МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Воспитывать любовью

В Минске подведены итоги городского этапа республиканских конкурсов, связанных с деятельностью летних оздоровительных лагерей (https://msh.aiv.by/ru/zhurnal/novosti/uspekh-eto-stupenka-k-novym-dostizheniyam.html). Именно благодаря педагогу-воспитателю отдых в лагере становится ярким и насыщенным. Об особенностях работы, совершенствовании навыков и любви к профессии мы поговорили с победителем городского этапа республиканского конкурса «Лучший воспитатель оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учреждений общего среднего образования», учителем русского языка и литературы средней школы № 111 имени Михаила Каснерика Ириной Кулик.

 — Ирина Николаевна, поделитесь, как проходил городской этап конкурса.

— Для участия в конкурсе у меня была разработана творческая визитка, самопрезентация, где представляла свою работу как воспитателя оздоровительного лагеря. Кроме того, делилась педагогическим опытом, организовав онлайн-выставку. Я отразила не только то, что мы с детьми и коллегами делаем в школьном летнем лагере, но в целом всё, чего достигла в образовательной сфере за свою педагогическую жизнь.

— Получается, вы трудитесь в детских оздоровительных лагерях на протяжении многих лет?

— Впервые детский лагерь в мою жизнь пришёл ещё в 2012 году. Будучи студенткой филологического факультета БГПУ имени Максима Танка, проходила летнюю педагогическую практику на базе оздоровительного лагеря «Горизонт». Когда впервые приехала в лагерь, мне всё было в новинку. Так получилось, что в детстве я никогда не отдыхала в лагерях. Атмосфера показалась мне совершенно новой, необычной, и она очаровывала! Большую роль сыграло и тёплое отношение ко мне со стороны руководства. У меня был очень хороший, опытный проводник в жизнь —  Ольга Петровна Ильина, в то время начальник оздоровительного лагеря «Горизонт». В общем, всё там впечатлило меня настолько, что я посвятила «Горизонту» семь лет.

— А что именно вы посчитали настолько особенным и запоминающимся?

— Творческую атмосферу! Я человек креативный. Полностью освоила программу образцового хореографического коллектива «Жемчужина» Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Эврика», какое-то время танцевала в шоу-балете «Баттерфляй». Но это было чуть позже. На тот момент лагерь помог полнее раскрыть мой потенциал не только как танцора, но и как педагога. Там я действительно поняла, что нахожусь на своём месте, что хочу и должна работать с детьми. Поэтому после завершения летней педагогической практики на пятом курсе пошла работать в школу учителем русского языка и литературы. С тех пор школа из моей жизни не уходила.

— Обычно на пути молодого педагога неизбежно встречаются трудности. Как было вашем случае?

— Конечно, и на моём пути, в том числе и в лагере, не всё складывалось идеально. Я всегда присматривалась к тому, как работают старшие товарищами. Благодарна коллегам, которые ненавязчиво учили и вдохновляли нас, неопытных студентов, личным примером, не показывая собственное превосходство. В каждой школе мне встречались такие люди. Ещё помогало то, что я никогда не стесняюсь просить помощи или обращаться за советом, если чувствую необходимость.

В своей визитке я говорила, что могу чему-то научить молодых коллег, поскольку с 2016 года в «Горизонте» вела методическую работу со студентами, принимала их отчётные мероприятия, учила писать планы-конспекты, составлять план воспитательной работы отряда, организовывать работу в отряде, распределять обязанности, которых в лагере очень много. В принципе, по карьерной лестнице росла очень быстро. В студенческие годы начала с должности обычного воспитателя, потом постепенно стала старшим воспитателем отряда, педагогом-организатором, старшим педагогом и в конце концов заместителем начальника по основной деятельности.

— Можете вспомнить, что способствовало росту уверенности в педагогическом призвании?

— У меня хорошо получается ладить с детьми. Я могу создавать бесконфликтную среду, в которой каждый чувствует себя комфортно. К слову, это подтверждается тем фактом, что за всё время работы в школе я не припомню каких-то неприятных негативных моментов ни при взаимодействии с детьми, ни с их родителями. Я умею выстраивать ровные, доверительные и доброжелательные отношения как в детском коллективе, так и с родителями. Родительские собрания у нас больше похожи на дружеские чаепития, чем на традиционные заседания, где люди сидят с серьёзными и озабоченными лицами.

— Горизонтовские наработки пригодились вам при организации работы школьных лагерей?

— Я перестала работать в «Горизонте» в 2018 году, когда вышла замуж. С 2017 года преподаю русский язык и литературу в средней школе № 111. Теперь снова вернулась к работе воспитателем, но уже в школьном оздоровительном лагере «Радуга». Для участия в конкурсе мы подавали заявку как школьный лагерь «Радуга», но в этом году он переименован в «Зубраня»: было принято решение внести в название национальный колорит. Естественно, свои прежние наработки я практически целиком перенесла в наш школьный лагерь.

