В Минске подведены итоги городского этапа республиканских конкурсов, связанных с деятельностью летних оздоровительных лагерей (https://msh.aiv.by/ru/zhurnal/novosti/uspekh-eto-stupenka-k-novym-dostizheniyam.html). Именно благодаря педагогу-воспитателю отдых в лагере становится ярким и насыщенным. Об особенностях работы, совершенствовании навыков и любви к профессии мы поговорили с победителем городского этапа республиканского конкурса «Лучший воспитатель оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учреждений общего среднего образования», учителем русского языка и литературы средней школы № 111 имени Михаила Каснерика Ириной Кулик.
— Ирина Николаевна, поделитесь, как проходил городской этап конкурса.
— Для участия в конкурсе у меня была разработана творческая визитка, самопрезентация, где представляла свою работу как воспитателя оздоровительного лагеря. Кроме того, делилась педагогическим опытом, организовав онлайн-выставку. Я отразила не только то, что мы с детьми и коллегами делаем в школьном летнем лагере, но в целом всё, чего достигла в образовательной сфере за свою педагогическую жизнь.
— Получается, вы трудитесь в детских оздоровительных лагерях на протяжении многих лет?
— Впервые детский лагерь в мою жизнь пришёл ещё в 2012 году. Будучи студенткой филологического факультета БГПУ имени Максима Танка, проходила летнюю педагогическую практику на базе оздоровительного лагеря «Горизонт». Когда впервые приехала в лагерь, мне всё было в новинку. Так получилось, что в детстве я никогда не отдыхала в лагерях. Атмосфера показалась мне совершенно новой, необычной, и она очаровывала! Большую роль сыграло и тёплое отношение ко мне со стороны руководства. У меня был очень хороший, опытный проводник в жизнь — Ольга Петровна Ильина, в то время начальник оздоровительного лагеря «Горизонт». В общем, всё там впечатлило меня настолько, что я посвятила «Горизонту» семь лет.
— А что именно вы посчитали настолько особенным и запоминающимся?
— Творческую атмосферу! Я человек креативный. Полностью освоила программу образцового хореографического коллектива «Жемчужина» Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Эврика», какое-то время танцевала в шоу-балете «Баттерфляй». Но это было чуть позже. На тот момент лагерь помог полнее раскрыть мой потенциал не только как танцора, но и как педагога. Там я действительно поняла, что нахожусь на своём месте, что хочу и должна работать с детьми. Поэтому после завершения летней педагогической практики на пятом курсе пошла работать в школу учителем русского языка и литературы. С тех пор школа из моей жизни не уходила.
— Обычно на пути молодого педагога неизбежно встречаются трудности. Как было вашем случае?
— Конечно, и на моём пути, в том числе и в лагере, не всё складывалось идеально. Я всегда присматривалась к тому, как работают старшие товарищами. Благодарна коллегам, которые ненавязчиво учили и вдохновляли нас, неопытных студентов, личным примером, не показывая собственное превосходство. В каждой школе мне встречались такие люди. Ещё помогало то, что я никогда не стесняюсь просить помощи или обращаться за советом, если чувствую необходимость.
В своей визитке я говорила, что могу чему-то научить молодых коллег, поскольку с 2016 года в «Горизонте» вела методическую работу со студентами, принимала их отчётные мероприятия, учила писать планы-конспекты, составлять план воспитательной работы отряда, организовывать работу в отряде, распределять обязанности, которых в лагере очень много. В принципе, по карьерной лестнице росла очень быстро. В студенческие годы начала с должности обычного воспитателя, потом постепенно стала старшим воспитателем отряда, педагогом-организатором, старшим педагогом и в конце концов заместителем начальника по основной деятельности.
— Можете вспомнить, что способствовало росту уверенности в педагогическом призвании?
— У меня хорошо получается ладить с детьми. Я могу создавать бесконфликтную среду, в которой каждый чувствует себя комфортно. К слову, это подтверждается тем фактом, что за всё время работы в школе я не припомню каких-то неприятных негативных моментов ни при взаимодействии с детьми, ни с их родителями. Я умею выстраивать ровные, доверительные и доброжелательные отношения как в детском коллективе, так и с родителями. Родительские собрания у нас больше похожи на дружеские чаепития, чем на традиционные заседания, где люди сидят с серьёзными и озабоченными лицами.
— Горизонтовские наработки пригодились вам при организации работы школьных лагерей?
— Я перестала работать в «Горизонте» в 2018 году, когда вышла замуж. С 2017 года преподаю русский язык и литературу в средней школе № 111. Теперь снова вернулась к работе воспитателем, но уже в школьном оздоровительном лагере «Радуга». Для участия в конкурсе мы подавали заявку как школьный лагерь «Радуга», но в этом году он переименован в «Зубраня»: было принято решение внести в название национальный колорит. Естественно, свои прежние наработки я практически целиком перенесла в наш школьный лагерь.
— О каких мероприятиях идёт речь?
— В качестве примера можно привести игру «Форт Боярд». В отличие от популярной телеигры, где при охоте за сокровищами и повороте нужного ключа на участника сыплются золотые монеты, у нас всё скромно. Мы мастерим реквизит из подручных средств, насыпаем в определённые ёмкости макароны — наши «монеты». Дети увлечённо проходят разные станции, ищут необходимые слова-ключи. Ещё в «Горизонте» было придумано «Горизонтовидение» — конкурс формата «Евровидения», где можно было исполнять песню на любом языке. Всегда ярко проходили конкурсы инсценированной песни, в том числе патриотической.
— Ваши танцевальные таланты тоже востребованы в такой деятельности?
— Безусловно. Интересным мероприятием школьного лагеря является конкурс на самый дружный отряд, когда воспитатели и дети ставят какой-то отрядный танец и представляют его пред жюри. В моей методической копилке великое множество подобных танцев. Здорово, когда танцуешь в формате «Горизонта», где отдыхает более тысячи детей, показываешь им танцевальные элементы, и все с удовольствием повторяют их!
— Видимо, и проблему детей-квадроберов можно решить переключением их внимания на иные увлекательные формы досуга?
— Разумеется, есть масса других способов разнообразить детский досуг. Педагогическая деятельность невероятно креативна, потому что в ней никогда не заканчиваются новые идеи, как лучше провести урок в рамках образовательного процесса, как сделать воспитательное мероприятие ярким и захватывающим. Когда педагог горит, то и в детях пробуждается заинтересованность. Им тоже хочется окунуться в эту творческую атмосферу!
— Насколько сильно отличаются обычный школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания от лагеря постоянного пребывания?
— В оздоровительном лагере с постоянным пребыванием детей воспитанники всё время находятся на территории учреждения, там для них создаются определённые объединения по интересам и развлечения. В обычный школьный лагерь ребята приходят на определённое время. Первая половина дня обычно отводится для мероприятий, которые проводятся в пределах школьной территории. Могут организовываться и выездные мероприятия, походы в музеи, экскурсии. Конечно, работа в лагере с круглосуточным пребыванием, пожалуй, более насыщенная. Воспитанники максимально вовлечены в разнообразные события летнего лагеря. А пребывание в школьном лагере можно сравнить с работой группы продлённого дня, только дополненную всякими необычными развлечениями.
— Сейчас в сфере образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Очевидно, это одна из важных составляющих вашей работы в школьном лагере?
— Да, патриотическое воспитание действительно играет ключевую роль в современном образовании. В 2021/2022 учебном году проходила республиканская выставка-конкурс научно-методических материалов «Гордимся прошлым, работаем для будущего». Для неё я написала программу патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не забыто», которая была отмечена дипломом II степени на районном этапе и дипломом III степени на городском этапе конкурса. В данный момент программа реализуется на базе средней школы № 111 руководителем патриотического воспитания. Разработан ряд интересных мероприятий. Например, дети разыскивают фотографии Минска прошлых лет, делают современные фото и сравнивают, как эти улицы выглядели раньше и как выглядят сейчас. На мероприятии «История моей семьи. Годы Великой Отечественной войны» и ученики, и их родители делятся своими сокровенными историями. С высоты прожитых лет понимаю, что темой любви и уважения к Родине нужно интересоваться, ведь она важна для сохранения исторической памяти. Мы стараемся дать ребятам тот самый импульс, чтобы включить их в соответствующую деятельность.
— Хотелось бы вернуться к вашей способности «растворять негатив». Правильно ли будет сказать, что такое возможно только, если человек умеет владеть собой, управлять своими эмоциями?
— Конечно, я училась управлять собой. Все дети разные, у них разные семьи, отношение к учёбе в школе у родителей тоже отличается. Я люблю свою работу и без неё не мыслю своей жизни! Именно это главное условие, именно такой любовью и растворяется всякий негатив! Даже когда уходила в отпуск по уходу за ребёнком, всё равно не могла оторваться от школы и брала определённое количество часов.
— Дети, как вы справедливо говорите, разные. Некоторые непослушные, не умеющие владеть собой. Как их воспитывать?
