МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Личный пример — лучший аргумент

Мастер производственного обучения Минского государственного колледжа кулинарии Павел Максимов — победитель городского этапа республиканского смотра профессиональных достижений «Мастер года» — 2024. Павел Александрович отмечает, что во время профориентационных мероприятий школьники с интересом посещают его мастер-классы, и многие из них не прочь столь же филигранно владеть навыками рабочей профессии, которую он активно популяризирует.

— На самом деле в семье уже есть преподаватель, возможно поэтому и у меня обнаружилась склонность к преподавательской деятельности, — рассказывает Павел Александрович. — В колледже получил двойную специальность: техника-технолога и мастера производственного обучения. И передо мной стоял выбор, кем же стать, производственником либо работать в учреждении образования. Перед получением диплома мы проходили технологическую и педагогическую практику, и так сложилась судьба, что из Витебска меня отправили в Минск. И я, благодаря замечательным наставникам Минского государственного механико-технологического колледжа, просто влюбился в нынешнюю профессию.

— Получается, что складывается педагогическая династия. У кого подхватываете эстафету?

— Родная тётя по папиной линии преподаёт музыку в школе. У меня с музыкой тоже, можно сказать, что-то сложилось: занимаюсь вокалом в ансамбле народной песни «Світанак». Но это только увлечение, а педагогика — моя основная работа.

— Если выразить в процентном отношении, сколько времени на занятиях мастер говорит, а сколько работает руками?

— Восемьдесят процентов руками. Примерно двадцать — на остальное. Повар — это рабочая специальность, тут никак иначе. Мастеру недостаточно просто показывать картинки или видео. Хотя, нужно отметить, что и без теоретической основы не обойтись. Наши преподаватели теоретических дисциплин — бывшие производственники, им есть что рассказать учащимся.

— Чтобы ребятам увлечься профессией, нужно попробовать что-то сделать собственноручно?

— Да, и только в этом случае будет достигнут необходимый результат. Хорошо знать теорию мало. По-своему показательно, что знаменитые шеф-повара зачастую получаются из обычных ребят, которые, может быть, и не блистали в теории, зато у них был огромный интерес к тому, чтобы поработать руками. У некоторых учащихся, только когда они выходят на практику, по-настоящему появляется интерес, они начинают гореть профессией.

— Председатель городского этапа конкурса жюри Евгений Дирвук отметил ваше владение тонкостями профессии. А из чего оно складывается?

— Всегда говорю ребятам, что овладение профессиональными тонкостями — это в большей степени собственная заслуга, результат того, что ты постоянно занимаешься, развиваешься в кулинарии. Вот и я, получив специальность, на этом не остановился. Стараюсь посещать мастер-классы, в свободное время хожу на подработку — в кейтеринг. В интернете, инстаграме или телеграме смотрю, что происходит в ведущих ресторанах Минска, подмечаю современные мировые тенденции в сфере питания. Производственники, шеф-повара постоянно совершенствуют технологии приготовления тех или иных блюд, предлагают что-то новенькое. Это живой творческий процесс, по-своему очень интересный.

— Стало быть, мастер производственного обучения — это не просто название специальности, а ещё и определение профессионального уровня специалиста?

— Да, и по-другому никак не может быть! Чтобы научить ребят работать руками, надо это уметь самому, и уметь хорошо. Чтобы дети видели, что ты умеешь, чтобы они заинтересовались: «О, как у него круто получается!» Например, взять ту же нарезку овощей. Когда мастер филигранно работает ножом, то в этот момент учащийся получает дополнительный стимул. Говорит: «Классно! Я так тоже хочу научиться! Как вы это делаете?».

— Какими ещё аргументами можно повысить мотивацию ребят к обучению?

— У меня есть такая манера: мотивировать ребят, приводя примеры из собственного опыта. Заметил, что это особенно доходчиво и убедительно. И они, хоть и не сразу, но какие-то важные вещи начинают яснее осознавать. Так что собственный пример и только он: такой аргумент по-настоящему работает.

— Почти как в армии: «Делай как я!»?

— Конечно. Важно показать, что можно сделать своими руками. Когда проводишь мастер-класс, открытое учебное мероприятие, когда участвуешь в различных конкурсах и вовлекаешь в этот процесс учащихся, то даже слабомотивированные, видя, как их сверстники стараются и у них получается, начинают потихоньку подтягиваться. Потому что понимают, что если не лениться, а стараться, то результат обязательно будет.

— Какое в сфере кулинарии сейчас гендерное соотношение? Кажется, юношей в ней становится больше?

— Да, на данный момент заметил такую тенденцию. У нас в колледже мальчишек больше, чем девчонок. Возможно, это объясняется тем, что многие шеф-повара — мужчины.

— У вас в кулинарии есть какие-то предпочтения?

— Нет, всё по-своему интересно, свои секреты есть у каждого блюда. К слову, когда работал в механико-технологическом колледже, занимался только с поварами. Когда пришёл в колледж кулинарии, познал азы кондитерского дела. Безусловно, это ценный опыт, без которого никуда. Последние два года работал с ребятами, получавшими квалификацию «официант-бармен». И опять же, основы этого дела познавал вместе с ними. Теперь снова работаю с поварами.

— С чего начинается обучение поваров?

— Программа составляется таким образом, чтобы ребята начинали изучать темы с азов, с подготовки сырья, обработки и нарезки корнеплодов и клубней. Требуется уметь правильно подобрать овощи, ориентироваться в их вкусовых качествах, понимать, как правильно они очищаются и нарезаются для приготовления тех или иных блюд. А потом темы с каждым разом все сложнее: подготовка и нарезка овощей, подготовка рыбы и изготовление полуфабрикатов, изготовление и приготовление мяса. Таким образом учащиеся постепенно овладевают всеми навыками и совершенствуют их.

— Как было шутливо замечено на церемонии награждения, не все участники участвовали в конкурсе по велению сердца, кто-то — по велению директора колледжа. А как было в вашем случае?

— Перешёл в колледж кулинарии сравнительно недавно. Работаю здесь только три года, поэтому, возможно, на первых порах мою кандидатуру на участие в конкурсе «Мастер года» администрация даже не рассматривала, так как у нас в коллективе трудятся и более опытные мастера. Но не стану скрывать, что был рад, когда мне предложили защищать честь колледжа в этом престижном конкурсе. Я, конечно же, не раздумывая согласился, потому что именно этого и хотел.

— С чего всё начиналось? Каким было испытание первого этапа?

— Оно оказалось трудным. Во-первых, для видеовизитки требовалось снимать видео без монтажа, то есть одним кадром. Выяснилось, что рассказывать о себе последовательно, грамотно, чётко и структурированно непросто. Нужно было заснять и представить на конкурс и фрагмент урока, где максимально сжато отразить тему своего первого занятия — приготовление блюд из яиц: вкрутую, всмятку, омлет натуральный и пашот. Жюри, отсмотрев наши видеоматериалы, выбрало десять участников, которые прошли в следующий этап.

Каким оказался ваш видеоматериал в конкурсном рейтинге?

— На тот момент он был первым, но на самом деле большого отрыва между участниками не было, все друг другу наступали на пятки. А вот второй этап для меня уже был более комфортным. В нём нужно было отразить профориентационную работу, которую мы проводим, привлекая ребят к своей профессии. Это комплексная работа, которая прежде всего включает организацию мастер-классов для одиннадцатиклассников. Мы постоянно встречаем ребят и у себя в колледже, и ездим в школы. Регулярно проводятся дни открытых дверей, и старшеклассники по субботам приходят на наши занятия целыми группами. При этом они получают достаточно полное представление о колледже, так как мы обязательно проводим экскурсию, показываем нашу базу, техническое оснащение, лаборатории, кабинеты. Увидеть воочию, где ты будешь учиться в дальнейшем, довольно интересно. Работа, конечно, колоссальная, но сложность в том, что на конкурсе её нужно показать в сценическом эквиваленте, в пятиминутном творческом выступлении.

— На сцене вы должны чувствовать себя достаточно уверенно.

— На сцене довольно комфортно себя чувствую, потому что занимаюсь в ансамбле, постоянно выступаю. Но тут мне нужно было не белорусскую народную песню исполнить, а рассказать, каким образом мы занимаемся профориентацией. У нас действительно был разработан интересный сценарий, при этом времени на подготовку отводилось очень мало, потому что от одного этапа до второго была примерно неделя. За пять минут нужно было показать, что мы делаем на протяжении всего учебного года.

— Судя по результату вам удалось.

— Да, у нас всё хорошо получилось. В очередной раз оказались на первом месте, а это значит, что жюри заинтересовала наша деятельность. Мы показали, как работаем со школьниками, нашими учащимися и выпускниками. Отдельно выделили и представили наше базовое предприятие, пригласили его директора Антона Каленика, одного из лучших поваров мира. И уже по результатам этого конкурсного испытания жюри отобрало пять участников — финалистов, которые проводили открытые учебные занятия в незнакомой группе.

— А затем был финал городского этапа республиканского смотра «Мастер года». Какую тему вы изучали на открытом мероприятии в незнакомой группе?

— Приготовления котлетной массы и полуфабрикатов из неё, а также особенности детского питания. На самом деле тема не очень зрелищная, какой-то «вау-эффект» в ней трудно представить. Если он где-то и был, то только в том, что я красиво и качественно приготовил полуфабрикаты, а после текущего инструктажа все ребята так же успешно справились с заданием.

В целом структура преподавания урока у меня строится на внедрении в обучение современных технологий и программ. Поэтому то, что сейчас ребят от телефонов не оторвать, мне даже на руку! Я их телефоны применяю для достижения целей занятия. Ребятам всегда интересно зайти в гугл-класс, где выложен тест или какое-то задание, а затем что-то сделать в группах или поодиночке, обсудить результаты.

— Похоже, что помогать выстраивать отношения с ребятами помогает то, что вы свой среди своих как минимум в умении пользоваться современными девайсами?

— Получается, что так. Хотя на мой взгляд умение общаться всё же идёт от того, что я постоянно учусь и развиваюсь. Когда окончил обучение в индустриально-педагогическом колледже, на этом не остановился. Поступил в Могилёвский университет пищевых и химических технологий. Буквально год назад его окончил и сразу же поступил в Академию управления при Президенте Республики Беларусь.

— А будущему управленцу как-то пригодится прежний опыт работы?

— Для того чтобы быть хорошим руководителем, надо начинать с азов того дела, которым придётся управлять. Скажем, директору ресторана следует уметь хорошо и вкусно готовить, разбираться в основах производства, лучший администратор и управляющий — тот, кто сам когда-то работал официантом.

— Победа на городским этапе автоматически предполагает ваше участие в республиканском финале?

— Да, и на его первом этапе, насколько я знаю, там тоже нужно будет отсылать видеоматериал. Пока у меня сессия в Академии управления, поэтому работа по конкурсной подготовке ненадолго приостановлена. Положение о республиканском финале ещё не видел. Полагаю, он в чём-то будет созвучен с предыдущими этапами. Как мастер производственного обучения хотел бы дорасти до высшей категории. Конкурс весьма способствует этому, мотивирует достойно выступить в республиканском финале.

— При вручении диплома победителя вы подчеркнули вклад в это достижение команды колледжа. Что можете сказать о коллегах, которые помогали готовиться к конкурсным испытаниям?

— У нас сформировалась отличная сплочённая команда, сложилось заинтересованное общение, дружеские отношения. Бывает встаёшь посреди ночи, потому что тебе в голову пришла какая-то идея, чтобы записать её на листочке и не забыть. А в шесть утра, когда собираешься работу, звонит коллега и сообщает, что она ночь не спала, но придумала что-то необыкновенно интересное!.. Посудите сами, ну как я могу относиться к таким людям? От души благодарен своей команде за поддержку, неравнодушие и высокий профессионализм!

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка