Некоторое время назад старшеклассники предложили, а мы с директором поддержали их инициативу организовать Вахту Памяти у мемориального комплекса в честь героев 120-й дивизии. Как только ребята заступили на неё, ветераны 120-й стали подходить и благодарить за то, что такая красивая традиция возобновлена. Ко Дню Победы школьники возлагают гвоздики к мемориалу, читают стихи, классы проходят торжественным маршем. Мы даже берём солдатскую форму в Военной академии, учебные автоматы ППШ! После этого ребята садятся в автобус, который опять 120-я дивизия выделяет нам вместе с военным с оркестром, и исполняют под окнами ветеранов песни.

В День Независимости была организована Вахта Памяти на бульваре Толбухина. Школьники проводили мероприятие совместно с Военной академией. Курсанты выносили знамя Республики Беларусь, а учащиеся — штандарт военно-патриотических классов 93-й школы, разработанный ими самостоятельно. Проводятся подобные акции ко Дню Конституции, Дню единения, а также к афганской декаде, когда дети отдают дань памяти воинам, погибшим в Афганистане. А в день приёма в военно-патриотический класс проходит торжественный ритуал, когда дети, облачённые в военную форму, читают торжественную клятву, им выдаётся удостоверение на право ношения формы учащегося класса военно-патриотической направленности.

— По графику школьники несут Почётную Вахту  Памяти на Посту № 1, хотя эта возможность выпадает не так часто. Но есть другие мемориальные комплексы, у которых тоже необходимо устраивать подобные торжественные акции. Так, в минувшем году нами был организован митинг и Вахта Памяти у мемориала на бульваре Толбухина. Подобные мероприятия не такие масштабные, как на Посту № 1, достаточно двух-трёх смен и церемонии возложения цветов. Ребята сами проводят этот ритуал, заступают на вахту, меняются каждые 15 минут. Военно-патриотическая работа должна вестись постоянно. Дети серьёзно относятся к такой деятельности. Недавно сформировали знамённую группу: школьники облачаются в красивую форму с белой перевязью и проходят со знаменем.

— А что изучают учащиеся военно-патриотических классов на факультативах?

— Есть утверждённая Министерством образования программа факультатива, рассчитанная на 35 часов (по часу в неделю), которая реализуется в течение года, есть контрольно-тематическое планирование. Ребята начинают изучать историю Вооружённых Сил, формирования Белорусского военного округа. Знакомятся с основами военного дела, техникой, вооружением современной белорусской армии. А ещё в программу факультатива входят стрелковая подготовка, разборка и сборка оружия, защита от оружия массового поражения, медицинская подготовка, оказание первой медицинской помощи раненым и другие тематические дисциплины. Всем этим учащиеся занимаются дополнительно к общеобразовательной программе. Отмечу, что факультатив посещают обычно 5–6 человек из V-IX классов, которым это наиболее интересно. Для учащихся X-XI классов посещение факультатива «Готовы Родине служить» обязательно для всех.

— Наверняка ваши подопечные — участники различных научно-практических конференций?

— Да, мне как научному руководителю некоторых проектов всегда интересны подобные мероприятия. В частности, наши учащиеся регулярно участвуют в конференции «На благо Родины и человека», которая проводится в 68-й школе. Старшеклассник Иван Шунтов скоро примет участие во II областной научно-практической конференции «Шаг к победе» в Липецке (Российская Федерация), посвящённой 80-летию снятия блокады Ленинграда и освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В этом году усилилось международное сотрудничество, взаимодействие наших руководителей по военно-патриотическому воспитанию. В 93-й школе побывали московская делегация, представители Псковской области во главе с губернатором, состоялись международные телемосты с Самарой и Санкт-Петербургом.

Предмет особой гордости Виталия Мицкевича — экспозиционный зал «Беларусь героическая», где представлены семь тематических экспозиций, включая материалы, посвящённые геноциду белорусского народа, белорусской наступательной операции «Багратион», боевому пути 120-й дивизии, истории партизанского движения. Концепцию оформления помогли разработать специалисты Военной академии. А вот оформить двери фрагментами переписки учеников со своим учителем, погибшим в Великой Отечественной войне, Виталий Гарриевич предложил сам. Формирование экспозиции началось с личного примера руководителя по военно-патриотическому воспитанию: с семи наградных листов и военных фотографий его деда, героя-танкиста. Одно фото механика-водителя Александра Мицкевича сделано на фоне поверженного рейхстага.

— Виталий Гарриевич, что, по-вашему, является ключевым условием эффективной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников?

Поскольку такая работа с детьми в рамках образовательного процесса всегда ведётся комплексно, то усилий только руководителя по военно-патриотическому воспитанию недостаточно. Эффективной она будет при одном условии — качественном взаимодействии всех участников: директора школы, его заместителя по воспитательной работе, педагога-организатора, классных руководителей, специалистов СППС, руководителя физического воспитания. На разборку-сборку автомата, огневую подготовку по программе неслучайно отводится лишь три часа. Да, это тоже важно, но, по большому счёту, основы военного дела наши воспитанники как следует изучат в армии. А если мы говорим о военно-патриотическом воспитании, то речь идёт о формировании исторической памяти, об общественной безопасности, о мотивации наших выпускников к поступлению в силовые вузы. Если ребёнка с V по XI класс воспитывать на примере подвигов и достижений его отцов, дедов и прадедов, усиливать самодисциплину, то он непременно вырастет достойным гражданином и патриотом своей Родины.

 

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.