— Воспитывать любовью. Это работает! Вспомнился один сложный случай. В классе учился мальчик, который не хотел ничего делать. Он не писал, не читал, а всё сидел и смотрел в одну точку. Я испробовала разные методы, но ничего не помогало. Потом стала говорить, что он мой зайчик, моё солнышко, иной раз могла приобнять, и постепенно ученик превратился в «моего» ребёнка. С V по IX класс он действительно стал моей опорой. Не скажу, что это помогло ему лучше учиться, но он вырос хорошим человеком, по-настоящему душевным и светлым. Просто обстоятельства погрузили его в апатичное состояние. Хватило лишь немного веры, поддержки и ощущения надёжного плеча рядом. Именно этот метод позволяет мне устанавливать хорошие взаимоотношения с детьми.
— Работа детьми — дело ответственное, в психологическом плане она бывает достаточно напряжённой. Проблема психологического выгорания перед вами, похоже, не стоит?
— Школа — это среда, в которой чувствую так же себя комфортно в течение всего года, как рыба в воде. Нужно отдать должное руководству, во многом именно от неё зависит психологическая атмосфера в учреждении образования. Считаю, что мне по жизни всегда везло с руководством, но в средней школе № 111 оно просто замечательное. Директор Светлана Михайловна Протасевич — вечный двигатель, человек, преданный своему делу. Она и нас, педагогов, мотивирует на то, чтобы не стоять на месте, неустанно развиваться.
— Действительно, в средней школе № 111 сформирован достойный педагогический коллектив. Недавно «Минчанином года» стал заместитель директора Николай Курилович, ранее героями нашей рубрики «Личность» были ваши коллеги Инга Тихоновецкая, Наталья Чирицо.
— Согласна. Интересно, что с Николаем Юрьевичем мы знакомы давно. В начале моего педагогического пути работали с ним вместе в средней школе № 142. Мы часто даже в одних классах ведём уроки. Он преподаёт белорусский, я — русский. с Николаем Юрьевичем очень комфортно работать «в паре» , главное — всегда есть результат: наши ученики занимают достойные места на разных этапах олимпиад по нашим учебным предметам. А учитель адаптивной физической культуры Наталья Владимировна — моя тётя. Я, она и моя мама, Елена Владимировна Березанская, которая преподаёт физкультуру в начальных классах 111-й школы, представляем нашу педагогическую династию (общий педагогический стаж династии — 250 лет). Полагаю, делаем это достаточно успешно. Об этом факте я тоже рассказывала в конкурсной визитке. Благодарна коллегам и родственникам за то, что они помогают с организацией физкультурных моментов в школьном лагере. Это очень ценная поддержка. К Инге Петровне я несколько раз обращалась за советом, когда участвовала в конкурсах или создавала материалы для дистанционного обучения. Инга Петровна — мастер своего дела и человек, который никогда не откажет в помощи.
— Наверное, портрет был бы не полон без представления об уроках русского языка и литературы…
— Стараюсь, делать занятия интересными для детей. Понятно, что ученики бывают с разными способностями к тому или иному предмету. У меня учился мальчик, который имел 10 баллов по всем предметам. Очень сильный, толковый, воспитанный, умный. Вот с русским у него не всегда было хорошо — семёрочка-восьмёрочка. Но дать знания, пытаться достучаться до каждого всегда стремлюсь. Поэтому к окончанию школы ситуация была исправлена: заинтересованность и мотивированность ученика и ответственное отношение к работе учителя стали нашей формулой успеха.
Вопреки распространённому мнению, дети сейчас читают. Просто читают они то, что им интересно, а не то, что к чему обязывает школьная программа. Любое произведение можно подать интригующе и необычно. На уроках литературы я всегда говорю, что ребята вправе высказывать любое личное мнение в отношении художественного произведения. Главное — аргументировать его. При таком подходе детям становится интересна литература. Они знают, что будут услышанными, что их мнение имеет значение для учителя.
— Можете поделиться, как интригующе и привлекательно подать произведение классика?
— Возьмём, скажем, «Станционного смотрителя» Александра Сергеевича Пушкина. На уроке я довольно много внимания уделяю притче о блудном сыне. Дело в том, что на стене у станционного смотрителя висят картины с таким сюжетом. Мы знакомимся с притчей, смотрим соответствующие мультфильмы. Затем анализируем, почему данные картины висят у станционного смотрителя, как это перекликается с основной сюжетной линией произведения. Детям нравятся подобные поиски! Это намного интереснее, нежели рассуждать, кто из литературных персонажей хороший, а кто плохой.
— Кто вам ещё близок из классиков?
— Люблю поэзию Лермонтова. Никак не нахожу её депрессивной и скучной. Мне очень близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Ещё в студенческие годы я взяла эти золотые слова в качестве своего педагогического кредо. И искренне считаю, что они очень чётко отражают суть моей профессиональной деятельности.