МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Дарим радость детям, исполняя вместе

Евгения ШКЕЛЁНОК, учитель музыки специальной школы № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых

Логопедические песни для развития речи и чувства ритма у детей с ОПФР

Продолжение

Логопедические песенки созданы специально для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматической стороны речи и слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Замечено, что в ходе таких занятий у ребят значительно повышается настроение. Дети заинтересованы в совместной деятельности, лучше контролируют дыхание и произношение. Находясь в привычной и гармоничной атмосфере, сочетания речи и движений с музыкой, они раскрепощаются и расслабляются.

Представляем авторские песни, которые позволяют автоматизировать и дифференцировать звуки разных групп с целью быстрого их становления, развивать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи, диафрагмальное дыхание, способствовать эмоциональному раскрепощению и музыкальному развитию учащихся, формировать и развивать коммуникативную и социальную компетенции в процессе совместной музыкальной деятельности. О методических аспектах при работе с логопедическими песенками читайте в журнале «Минская школа сегодня», № 10, 2024, о работе с песенками других цветов —  в № 5, 2024, https://msh.aiv.by/ru/pedagogu/spetsialnoe-obrazovanie/darim-radost-detyam-ispolnyaya-vmeste.html

Голубая песенка

Песенка-распевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации губных звуков [б] – [п’], [п] – [б’], сонорных ([л] – [н] – [р’], [н] – [м] – [р], [н’] – [л], [л] – [н] – [л’], [л’] – [р] – [л] – [р’]), свистящих звуков [с’] – [с] в двух- и четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов (1–2 стечения);
  • формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

С помощью песенки можно проработать все оттенки голубого цвета (если педагог занимается с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, ручей, река, озеро, море, океан), окружающего мира (на детской площадке, одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: объяснить и показать смысл предлогов «над», «в» на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице, вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед»).

   

Голубая песенка как быстрая река,

Надо мной проносятся в небе облака.

Голубая песенка в дымке вдалеке,

Все лягушки, рыбки все плавают в реке.

Синяя песенка

Песенка-распевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящего звука [с], шипящих звуков [ш] – [ч], сонорных звуков ([л] – [л’], [н] – [н’], [р] – [р’] в двух- и четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов;
  • формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

С помощью песенки можно проработать все оттенки синего цвета. Рекомендуется ввести новые слова-оттенки: индиго, маренго, лазурь, найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, водоём), окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: объяснить и показать смысл предлогов «на», «в», «к»/«ко» на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице, вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Синяя песенка в море ушла,

На синем кораблике вдаль уплыла.

Синяя песенка в море, в ручье,

Кораблик мой весело мчится ко мне.

Синий кораблик бежит по волнам,

Так рад он всем рыбам, дельфинам, китам!

Чайки кричат и кружатся над ним

И синюю песню поют вместе с ним.

Фиолетовая песенка

Песенка-скороговорка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации нескольких групп звуков: губных [ф’] – [в] – [в’], свистящих [с] – [с’] – [ц], шипящих [ш] – [ж] – [ч], сонорных ([л] – [л’], [н] – [н’], [р];
  • формированию чёткой слоговой структуры в двух-шестисложных словах со стечениями согласных в начале и середине слов (1–2 стечения);
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «в», «у».

С помощью песенки можно проработать все оттенки фиолетового цвета. Рекомендуется ввести новые слова-оттенки: лиловый, лавандовый, сливовый, фиолетовый, пурпурный, баклажановый, найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), в овощах и фруктах, предметах окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: проработать и показать на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице смысл предлогов «на», «в», «к»/«ко», вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Фиолетовая песенка в чернике

И в садовой спелой сладкой ежевике,

Фиолетовая краска в баклажане,

Жаль, что нет её в клубнике и банане.

Фиолетовый цвет в маленьком цветочке,

И в фиалке, и в красивом василёчке,

Фиолетовый есть цвет у радуги-дуги,

Только до него добраться помоги!

Разноцветная песенка

Финальная песенка, завершающая блок по основным цветам радуги.

Песенка-попевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков разных групп;
  • согласованию слов в косвенных падежах;
  • формированию чёткой произносительной стороны речи и слоговой структуры трёх- и пятисложных слов со стечением согласных звуков.

Исполняется после разучивания песенок по всем основным цветам радуги. Направлена на раскрепощение, поднятие настроения, эмоциональное расслабление. Рекомендуется одеть ребят по цветам радуги, стать в хоровод либо по линии и исполнять песню с детскими шумовыми инструментами, чтобы устроить настоящий праздник!

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,

Голубой, синий, фиолетовый!

Сколько на свете красок прекрасных,

Тёплых, прохладных, ярких — очень разных!

 

Пойте, играйте, сочиняйте, фантазируйте в атмосфере творчества, музыки и замечательного настроения!

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка

     
     

We use cookies
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая ПРИНЯТЬ, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте.