МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Ориентир — командное взаимодействие

Коллектив средней школы № 134 имени Т. С. Мариненко под руководством директора Юлии Кулаковской стал победителем городского конкурса «Лидер столичного образования» — 2024 в номинации «Лидер столичного образования среди средних школ». Первое место в престижном конкурсе — веский повод, чтобы обратить внимание наших читателей на особенности творческого опыта педагогического коллектива и интересные управленческие решения руководителя.

 

В начале разговора c Юлией Викторовной мы коснулись истории. Дело в том, что в 2016 году она уже принимала участие в городском конкурсе «Лидер столичного образования» в номинации для заместителей директора учреждения образования. В нашем фотоархиве сохранились кадры энергичного и уверенного профессионала, представляющего управленческий проект по технологии проблемно-диагностического обучения.

— Помнится, наблюдая тогда за вашим конкурсным выступлением, подумал: «Готовый руководитель учреждения образования!» И раз скоро вы действительно стали директором, такая мысль, видимо, пришла не мне одному?

— Видимо, да, — соглашается собеседница. — Хотя тогда я ещё работала в другом учреждении образования и, скажу честно, вполне органично себя чувствовала в должности заместителя директора. У меня были прекрасные коллеги, с которыми мы до сих пор общаемся.

Конкурсный опыт со временем бесследно не исчезает, отмечает Юлия Кулаковская. Участие в прошлом конкурсе, безусловно, помогло успешно выступить, научило, как в нужную минуту собраться, сконцентрироваться и, целиком полагаясь на профессиональный опыт и интуицию, быстро принять правильное решение.

— Когда ваш коллектив стал победителем конкурса «Лидер столичного образования» — 2024, то фактически тем самым учреждение образования стало в ряд лучших школ Минска. За таким достижением ведь стоит большой труд?

— Когда пять лет назад я пришла на должность директора 134-й школы, это действительно была обычная школа. Но в 2024 году в напряжённых условиях конкурса коллектив смог настолько чётко сработать, что, признаться, мы и сами от себя не ожидали такой слаженности. Столько было энтузиазма, столько желания показать своё учреждение с самой лучшей стороны! Нам удалось продемонстрировать, что коллектив способен сегодня на многое. После победы в таком непростом состязании могу посоветовать коллегам обязательно участвовать в подобных конкурсах.

Два тура городского этапа конкурса были непростыми. Первый включал видеовизитку учреждения образования, представление управленческого проекта, брифинга «Есть вопрос директору!» и мероприятие «День в учреждении образования». Второй — фрагмент заседания методического формирования и панораму опыта «Научу за 5 минут!» для педагогов, открытое массовое мероприятие воспитательного характера «Просто о важном» для учащихся, мастер-класс «Школа управленческого мастерства. Управление качеством образования».

— Какой управленческий проект вы представляли?

— С моими заместителями представляли районный ресурсный центр педагогических классов, рассказывали о его деятельности, о становлении в нём молодых педагогов. Ресурсный центр работает второй год. Это педагогический кластер, включающий три учреждения образования: средние школы № 134 и 54, гимназию № 28. Особенность его в том, что работа здесь осуществляется не только с детьми из педагогических классов, но и с начинающими педагогами, недавно присоединившимися к коллективу.

Необходимость создания в средней школе № 134 педагогических классов Юлия Викторовна объясняет тем, что после назначения на должность директора в полной мере осознала: кадры решают всё, поэтому следует самим заботиться о подготовке педагогов, которые затем придут работать в школу.

— В следующем году ждём первый выпуск наших учащихся, которые сейчас учатся в Минском педагогическом колледже по целевым направлениям. Мы с удовольствием встретим их уже в качестве педагогических работников. Поскольку наша школа небольшая, в ней учатся всего 535 человек, каждый сотрудник на виду, каждый представляет ценность.

— Как давно вы реализуете идею приветственных писем для новых сотрудников?

— Мы практикуем её реализацию с прошлого года. Вместе с инспектором по кадрам составили шаблон письма. Теперь остаётся вносить в него имена новых сотрудников, актуальную для них информацию. Собственно, теоретические основы и опыт реализации этой инициативы и были представлены в моём мастер-классе «Путеводитель по онборбингу персонала: от новичка в страхе до суперработника».

Каждый новый сотрудник, приходя в учреждение образования, испытывает тревогу, волнение, ощущение неопределённости, стресс,— раскрывает сущность идеи Юлия Викторовна. Инструментов для того, чтобы помочь справиться с таким состоянием, обрести уверенность и психологически комфортно влиться в команду педагогов школы, немало: от адаптационных встреч с администрацией и коллегами, рекомендаций, видеоматериалов до постов в соцсетях и чек-листов. Но предваряет всё приветственное письмо, которое может быть отправлено новому сотруднику в электронной форме.

— Начинается оно словами: «Дорогая (имя)! Приветствуем Вас в нашей дружной школьной команде! Мы очень рады, что Вы стали частью нашего коллектива и уверены, что Ваши знания, опыт, талант, принесут большую пользу нашей школе и ученикам! Начало работы на новом месте всегда связано с некоторым волнением, но мы готовы Вам помочь и поддержать в любой ситуации».

Далее в письме идёт напоминание о том, в какой день и какое время начинается первый рабочий день нового сотрудника, сообщается, что в вайбере будет прикреплён подробный маршрут проезда к учреждению образования, что в школе принят деловой стиль одежды, а также расписывается, какие активности предполагаются в этот день (встреча с секретарём, экскурсия по школе, знакомство со своим рабочим местом, встреча с директором) и до какого времени продлится рабочий день.

— Почему так важно, чтобы новое место работы предстало перед молодым учителем в лучшем свете?

— Мы понимаем, что к нам приходят молодые специалисты, испытывающие внутренний дискомфорт от изменения их социальной роли: недавние студенты приобретают статус педагога. Мало того, что они должны руководить детьми, им предстоит грамотно взаимодействовать с их родителями, что, пожалуй, ещё более сложно. Хорошее впечатление от нового места работы однозначно помогает снять стресс или хотя бы уменьшить его уровень. А из чего складывается положительное впечатление? Прежде всего из того, что молодой педагог чувствует: ему здесь рады, опытные наставники готовы его поддержать, протянуть руку помощи. Кроме того, сегодня люди довольно активно переходят с места на место, поэтому важно обеспечить психологический комфорт в коллективе. Тогда есть шанс, что специалист надолго задержится на своём рабочем месте.

— Если педагоги одерживают победы в профессиональных состязаниях, значит, и ученики должны следовать их примеру?

— Уверена в этом. Вот уже 20 лет работаю в сфере образования, хотя в своё время получила смежную специальность — «эколог-технолог и преподаватель экологии, географии». После университета пришла в школу на двухлетнюю отработку, но задержалась на 20 лет. Несмотря на то, что географию преподавала только пять лет, считаю себя состоявшимся учителем. Об этом говорят победы моих учеников на заключительном этапе предметной олимпиады. Уже став заместителем директора по учебной работе, чётко осознавала, что имею право объяснять коллегам, как нужно работать на результат. Демонстрируя высокие достижения в конкурсных испытаниях, мы становимся примером для своих учеников, показываем детям, к чему и как нужно стремиться.

Несколько лет подряд учащиеся средней школы № 134 являются победителями республиканской научно-практической конференции по французскому языку. Недавно две одиннадцатиклассницы приняли участие в лингво-педагогическом конкурсе, организованном Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Их конкурсные работы были отмечены дипломами I и II степени. Достижению высоких результатов способствует тесное сотрудничество с БГПУ имени Максима Танка. Два года назад на базе школы начала функционировать кафедра французского языка МГЛУ, с которым налажены регулярные контакты.

— Более того, активно привлекаем к сотрудничеству родителей учеников с педагогическим образованием, — дополняет свой рассказ Юлия Викторовна. — Предлагаем им вернуться в педагогическую профессию. Многие отзываются, успешно работают, служат примером для своих детей, которые затем также становятся учителями.

— Сколько родителей вам удалось вернуть в образование? Из каких сфер деятельности они пришли?

— Около 15 человек. Некоторые родители оставляют свой частный бизнес и снова возвращаются в школу. Другие, уходя в иную сферу, остаются работать на полставки. Хорошо, когда 35–40-летние люди возвращаются работать в сферу образования и показывают молодым, что, во-первых, в школе тоже можно неплохо заработать, а во-вторых, рядом со мной профессионалы, готовые делиться своими знаниями. На мой взгляд, в педагогическом отношении это прекрасно.

— Заметил, что в своём мастер-классе вы обращались к теме искусственного интеллекта, опыту составления опросников с помощью ChatGPT. Вам она близка?

— Мы с коллегами постепенно осваиваем искусственный интеллект, учимся работать с ним. С его помощью, в частности, разрабатываем сценарии мероприятий. В настоящее время прохожу курс по написанию промптов — искусству оптимального общения с искусственным интеллектом. Кроме того, современные технологии интересны учащимся. Неправильно, если они будут использовать их эффективнее, чем учителя. Вдобавок важно научить детей применять искусственный интеллект в созидательных, а не разрушающих целях.

— В таком случае предлагаю затронуть тему духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в школе.

— В ходе конкурса мы касались и этой значимой темы. Она является неотъемлемой частью нашей работы. Подходить к гражданско-патриотическому воспитанию нужно ненавязчиво, аккуратно. По моему мнению, только тогда оно будет действенным. Приведу пример. Когда мы решили ходатайствовать о присвоении школе имени Татьяны Савельевны Мариненко — молодого педагога, Героя Советского Союза, в 22 года погибшей в годы Великой Отечественной войны, то наладили тесный контакт с базовой школой имени Т. С. Мариненко Полоцкого района, где когда-то работала Татьяна Савельевна. Вместе с учащимися VII–XI классов посетили агрогородок Зелёнка, где расположена школа.

Тот визит оказался памятным для обеих сторон. Гости возложили цветы к бюсту Татьяны Мариненко, находящемуся на территории школы, посетили музей боевой славы, посмотрели документальный фильм о подвиге Татьяны Савельевны, поучаствовали в интерактивной игре «По местам боевой славы Т. С. Мариненко». Коллеги поделились с единомышленниками-минчанами экспонатами, которые в обязательном порядке будут включены в экспозицию музея образования 134-й школы. Его торжественное открытие запланировано на 3 января 2025 года. В завершение визита педагоги с детьми отправились в место захоронения Татьяны Мариненко. Наблюдая за тем, насколько сильное впечатление оказывает на учеников всё увиденное и услышанное, Юлия Кулаковская пришла к выводу, что именно такие бережные прикосновения к детским душам и сердцам формируют патриотизм у подрастающего поколения.

— Правильно ли будет сказать, что подобные мероприятия сплачивают школьный коллектив?

— Безусловно. Для меня сегодня очень важно, чтобы каждый понимал: школьный коллектив — единое целое, одна большая команда, работающая на общий результат. Например, достижение и успех ученика — это достижение и его педагога, родителей и, конечно же, школы.

Чтобы развиваться, двигаться вперёд, сделать образовательный процесс более качественным, позволяющим детям конкурировать на уровне города, необходим стратегический план и умение оценивать итоги проделанной работы. Текущий анализ показывает, что такой подход приносит свои плоды.

— Пять лет назад, когда меня назначили на должность директора, в школе было всего 2 диплома по предметным олимпиадам, которые во многом являются показателем работы учреждения образования. Сегодня после завершения второго этапа у нас уже 10 дипломов. Положительная динамика — это хорошо, но важно искать дополнительные резервы для результативного участия, понять, где мы можем ещё усилить качество своей работы и, поступательно развиваясь, стремиться быть не лучше кого-то, а лучше себя вчерашних.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.