— О каких мероприятиях идёт речь?

— В качестве примера можно привести игру «Форт Боярд». В отличие от популярной телеигры, где при охоте за сокровищами и повороте нужного ключа на участника сыплются золотые монеты, у нас всё скромно. Мы мастерим реквизит из подручных средств, насыпаем в определённые ёмкости макароны — наши «монеты». Дети увлечённо проходят разные станции, ищут необходимые слова-ключи. Ещё в «Горизонте» было придумано «Горизонтовидение» — конкурс формата «Евровидения», где можно было исполнять песню на любом языке. Всегда ярко проходили конкурсы инсценированной песни, в том числе патриотической.

— Ваши танцевальные таланты тоже востребованы в такой деятельности?

— Безусловно. Интересным мероприятием школьного лагеря является конкурс на самый дружный отряд, когда воспитатели и дети ставят какой-то отрядный танец и представляют его пред жюри. В моей методической копилке великое множество подобных танцев. Здорово, когда танцуешь в формате «Горизонта», где отдыхает более тысячи детей, показываешь им танцевальные элементы, и все с удовольствием повторяют их!

— Видимо, и проблему детей-квадроберов можно решить переключением их внимания на иные увлекательные формы досуга?

— Разумеется, есть масса других способов разнообразить детский досуг. Педагогическая деятельность невероятно креативна, потому что в ней никогда не заканчиваются новые идеи, как лучше провести урок в рамках образовательного процесса, как сделать воспитательное мероприятие ярким и захватывающим. Когда педагог горит, то и в детях пробуждается заинтересованность. Им тоже хочется окунуться в эту творческую атмосферу!

— Насколько сильно отличаются обычный школьный оздоровительный лагерь дневного пребывания от лагеря постоянного пребывания?

— В оздоровительном лагере с постоянным пребыванием детей воспитанники всё время находятся на территории учреждения, там для них создаются определённые объединения по интересам и развлечения. В обычный школьный лагерь ребята приходят на определённое время. Первая половина дня обычно отводится для мероприятий, которые проводятся в пределах школьной территории. Могут организовываться и выездные мероприятия, походы в музеи, экскурсии. Конечно, работа в лагере с круглосуточным пребыванием, пожалуй, более насыщенная. Воспитанники максимально вовлечены в разнообразные события летнего лагеря. А пребывание в школьном лагере можно сравнить с работой группы продлённого дня, только дополненную всякими необычными развлечениями.

— Сейчас в сфере образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Очевидно, это одна из важных составляющих вашей работы в школьном лагере?

— Да, патриотическое воспитание действительно играет ключевую роль в современном образовании. В 2021/2022 учебном году проходила республиканская выставка-конкурс научно-методических материалов «Гордимся прошлым, работаем для будущего». Для неё я написала программу патриотического воспитания «Никто не забыт, ничто не забыто», которая была отмечена дипломом II степени на районном этапе и дипломом III степени на городском этапе конкурса. В данный момент программа реализуется на базе средней школы № 111 руководителем патриотического воспитания. Разработан ряд интересных мероприятий. Например, дети разыскивают фотографии Минска прошлых лет, делают современные фото и сравнивают, как эти улицы выглядели раньше и как выглядят сейчас. На мероприятии «История моей семьи. Годы Великой Отечественной войны» и ученики, и их родители делятся своими сокровенными историями. С высоты прожитых лет понимаю, что темой любви и уважения к Родине нужно интересоваться, ведь она важна для сохранения исторической памяти. Мы стараемся дать ребятам тот самый импульс, чтобы включить их в соответствующую деятельность.

— Хотелось бы вернуться к вашей способности «растворять негатив». Правильно ли будет сказать, что такое возможно только, если человек умеет владеть собой, управлять своими эмоциями?

— Конечно, я училась управлять собой. Все дети разные, у них разные семьи, отношение к учёбе в школе у родителей тоже отличается. Я люблю свою работу и без неё не мыслю своей жизни! Именно это главное условие, именно такой любовью и растворяется всякий негатив! Даже когда уходила в отпуск по уходу за ребёнком, всё равно не могла оторваться от школы и брала определённое количество часов.

— Дети, как вы справедливо говорите, разные. Некоторые непослушные, не умеющие владеть собой. Как их воспитывать?

— Воспитывать любовью. Это работает! Вспомнился один сложный случай. В классе учился мальчик, который не хотел ничего делать. Он не писал, не читал, а всё сидел и смотрел в одну точку. Я испробовала разные методы, но ничего не помогало. Потом стала говорить, что он мой зайчик, моё солнышко, иной раз могла приобнять, и постепенно ученик превратился в «моего» ребёнка. С V по IX класс он действительно стал моей опорой. Не скажу, что это помогло ему лучше учиться, но он вырос хорошим человеком, по-настоящему душевным и светлым. Просто обстоятельства погрузили его в апатичное состояние. Хватило лишь немного веры, поддержки и ощущения надёжного плеча рядом. Именно этот метод позволяет мне устанавливать хорошие взаимоотношения с детьми.

Работа детьми — дело ответственное, в психологическом плане она бывает достаточно напряжённой. Проблема психологического выгорания перед вами, похоже, не стоит?

— Школа — это среда, в которой чувствую так же себя комфортно в течение всего года, как рыба в воде. Нужно отдать должное руководству, во многом именно от неё зависит психологическая атмосфера в учреждении образования. Считаю, что мне по жизни всегда везло с руководством, но в средней школе № 111 оно просто замечательное. Директор Светлана Михайловна Протасевич — вечный двигатель, человек, преданный своему делу. Она и нас, педагогов, мотивирует на то, чтобы не стоять на месте, неустанно развиваться.

— Действительно, в средней школе № 111 сформирован достойный педагогический коллектив. Недавно «Минчанином года» стал заместитель директора Николай Курилович, ранее героями нашей рубрики «Личность» были ваши коллеги Инга Тихоновецкая, Наталья Чирицо.

— Согласна. Интересно, что с Николаем Юрьевичем мы знакомы давно. В начале моего педагогического пути работали с ним вместе в средней школе № 142. Мы часто даже в одних классах ведём уроки. Он преподаёт белорусский, я — русский. с Николаем Юрьевичем очень комфортно работать «в паре» , главное  — всегда есть результат: наши ученики занимают достойные места на разных этапах олимпиад по нашим учебным предметам. А учитель адаптивной физической культуры Наталья Владимировна — моя тётя. Я, она и моя мама, Елена Владимировна Березанская, которая преподаёт физкультуру в начальных классах 111-й школы, представляем нашу педагогическую династию (общий педагогический стаж династии — 250 лет). Полагаю, делаем это достаточно успешно. Об этом факте я тоже рассказывала в конкурсной визитке. Благодарна коллегам и родственникам за то, что они помогают с организацией физкультурных моментов в школьном лагере. Это очень ценная поддержка. К Инге Петровне я несколько раз обращалась за советом, когда участвовала в конкурсах или создавала материалы для дистанционного обучения. Инга Петровна — мастер своего дела и человек, который никогда не откажет в помощи.

— Наверное, портрет был бы не полон без представления об уроках русского языка и литературы…

— Стараюсь, делать занятия интересными для детей. Понятно, что ученики бывают с разными способностями к тому или иному предмету. У меня учился мальчик, который имел 10 баллов по всем предметам. Очень сильный, толковый, воспитанный, умный. Вот с русским у него не всегда было хорошо — семёрочка-восьмёрочка. Но дать знания, пытаться достучаться до каждого всегда стремлюсь. Поэтому к окончанию школы ситуация была исправлена: заинтересованность и мотивированность ученика и ответственное отношение к работе учителя стали нашей формулой успеха.

Вопреки распространённому мнению, дети сейчас читают. Просто читают они то, что им интересно, а не то, что к чему обязывает школьная программа. Любое произведение можно подать интригующе и необычно. На уроках литературы я всегда говорю, что ребята вправе высказывать любое личное мнение в отношении художественного произведения. Главное — аргументировать его. При таком подходе детям становится интересна литература. Они знают, что будут услышанными, что их мнение имеет значение для учителя.

— Можете поделиться, как интригующе и привлекательно подать произведение классика?

— Возьмём, скажем, «Станционного смотрителя» Александра Сергеевича Пушкина. На уроке я довольно много внимания уделяю притче о блудном сыне. Дело в том, что на стене у станционного смотрителя висят картины с таким сюжетом. Мы знакомимся с притчей, смотрим соответствующие мультфильмы. Затем анализируем, почему данные картины висят у станционного смотрителя, как это перекликается с основной сюжетной линией произведения. Детям нравятся подобные поиски! Это намного интереснее, нежели рассуждать, кто из литературных персонажей хороший, а кто плохой.

— Кто вам ещё близок из классиков?

— Люблю поэзию Лермонтова. Никак не нахожу её депрессивной и скучной. Мне очень близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». Ещё в студенческие годы я взяла эти золотые слова в качестве своего педагогического кредо. И искренне считаю, что они очень чётко отражают суть моей профессиональной деятельности.

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.