МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Актуальные проблемы и приоритетные направления специального образования

Ольга КАПЛИНА, директор Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

В стране выстроена чёткая система обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития. Специальное образование и коррекционно-педагогическую помощь получают дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В Минке работают 13 специальных детских садов, 5 специальных школ, одна специальная школа-интернат, 10 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Многие учащиеся с ограниченными возможностями, поведенческими и социальными проблемами обучаются в инклюзивных классах.

В городском банке данных о детях с особенностями психофизического развития (ОПФР), сформированном на основании районных банков, учтено 35 085 детей, из которых 3601 ребёнок-инвалид. В текущем учебном году количество детей с ОПФР в банке данных Минска увеличилось на 1302 ребёнка (4 %) по сравнению с показателем прошлого года. За три учебных года отмечается значительный рост количества детей с интеллектуальной недостаточностью на 20 % и детским аутизмом на 35 % соответственно.

В учреждениях специального образования обучаются 20 % детей с ОПФР. В течение 5 лет наблюдается снижение количества воспитанников практически во всех специальных детских садах: в целом более чем на 20 %. Наша задача на 2024/2025 учебный год — проанализировать наполняемость специальных детских садов и открыть группы для детей с различными нарушениями в зависимости от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии лиц и их возраста для оказания помощи по месту жительства.

Вызывает озабоченность переукомплектованность специальной школы и специальной школы-интерната для детей с интеллектуальной недостаточностью, в которых обучаются дети, имеющие наиболее тяжёлые нарушения, в том числе поведения. Это помогает сохранить перспективу получения образования в условиях учреждения, а не на дому, и позволяет родителям работать. Руководителям этих учреждений образования необходимо задействовать все перепрофилированные помещения для открытия дополнительных первых классов как второго, так и первого отделения.

Инклюзия — доступность образования

Доля интегрированного обучения и воспитания составляет 80 %. В 2023/2024 учебном году получение специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования организовано в 315 учреждениях дошкольного образования и 140 учреждений общего среднего образования, в которых созданы специальные группы (классы) и группы (классы) интегрированного обучения и воспитания.

Для большинства детей, нуждающихся в обучении в интегрированном классе, обеспечена шаговая доступность учреждений образования.

Вместе с тем по итогам анализа комплектования специальных групп и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания выявлены проблемы с превышением норм наполняемости в учреждениях дошкольного и общего среднего образования во всех районах города.

При проведении комплектования учреждений образования на 2024/2025 учебный год необходимо предусмотреть расширение сети учреждений образования со специальными классами (группами), классами (группами) интегрированного обучения и воспитания.

Профессиональная ориентация детей с ОПФР

Особое внимание необходимо уделять системе оценивания детей с ОПФР. Отметки часто завышены и не отражают знания учащихся согласно программным требованиям. Как результат, чрезмерные ожидания родителей, которые не всегда оправдываются. Это влечёт последствия, влияющие на дальнейшую жизнь ребёнка. По окончании школы учащиеся не могут поступить в специальные группы системы профессионально образования при наличии свидетельства общего среднего образования, а также получить группу инвалидности в соответствии с тяжестью состояния ребёнка.

Следует организовать целенаправленную работу по профессиональной ориентации учащихся с ОПФР для дальнейшего получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

Наряду с различными формами интегрированного обучения и воспитания в 2023/2024 учебном году впервые открыты 24 класса совместного обучения и воспитания для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, трудностями в обучении и нарушениями речи с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). В настоящее время СДВГ не относится к особенностям психофизического развития, однако обучение таких детей требует особого внимания со стороны педагогических работников, родителей и социума.

Коррекционно-педагогическая помощь в учреждениях общего образования

Детям с ОПФР, имеющим стойкие или временные трудности в освоении содержания образовательных программ дошкольного и общего среднего образования, оказывается коррекционно-педагогическая помощь (КПП). С этой целью функционируют 477 пунктов коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

По результатам проведённого анализа ПКПП открыты в 58 % учреждений дошкольного образования и 89 % учреждений общего среднего образования. Данный вид помощи очень востребован. В Кодексе Республики Беларусь об образовании ПКПП предусмотрена и при реализации программ специального образования с учётом рекомендаций центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Стоит продолжить работу по открытию ПКПП в гимназиях города, отрегулировать количество ставок учителей-дефектологов в ПКПП учреждений образования исходя из количества нуждающихся в получении данного вида помощи.

Не следует полагаться на оказание КПП в ЦКРОиР. В работе центров приоритетом должно стать оказание ранней комплексной помощи детям до трёх лет.

Кроме того, ЦКРОиР, учитывая состав педагогов с различной специализацией, их высокую квалификацию, необходимо сосредоточиться на обеспечении коррекционно-педагогического и психологического сопровождения обучающихся с более сложными нарушениями, чем нарушения речи: расстройствами аутистического спектра, СДВГ, проблемами со слухом, зрением, трудностями в обучении.

Обеспечение прав детей с ОПФР

В настоящее время большое внимание уделяется межведомственному взаимодействию учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты по реализации нормативных правовых документов. Важно актуализировать деятельность в районах по распространению алгоритма работы с индивидуальной программой реабилитации, абилитации ребёнка-инвалида (ИПРА) в учреждении образования, который закреплён приказом комитета по образованию Мингорисполкома от 02.05.2023 № 203-ос «О дополнительных мерах по осуществлению работы с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов».

Гарантирование соблюдения реализации прав детей с особенностями психофизического развития на участие в программах дополнительного образования детей и молодёжи является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Дополнительное образование для детей с ОПФР

Дополнительным образованием на базе специальных учреждений образования, учреждений дошкольного и общего среднего образования охвачено более 60 % учащихся с ОПФР.

Значимым достижением стала организация занятий по плаванию для детей с аутизмом. В 36 учреждениях образования (3 ЦКРОиР, 10 средних школ, 23 детских сада) оздоровительные занятия по плаванию организованы для 250 детей с расстройствами аутистического спектра.

В продолжение этой работы планируется устроить широкую информационно-разъяснительную кампанию по привлечению в объединения по интересам центров дополнительного образования детей и молодёжи обучающихся с ОПФР, инвалидностью.

Социальная реабилитация и интеграция обучающихся с ОПФР включает проведение:

  • городских информационных кампаний к Международным дням глухих, слепых, инвалидов, человека с синдромом Дауна и Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма;
  • социокультурных и спортивных конкурсов, выставок, городских мероприятий, посвящённых Международному дню защиты детей;
  • республиканских благотворительных акций «Наши дети» и «Благие дела».

Участие в конкурсах, выставках и других мероприятиях социокультурной деятельности способствует информированию общественности о возможностях и способностях этой категории детей, позволяет создать условия для развития инклюзивных тенденций в Республике Беларусь.

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма в 2024 году в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь открылась выставка работ ребят с аутизмом с символичным названием "РАСпрекрасен этот мир". Далее экспозиция демонстрировалась в Министерстве образования Республики Беларусь, комитете по образованию Мингорисполкома, перед заседанием Президиума Минского городского комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Мероприятие вызвало большой общественный резонанс. Месяц спустя в торговом центре "Столица" состоялась выставка-продажа работ детей с ОПФР, обучающихся в учреждениях образования, под общим названием "Пасха в искусстве".

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка