МЕНЮ

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Время работы: понедельник - четверг 9.00-18.00, пятница 9.00-15.30

.

.

.

.

.
МЕНЮ

Цифровая трансформация: новые реалии

Пленарное заседание ХI Открытой международной научно-практической конференции «Дорожная карта цифровой трансформации образования» состоялось в Минском городском институте развития образования. Модераторами выступили проректор по научно-методической работе Людмила Воронецкая и декан факультета повышения квалификации педагогических работников Дмитрий Прохоров.

С приветственным словом к участникам конференции обратились первый проректор МГИРО Сергей Стренковский, руководитель представительства Нижегородской области Российской Федерации в Республике Беларусь Андрей Дудкин, ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова.

— Жизнь в ХХІ веке без цифровизации, цифровой трансформации, невозможна, — подчеркнул особую актуальность мероприятия Сергей Стренковский. — Внедрение новых информационных технологий, несомненно, позволило человечеству шагнуть вперёд, и в этом плане система образования должна быть в авангарде. Если она не будет внедрять и использовать передовые технологии, то это негативно скажется и на остальных сферах жизни.

— Конференция является мероприятием, которое ещё раз показывает единение двух наших народов, русского и белорусского, — отметил Андрей Дудкин. — Приятно, что наше сотрудничество в культурно-гуманитарной и научно-образовательной сферах всё более активно укрепляется. Показательно, что опыт, который можно назвать одним из лучших в Российской Федерации по тематике конференции, сегодня будет представлять наша нижегородская компания «Цифровое пространство».

Елена Окунькова поблагодарила руководство МГИРО за приглашение к участию в конференции и выразила готовность к продолжению сотрудничества, а также уверенность в том, что у обеих сторон есть чем поделиться друг с другом, в том числе и в сфере цифровизации.

Открыл пленарные выступления доклад заместителя начальника секретариата наблюдательного совета Парка высоких технологий Александра Мартинкевича «Возможности использования нейросети в образовательном процессе». Своё выступление Александр Михайлович начал с выражения благодарности педагогам со стороны белорусской ИТ-индустрии:

— Благодаря вам и всему тому, что вы делаете для подрастающего поколения, наши компании получают образованных сотрудников. Именно качественное образование даёт белорусской ИТ-отрасли те конкурентные преимущества, которые позволяют оставаться крупнейшим ИТ-кластером среди постсоветских стран.

Говоря же о нейросетях, мы подразумеваем искусственный интеллект, и наоборот, говоря об искусственном интеллекте, подразумеваем нейросети.

Представив впечатляющий обзор современных достижений искусственного интеллекта, Александр Мартинкевич делает однозначный выбор в пользу передовых технологий (хотя бы потому, что детям они интересны, это дополнительно мотивирует их к обучению). Вместе с тем своё выступление он завершил метафорически, не отрицая возможных проблем и опасностей, обусловленных развитием нейросетей:

— Многие дети сейчас пользуются нейросетью. Но смотрите, что получается. Я как ученик зашёл в нейросеть, решил задачу, сбросил вам. Вы как учитель, чтобы не проверять её, можете взять задачу, «закатать» её в нейросеть и получить ответ, правильно или неправильно она решена. Однако о каком качестве образования может идти речь в таком случае? — задаёт риторический вопрос докладчик. — И всё же мне нравится фраза, которая даёт надежду, что искусственный интеллект не победит человека: мы способны управлять тиграми не потому, что мы сильнее, а потому что умнее.

Опыт российской ИТ-компании в разработке и применении виртуальной реальности в образовании представил директор ООО «Цифровое пространство» Артём Трахин. Компания, которую он возглавляет, на протяжении четырёх лет занимается созданием иммерсивных VR-уроков для российских школ.

— В 2022 году в Администрации Президента компанию назвали фабрикой цифрового контента для школ. Мы благодарны за эти слова и используем их как девиз. У компании два основных продукта: «VR-школа» и «Конструктор создания уроков», в России они используются в 1200 учреждениях образования. Иммерсивная школа — это экосистема обучения для учеников и преподавателей, российский аналог таких платформ, как Apple Store, Google Store, предназначенный для запуска технологий виртуальной реальности. А программный комплекс «Конструктор» позволяет создавать как технологии VR, так и технологии XR на VR-очках, персональном компьютере и планшете, которые работают в некой единой системе.

Докладчик также сообщил о программе повышения квалификации, которая согласована с Министерством образования Российской Федерации, и уже более 4 тыс. педагогов прошли её бесплатно. Такую же возможность Артём Трахин готов предоставить и белорусским педагогам.

«Актуальный профиль магистерской программы “Цифровая дидактика”: преобразование практики подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде» — тема доклада профессора департамента методики обучения Московского городского педагогического университета Марины Романовой.

Магистерская программа «Цифровая дидактика» предлагает формирование полного комплекса знаний и навыков, необходимых для успешной работы в цифровой образовательной среде. Она охватывает различные аспекты цифровой теории обучения, включая использование электронных учебников, интерактивных платформ и онлайн-курсов, изменение содержания занятия, планирование визуального сопровождения и использования актуальных платформ для проведения качественного и интересного урока.

— Воплощение выделенных компонентов, — детализировала Марина Романова, — находит отражение в таких дисциплинах, как «Информационная безопасность детей в цифровой среде», «Цифровая культура педагога и безопасность», «Основы цифровой дидактики», «Цифровые образовательные технологии и коммуникации», «Педагогический дизайн цифровой образовательной среды», «Цифровые ресурсы и сервисы в учебном процессе», «Разработка цифровых инструментов образования» и др. Перспективы развития магистерской программы видятся в её адаптации под нужды конкретных регионов или школ. Учитывая, что каждое учебное заведение имеет свою специфику и требует определённого подхода к внедрению цифровых технологий, программа может быть модифицирована и дополнена в соответствии с этими потребностями.

Реализацию модели управляемого развития электронных сервисов в учреждении дополнительного образования взрослых представил первый проректор МГИРО Сергей Стренковский.

В докладе было отмечено, что в текущем году планируется использовать ресурсы, введённые в эксплуатацию в системе образования региона: автоматизированную систему обработки данных «Открытая платформа “Образование”» (данные о педагогах) и информационный ресурс «Повышение квалификации» (данные о пройденных образовательных программах повышения квалификации каждого педагога с указанием периода, места и тематики).

— Ожидается, что внедрение модели управляемого развития электронных сервисов для повышения качества предоставления образовательных услуг в учреждении дополнительного образования взрослых позволит решить ряд проблемных вопросов, с которыми неизбежно сталкивается система образования, работающая в условиях инновации в сфере цифровизации. Это необходимость развития национальных стандартов в области создания, развития, внедрения и сопровождения автоматизированных информационных систем и программных комплексов; объединение применяемых инструментов и программных платформ для автоматизации одних и тех же процессов в системе образования региона; унификация современных автоматизированных систем и программных комплексов, применяемых в системе образования, для неспециалистов в области цифровизации.

Начальник центра развития инженерного образования и организации учебного процесса Белорусского национального технического университета Татьяна Канашевич представила доклад «Инженерные классы в системе непрерывного инженерно-технического образования».

Для обеспечения функционирования инженерных классов работниками БНТУ созданы учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» межпредметного характера для Х–XI классов; методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий (размещены на интернет-странице «Инженерные классы с БНТУ»). На сайте БНТУ и телеграм-канале «Инженерные классы с БНТУ» размещена актуальная информация для организации работы по реализации программы «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», учебная программа повышения квалификации для педагогов учреждений общего среднего образования «Педагогические стратегии реализации учебной программы факультативных занятий "В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию"».

— За первое полугодие 2023/2024 учебного года на базе БНТУ учащиеся инженерных классов смогли посетить практические занятия, профориентационные мероприятия, побывать на факультетах университета, в научно-технологическом парке БНТУ «Политехник». Общее количество учащихся, которые приняли участие в данных мероприятиях, составляет 1053 человека.

В докладе начальника центра учебно-методической работы с кадрами образования Могилёвского государственного областного института развития образования Светланы Кондратьевой был представлен опыт организационно-методического сопровождения инженерных классов, функционирующих в Могилёвской области с 2023/2024 учебного года.

В 28 учреждениях общего среднего образования Могилёвской области открыты 29 групп (классов) инженерной направленности, в которых обучаются 263 десятиклассника. Помимо изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне, учащиеся осваивают учебную программу факультативного занятия «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию».

С целью повышения профессиональных компетенций педагогических работников области, работающих в классах (группах) инженерной направленности, специалисты МГОИРО осуществляют их организационно-методическое сопровождение, консультирование по реализации программы упомянутого выше факультатива. Совместно с представителями Белорусско-Российского университета разработана программа повышения квалификации для педагогических работников учреждений общего среднего образования, работающих в профильных классах (группах) инженерной направленности.

Доцент кафедры математики и компьютерной безопасности Полоцкого государственного университета Анастасия Мателёнок поделилась опытом реализации принципов преемственности (предложенных Галиной Худяковой) и профессиональной направленности (сформулированных Анатолием Сманцером) в обучении математике в математических классах. Был представлен практический опыт взаимодействия Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой и Полоцкой государственной гимназии № 2 по организации обучения учащихся в инженерных классах.

—  На занятиях мы рассматриваем темы, которые не входят в содержание общеобразовательной программы по математике или рассматриваются неглубоко. При этом акцент делается на том, чтобы наши будущие абитуриенты и, возможно, студенты лучше представили, чем они будут заниматься в процессе обучения, получили знания по профессиональной направленности, разобрались, что собой представляет специальность, которую они смогут получить в вузе.

 

 

Журнал «Минская школа сегодня»

220070, г.Минск,
пр-т Победителей 47/1, подъезд 2

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

(8017) 390 44 63

Рейтинговая оценка