МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Дарим радость детям, исполняя вместе

Евгения ШКЕЛЁНОК, учитель музыки специальной школы № 18 г. Минска имени братьев Евдокимовых

Логопедические песни для развития речи и чувства ритма у детей с ОПФР

Продолжение

Логопедические песенки созданы специально для коррекции звукопроизношения, развития лексико-грамматической стороны речи и слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Замечено, что в ходе таких занятий у ребят значительно повышается настроение. Дети заинтересованы в совместной деятельности, лучше контролируют дыхание и произношение. Находясь в привычной и гармоничной атмосфере, сочетания речи и движений с музыкой, они раскрепощаются и расслабляются.

Представляем авторские песни, которые позволяют автоматизировать и дифференцировать звуки разных групп с целью быстрого их становления, развивать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи, диафрагмальное дыхание, способствовать эмоциональному раскрепощению и музыкальному развитию учащихся, формировать и развивать коммуникативную и социальную компетенции в процессе совместной музыкальной деятельности. О методических аспектах при работе с логопедическими песенками читайте в журнале «Минская школа сегодня», № 10, 2024, о работе с песенками других цветов —  в № 5, 2024, https://msh.aiv.by/ru/pedagogu/spetsialnoe-obrazovanie/darim-radost-detyam-ispolnyaya-vmeste.html

Голубая песенка

Песенка-распевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации губных звуков [б] – [п’], [п] – [б’], сонорных ([л] – [н] – [р’], [н] – [м] – [р], [н’] – [л], [л] – [н] – [л’], [л’] – [р] – [л] – [р’]), свистящих звуков [с’] – [с] в двух- и четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов (1–2 стечения);
  • формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

С помощью песенки можно проработать все оттенки голубого цвета (если педагог занимается с маленькими детьми), найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, ручей, река, озеро, море, океан), окружающего мира (на детской площадке, одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: объяснить и показать смысл предлогов «над», «в» на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице, вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед»).

   

Голубая песенка как быстрая река,

Надо мной проносятся в небе облака.

Голубая песенка в дымке вдалеке,

Все лягушки, рыбки все плавают в реке.

Синяя песенка

Песенка-распевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящего звука [с], шипящих звуков [ш] – [ч], сонорных звуков ([л] – [л’], [н] – [н’], [р] – [р’] в двух- и четырёхсложных словах со стечением согласных в начале и середине слов;
  • формированию чёткой слоговой структуры слова, звукопроизношения при стечении согласных звуков;
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «над» («надо»), «в».

С помощью песенки можно проработать все оттенки синего цвета. Рекомендуется ввести новые слова-оттенки: индиго, маренго, лазурь, найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), объектах неживой природы (небо, водоём), окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: объяснить и показать смысл предлогов «на», «в», «к»/«ко» на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице, вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Синяя песенка в море ушла,

На синем кораблике вдаль уплыла.

Синяя песенка в море, в ручье,

Кораблик мой весело мчится ко мне.

Синий кораблик бежит по волнам,

Так рад он всем рыбам, дельфинам, китам!

Чайки кричат и кружатся над ним

И синюю песню поют вместе с ним.

Фиолетовая песенка

Песенка-скороговорка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, чистоты интонирования, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации нескольких групп звуков: губных [ф’] – [в] – [в’], свистящих [с] – [с’] – [ц], шипящих [ш] – [ж] – [ч], сонорных ([л] – [л’], [н] – [н’], [р];
  • формированию чёткой слоговой структуры в двух-шестисложных словах со стечениями согласных в начале и середине слов (1–2 стечения);
  • улучшению навыка словообразования с использованием суффиксов, согласования слов с предлогами «в», «у».

С помощью песенки можно проработать все оттенки фиолетового цвета. Рекомендуется ввести новые слова-оттенки: лиловый, лавандовый, сливовый, фиолетовый, пурпурный, баклажановый, найти и показать их в кабинете, на картинках, предметах в интерьере образовательного пространства либо на улице (кубиках, конструкторе, карандашах, фломастерах, красках, гуаши, цветной бумаге), в овощах и фруктах, предметах окружающего мира (на детской площадке, на одежде). Важно уделить внимание работе с предлогами: проработать и показать на примере с конкретными предметами, мебелью в группе/классе, объектами на улице смысл предлогов «на», «в», «к»/«ко», вспомнить другие, часто употребляемые в речи предлоги («с», «за», под», «из-за», «перед», «около», «между»).

Фиолетовая песенка в чернике

И в садовой спелой сладкой ежевике,

Фиолетовая краска в баклажане,

Жаль, что нет её в клубнике и банане.

Фиолетовый цвет в маленьком цветочке,

И в фиалке, и в красивом василёчке,

Фиолетовый есть цвет у радуги-дуги,

Только до него добраться помоги!

Разноцветная песенка

Финальная песенка, завершающая блок по основным цветам радуги.

Песенка-попевка способствует:

  • развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков разных групп;
  • согласованию слов в косвенных падежах;
  • формированию чёткой произносительной стороны речи и слоговой структуры трёх- и пятисложных слов со стечением согласных звуков.

Исполняется после разучивания песенок по всем основным цветам радуги. Направлена на раскрепощение, поднятие настроения, эмоциональное расслабление. Рекомендуется одеть ребят по цветам радуги, стать в хоровод либо по линии и исполнять песню с детскими шумовыми инструментами, чтобы устроить настоящий праздник!

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,

Голубой, синий, фиолетовый!

Сколько на свете красок прекрасных,

Тёплых, прохладных, ярких — очень разных!

 

Пойте, играйте, сочиняйте, фантазируйте в атмосфере творчества, музыки и замечательного настроения!

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка